Ивана Адамовича Сауэра в Казахстане не знает разве что ребенок. Начиная простым бригадиром в совхозе, он добился небывалых высот. Успешный предприниматель и управленец располагается на 32 строчке ТОП-50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана по данным Forbes.
Владелец и генеральный директор ТОО «Агрофирма «Родина». Также владеет ТОО «Астана-Нан», ТОО «Жакен-1», ТОО «Тастак», ТОО «АФ-Отан». Член общественного совета АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» и попечительского совета общественного фонда «Қазақстан халқына». Пересчитывать его многочисленные ордена, медали и знаки почета не хватит рук. Не говоря уже о том, что жить и работать в селе Родина и одноименном предприятии вроде бы мечтают многие… Вроде бы.
ТОО «Агрофирма «Родина» – на первый взгляд, образцово показательное хозяйство. Особенно она знаменита производством молока и молочной продукции по демократичным ценам. Островок социализма, куда любят наведываться различного рода делегации и экскурсии.
В беседе с местными жителями обязательно прозвучит хвалебная ода в честь Ивана Адамовича. Мечеть, церковь, школа, котельная и прочая инфраструктура построена за счет ТОО «Агрофирма «Родина». Местный акимат здесь выполняет больше роль «секретаря» чем органа власти. Ведь достаточно озвучить проблему, как Иван Адамович уже ее решает. Как говорится: «Вижу цель не вижу препятствий».
Но у весовых и, казалось бы, авторитетных людей, часто есть своя «темная сторона», изнанка, которая с возрастом как гангрена начинает разъедать их личность. В случае с Сауэром – это совершенно жуткая мстительность и желание преследовать в еще недавнем прошлом «своих» людей и их семьи, каким-то образом оказавшихся ему неугодными, но при обязательном условии – они должны находиться в заведомо более слабой позиции, чем он. На эту роль обычно хорошо подходят его бывшие подчиненные или партнеры по бизнесу (даже самые многолетние).
Для лучшего понимания ситуации для начала обратимся к событиям десятилетней давности. Когда Иван Сауэр решил «уничтожить» своего верного многолетнего работника за желание уволится и уйти в свободное плавание.
Доносы на бывшего главного инженера «Родины» и членов его семьи
Героя, впавшего в немилость «молочного короля», зовут Владимир Можейко. Он был главным инженером в ТОО «Агрофирма «Родина» и помогал Ивану Сауэр поднимать молочную ферму. Был, так сказать, правой рукой по вопросам техники, ее закупкам, проверки и многого другого. Почти двадцать лет он работал бок о бок с именитым бизнесменом пока в 2012 году нрав «хозяина» не поставил точку в их отношениях.
Дело в том, что, выйдя из очередного отпуска Владимир Можейко получил воз и маленькую тележку претензий по поводу подготовки к весеннему боронованию. А меньше, чем через неделю Иван Сауэр решил «расстаться» с сотрудником и Можейко написал заявление по собственному желанию. Казалось бы, что это рядовая ситуация и в ней нет ничего критичного. Но занимает то, что происходило дальше.
Немного отступим, чтобы картина была предельно понятна. Иван Сауэр, полноправный господин в им же отстроенном селе Родина. Все там принадлежит ему – помимо производственных активов, его же дома, сдающиеся в наем работникам агрофирмы, его же коммуникации – электричество, вода.
Владимир Можейко – разжалованный фаворит, проживший почти 20 лет в служебной квартире вместе со своей семьей – супругой, работающей на местное ЖКХ, подведомственное, конечно же, агрофирме Сауэра, и сыном – работающим в ТОО, занимающимся закупом сельскохозяйственной техники, но вот только – независимом от агрофирмы «Родина».
Служебную квартиру семья бывшего главного инженера была вынуждена освободить сразу после увольнения Владимира. Но там же, в селе на праве собственности им принадлежит участок земли с недостроенным домом, в котором оставалось закончить лишь отделку. Поэтому семейство Можейко остаться на улице не боялось.
