Балхашская АЭС с тарифом между 14 и 60 тенге за кВт-час
Свершилось: вопрос появления атомной электростанции в Казахстане, пусть даже на предварительной, до начала проектирования и строительства, стадии перешел в практическую плоскость. А именно – правительство составило шорт-лист претендентов, из которых теперь предстоит выбрать, будет ли казахстанская АЭС российской, китайской, французской или, допустим, корейской.
СЕГОДНЯ ЗНАТЬ ПРО ЗАВТРА
И сразу же выявляются вопросы на перспективу пары десятилетий, ответы на которые полагалось бы знать уже сейчас. Начиная с того, что первая очередь АЭС заработает, в лучшем случае, лет через 12-15, тогда как судьбоносные решения по ней предстоит принять не далее, как в этом году, максимум – в следующем.
Между тем, мы в Казахстане, честно сказать, не просто не готовы давать на них ответы, — не готовы даже осознать и поставить целый ряд именно основополагающих вопросов. Ну что же, тем больше оснований хотя бы начать ставить такие вопросы и пытаться искать ответы на них.
СЧИТАЕМ ДЕНЬГИ
Первый и главный вопрос: а где взять деньги? Ведь кто бы ни взялся строить, это стандартные 12 миллиардов в долларах на первые два блока по 1200 МВт, или примерно по миллиарду в год. Чуть больше или чуть меньше, это уже нюансы, нам важны принципиальные оценки.
Что важно: финансирование надо начинать уже сейчас, если хотим успеть ввести первый блок хотя бы через десять лет. А это, если раскладывать на всю текущую электро-выработку (110 млрд кВт-ч/год) получается еще по центу на кВт-ч или почти по пять тенге сверху на текущие тарифы.
Подчеркнем: повышение тарифа по всему Казахстану на пять тенге и прямо сейчас – это не за дополнительную электроэнергию, а только за то, чтобы она появилась, хорошо, если через десять лет.
На сколько потом придется поднимать тариф с учетом уже самой атомной выработки, это следующий вопрос, он тоже принципиально важен, мы к нему подойдем ниже. А пока скажем, что если правительство, не зная где взять деньги (мы знаем и можем подсказать) и не решаясь поднимать тариф, привычно прибегнет к кредиту, то в тариф потом придется запихивать еще и банковский процент.
Пять тенге за кВт-ч со всех на круг, чтобы через 10 лет появилась АЭС, это, вроде бы, терпимо. Вопрос только, для кого? И кто сказал, что такая складчина будет одинаковой и справедливой для всех?
БЕДНЫЕ ПЛАТЯТ ЗА БОГАТЫХ
Сейчас в Казахстане действует система оптового и розничного рынков, выстроенная под интерес приватизировавших ключевые энергомощности энергетических и горно-металлургических олигархий. Средневзвешенная цена на оптовом рынке – порядка 9 тенге за кВт-час, но отдельные «избранные» потребители, имеющие к тому же и собственные электростанции, пользуются электроэнергией всего по 5-7 тенге, а кое-кто и ниже.
Сколько именно, сказать не можем – данные по объемам контрактов, контрактующимся парам и тарифам на оптовом рынке засекречены. Известно одно: примерно три четверти всей вырабатываемой в Казахстане электроэнергии распределяются закрытым образом и по заведомо более низким ценам.
Оставшаяся же четверть достается региональным розничным рынкам, — читай – населению, малому-среднему бизнесу и бюджетным организациям, по самым высоким для данного региона тарифам. К тому же еще и с громадными региональными разбежками по величинам тарифов и категориям потребителей.
Говорить о хоть сколько-то равномерном и терпимом распределении связанного с новым энергетическим строительством повышения тарифов в таких условиях не приходится.
Необходима реорганизация нынешнего оптово-розничного безобразия в работоспособные балансирующий рынок электроэнергии и рынок мощности, объединенные Единым закупщиком и системой Общенационального тарифа, но такой вопрос еще только ставится Минэнерго, причем робко и не полностью.
Препятствует же системе Единого закупщика выведенное в прямое подчинение президенту Агентство по защите и развитию конкуренции, и в правительстве, похоже, более прислушиваются к АЗРК. Хотя фактически здесь защищается не конкуренция, а закрытое олигархическое распределение ценнейшего экономического и социального ресурса.