Однако после увольнения Владимира спокойная жизнь не удалась. Видимо бывшего работодателя настолько зацепила независимость Можейко, что тот решил сжить со свету семейство. Дом отключили от воды и света, под предлогом ремонта теплотрассы перекопали подъезд к нему, а зимой со всех округ туда ссыпали снег. Обращения Можейко за помощью к депутатам и акимам не дали результатов. Однако Иван Адамович не остановился на «мелких» пакостях и пошел дальше, решив посадить бывшего работника лет так на дцать.
Сначала «молочный король» написал заявление в Межрайонную финансовую полицию по Целиноградскому региону, обвинив отца и сына Можейко в мошенничестве. Агрофирма Родина закупала запчасти на сельхозтехнику на крупную сумму денег. Якобы они присвоили часть денег. Но проверка показала, что документы все в порядке и в возбуждении дела отказали.
Спустя пару месяцев Сауэр написал новое заявление, обвиняя Можейко старшего уже в хищении на 622 тысячи тенге. В этом случае Владимир покупал запчасти, но они не соответствовали модификации двигателя. Вновь проверка, договоры, перечисления отчеты и прекращение дела. Главный инженер предоставил чек, что вернул все до копейки в кассу.
Тогда Иван Адамович написал заявление уже в РОВД и выставил семейству долг за отопление почти в 200 тыс. тенге. Но и в этом случае получил отказ, со ссылкой на гражданско-правовые отношения.
В январе 2013 года Сауэр подал иск в Целиноградский районный суд о взыскании задолженности за отопление и выиграл первые две инстанции. Не обделил вниманием «хозяин» Родины и супругу Можейко, но получил отказ в возбуждении дела.
Попутно Иван Сауэр не упускал возможность нелицеприятно высказываться о бывшем сотруднике среди жителей села и пайщиков прилюдно называя вором.
Устав от вечных нападок Владимир Можейко написал встречное заявление по факту заведомо ложного доноса. Шутка ли, когда бывший шеф планомерно пытается посадить тебя и твою семью, выдвигая одно ложное обвинение за другим. При чем ни один факт не подтверждается, а после проверок указывается, что Сауэр изначально владел всеми документами, опровергающими обвинения. Однако в полиции посчитали, что владелец Родины «добросовестно заблуждается» и вывели его из-под удара.
Компанию «Астана-Нан» плавно отжали?
И вот спустя десять лет история повторяется. Одно из главных действующих лиц все то же – Иван Адамович Сауэр. Только «жертва» на этот раз – бывший партнер, соучредитель ТОО «Астана-Нан» Борис Цоктоев.
В 1999 году он совместно с Маратом Сарсембаевым с нуля создали компанию по реализации и производству средств защиты растений. В 2004 году к ним присоединился Иван Сауэр. Каждому досталось по 33,33 %, а главный пакет с разницей в 0,1 % достался Сарсембаеву, как главному учредителю.
Годы шли, производство росло. Компаньоны построили свой цех по производству и на сегодняшний день ТОО «Астана-Нан» занимает не последнее место в стране, производя отечественную и качественную продукцию.
Но видимо играть на вторых ролях не для хозяина «Родины». И в 2019 году он потихоньку начал вытеснять самого молодого из троицы – Бориса Цоктоева, который отвечал за финансовую деятельность. Заменил на «своих» сотрудников бухгалтерии и директора, в компании создал службу безопасности. Вынудил Цоктоева уволиться, а потом и вовсе «подарить» 3,33 % доли, угрожая уголовным преследованием, а затем продать остальные 30 % в ТОО «Астана-Нан» за 750 млн тенге.
При этом покупалась доля за счет средств компании и при разделении на оставшихся двух учредителей контрольный пакет оказался у Сауэра – 51,66 %. В скором времени ТОО «Астана-Нан» выкупила оставшуюся долю, и Иван Адамович стал единоличным владельцем.
При этом, уходя из «Астана-Нан» Борис Цоктоев выкупил себе дочку ТОО «UKAZ GROUP», которая на тот момент не представляла интереса «молочному королю». Спустя пару лет бизнес начал развиваться, к Цоктоеву перешли часть сотрудников «Астана-Нан», а компания могла стать полноценным конкурентом для Сауэра в области средств защиты растений.