ОПЯТЬ ПРО ДЕНЬГИ
Но, допустим, свершится чудо: АЗРК прозреет, а Минэнерго обретет волю и способность ее осуществлять, общенациональный рынок мощности и национальный тариф позволят инвестировать электроэнергетику, хватит ли пяти дополнительных тенге к тарифу, чтобы начать энергетическое развитие?
За эти пять тенге мы получим 2400 МВт атомной мощности, даст Бог, уже к 2035 году, а хватит ли нам этих мегаватт?
Смотрим балансы, они есть у Минэнерго, разработанные знающими свое дело специалистами, им можно доверять. Так, по поручению президента сделана работа «Энергетический баланс до 2035 года», и по нему, говорят профессионально сделанные подсчеты роста нагрузок и выбытия изношенных мощностей, в Казахстане необходимо ввести … 17 500 МВт. Не две тысячи четыреста, а семнадцать тысяч пятьсот – почувствуйте разницу!
В Энергобалансе оценена и стоимость – 33 млрд в долларах, это примерно по 2,5 миллиарда ежегодно, если начинать прямо сейчас. Применительно к тарифу это еще 12-15 тенге за кВт-час сверху, причем в идеале, без учета инфляции и коррупции.
Или вот вам «прогнозные балансы электрической энергии и мощности», которые Минэнерго утверждает в начале каждого года и по годам на семь лет вперед. В утвержденных в этом году балансах на уровне 2028 года необходим будет ввод 3300 МВт.
То есть, сооружения Балхашской АЭС, в лучшем случае, еще только поднимутся от нулевого цикла, а энергетика Казахстана где-то должна будет взять полторы эквивалентные ей мощности.
БЕСПЛАТНЫЕ СОЛНЦЕ С ВЕТРОМ, ДОРОГИЕ ВИЭ
Вы скажите, нет проблем, нарастим за счет новых солнечно-ветровых станций. Хорошо, но энтузиастам альтернативной выработки полезно заглянуть на сайт Расчетно-финансового центра по поддержке ВИЭ, и поинтересоваться уровнем тарифов.
Там они расписаны по месяцам, но средний уровень можно оценить, например, по прошлому году. Тогда вышло более 35 тенге за кВт-ч, если с НДС. Поясняем: замечательно чистую, но такую дорогую «зеленую» электроэнергию ни на оптовом, ни на розничном рынке никто не покупает.
Правительство придумало «условных потребителей», — это чадящие трубами ТЭЦ и ГРЭС, а также ГЭС. РФЦ раскидывает между ними квоты по «зеленой» выработке, которые тем приходится оплачивать. Растворяя потом такие затраты в собственных тарифах – с соответствующим их ростом.
Пока доля «зеленой» электроэнергии не превышает трех процентов, это терпимо. Но если повести наращивание мощностей по «зеленой» линии, на каждый следующий процент прироста будем получать 4-6 процентов общего роста тарифов – потянем такое?
Но и это не все, солнечную-ветровую выработку надо ведь еще обеспечивать, во-первых, суточными накопителями – для переноса в пиковую вечернюю часть графика потребления, во-вторых, сезонным дублированием-резервированием.
Однако в Казахстане «инвесторы» ВИЭ, получающие от государства гарантированные и в разы более высокие тарифы, освобождены от обязанности строить накопители или оплачивать их строительство. Здесь та же лоббистская история, что и с засекреченным распределением на оптовом рынке, и не устранив этого безобразия, нечего и думать о развитии.
А что касается сезонного резервирования … в Казахстане в феврале, например, солнца на небе может не быть неделями, а бураны со снегопадами и обледенениями могут длиться по нескольку дней. Итого, хотя бы половину солнечно-ветровых установок надо дублировать маневренными газотурбинными станциями, и мы даже не будем прикидывать в тенге, в какие тарифы это выльется.
Тем более, что газа на «зеленое» резервирование (см. поучительный опыт Германии) все равно не напасешься.
Одним словом, для Казахстана «зеленая энергетика», это разорительный миф, вмененный нам извне и поддерживаемый коммерсантами от энергетики и их правительственным лобби.
ПОДСЕСТЬ НА СОСЕДЕЙ
А вот что не миф – так это нагрузка на тариф, помимо пяти тенге за кВт-ч за будущую АЭС, еще как минимум, тенге на десять – чтобы успевать вводить новые мощности и не свалится в ближайшие годы в регулярные веерные отключения и периодические «блэкауты».
Либо смириться с судьбой, сесть на долгосрочный договор с РФ и получать электроэнергию оттуда. Благо, там, единственных на постсоветском пространстве, существует