Но, видимо, Иван Сауэр не захотел делиться местом под солнцем. Не прошло и полугода с момента продажи доли, как против Цоктоева возбудили уголовное дело о хищениях, несмотря на имеющиеся расписки об отсутствии претензий.
Заявление в МВД, пара лет досудебного расследования и дело оказалось в столичном Специализированном Межрайонном суде по уголовным делам. Вменяют внушительную сумму – более 800 млн тенге и грозит Цоктоеву до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Однако дело как будто шито белыми нитками. Внесенные деньги потерпевший отказывается признавать, а выданные суммируются дважды, искусственно завышая ущерб.
Когда дело слеплено белыми нитками
Из шести эпизодов, вменяемых подсудимым три основаны на расчетно-кассовых ордерах и плюс эпизод по авансовым отчетам. При этом следователь «нашел» новый способ хищения – не выписывать расходник, а просто вносить во вкладной лист запись о выдаче. Тогда как эксперт и бухгалтеры говорят, что вкладные листы не могут быть основанием выдачи денег. К ним должны прикладываться приходные и расходные кассовые ордера. Ведь это лишь бухгалтерский реестр, где указываются документы по движению наличных средств.
Но то ли в погоне за показателями, то ли по чьей-то просьбе, следователь разделил расходно-кассовые ордера от вкладных листов и направил на разные экспертизы. Как итог сумма ущерба значительно превысила полученные средства. К тому же, Борису Цоктоеву вменяют не только полученные им деньги, но выданные другим сотрудникам. Объясняют это просто – он отвечал за финансы значит должен нести ответственность.
Скрыли от экспертов внесенные Цоктоевым деньги на счет ТОО «Астана-Нан». Где-то документы не донесли, а где-то ограничили период исследования. Поэтому, выходит, что долгов много, а платежей практически нет.
Усложняют ситуацию и многочисленные корректировки базы «1С: Бухгалтерия». Эксперты и подсудимые говорят, что цифры в программе не бьются с документами, но провести техническую компьютерную экспертизу для выяснения кто, когда и что изменил следователь и потерпевшая сторона не хотят.
Зачем устанавливать истину, когда уверен в «виновнике». А вдруг выяснится, что Цоктоев не вор? Не помогло даже постановление следственного суда с требованием ее провести. Назначить ее назначили, но предоставить необходимые документы не захотели.
При этом, все вещественные доказательства следователь передал на сохранение в ТОО «Астана-Нан». Долгое время подсудимые не могли с ними ознакомиться, а в суде вдруг выяснилось, что на экспертизу предоставлялись совершенно иные документы.
По словам эксперта, внешний вид, наличие подписей и получатель в исследуемых документах отличаются от предоставленных в суд. Как и их количество.
Если в 2022 году на исследование попало с десяток коробок с документами, то до суда дошло лишь несколько папок. Куда делись остальные – загадка.
В ТОО «Астана-Нан» уверяют, что предоставили весь объем вещдоков. А на обвинение защиты в фальсификации парировали: «Следователю все предоставили. Как так получилось сами не знаем». Есть вероятность, что следователь будет придерживаться аналогичной позиции в своем допросе, ссылаясь на потерпевших. В любом случае вопросов к досудебному расследованию дела очень много.
Сауэр бдит за процессом, но суд должен выступать от имени государства
Интересно, что господин Сауэр присутствует на каждом заседании, не забывая крайне негативно и бранно отзываться о профессиональных и личных качествах своего бывшего партнера Цоктоева. Якобы еще задолго до уголовного дела подозревал того в хищениях и даже публично назвал вором, но почему-то ничего предпринимать не стал.
При этом, на вопрос защиты как так получилось, что, позиционируя себя инвестором он не контролировал активы, оскорбился и разразился длительной тирадой о своих достижениях в Родине.
К слову, одна из подсудимых – бухгалтер Земфира Сабирова, родом из села Сауэра, а ее родители проживают там до сих пор. Налицо очевидная зависимость от владельца агрофирмы «Родина». Видимо в этом кроется причина, почему несмотря на такое серьезное обвинение она продолжает защищать Ивана Сауэра.
Например, настаивает, что бизнесмен не получал зарплату. Хотя в деле имеются переписки, которые говорят об обратном. Провал в памяти у главного бухгалтера и когда речь заходит о деньгах, оформленных на подотчет Цоктоева, но по факту переданных Сауэру (?). Ведь тогда может пострадать репутация Сауэра, как честного и справедливого бизнесмена.
Хотя насколько честно и справедливо пользоваться своей властью, чтобы посадить своих бывший соратников, да еще возможно и своего бывшего бухгалтера в придачу – большой вопрос.
В любом случае, поставить точку в споре двух бывших партнеров предстоит суду. А подсудимым остается лишь надеяться, что судья окажется беспристрастной и решит спор основываясь на фактах, а не во многом преувеличенной и раздутой репутации Ивана Сауэра как талантливого менеджера.
Что-то мы не знаем по-настоящему выдающихся бизнесменов, которые с подобной кровожадностью пытаются сжить со свету, расправиться, посадить, сломать жизнь своим бывшим главным инженерам, бухгалтерам, соучредителям, директорам, партнерам по бизнесу и т.д.
На безрыбье, и Сауэр – «молочный король»
Лично наше наблюдение – от редакции «Ведомости Казахстана» — заключается в том, что Сауэр очень сильно зарвался и заигрался. И виной тому, что у него нет конкурентов. Это и позволяет вести ему себя так со своим ближайшим окружением. Будь у господина Сауэра в конкурентах по сбыту молока в Астану хотя бы еще одна-две примерно таких же компаний возле Астаны (а это вполне достижимо), то и вел бы он себя совершенно по-другому. Был бы если не паинькой, то уж точно с наслаждением не посвящал бы 90 % своего времени наблюдениям за страданиями своих бывших коллег в суде.
Крутился и вертелся бы как уж на сковородке в свои годы, договаривался бы по-хорошему со своим окружением, а не пытался уничтожить своих бывших соратников и членов их семей. А так – да, в условиях отсутствия конкуренции, на безрыбье и рак – рыба. Довольно стандартное по всем меркам молочное хозяйство, у нас преподносится – как нечто выдающееся и гениальное. Ну да, для тех, кто не был на стандартных молочных фермах даже не самых первых регионов России или Беларуси, Агрофирму «Родину» Сауэра можно преподнести как светоч молочного производства.
Кто не видел более или менее современных упаковочных линий на не самых передовых молочных заводах постсоветского пространства, упаковка молока, кефира и прочих продуктов Саура «а-ля мы из ГДР 70-х годов» еще может кого-то в чем-то убедить.
В условиях тотальной производственной и творческой нищеты – хозяйство и продукция Сауэра, это, конечно, хорошо. Но не кажется ли вам, что этого «хорошо» уже достаточно и совсем уж наглеть дальше не гоже, ощущая себя слишком Богом и вершителем судеб в отдельно взятом населенном пункте замкнутого типа.
Скажете, этим ребятам и девчатам (бывший главный инженер, соучредитель, бухгалтер) просто не повезло, и они оказались не в том месте и не в то время. Хорошо, а как вам судьба двух бывший директоров «Астана – Нан»: люди продвинутые Сауэром, а потом вдруг оказавшиеся на крючке, подписавшие нужные финансовые документы и задолжавшие «Астана – Нан» Сауэра крупные суммы денег. А ведь они их брали подотчет (записывали на себя) и, наверное, не всегда использовали только в своих личных целях.
А теперь они должны или были должны компании Сауэра, их вывели из-под уголовного преследования и теперь… надо же такому случиться, они дают в суде нужные Сауэру показания.
Это ли счастливая судьба соратников господина Сауэра?! На них же без сочувствия не взглянешь.
Впрочем, это уже тема отдельной статьи.
Продолжение следует
Саят АБДРАХМАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости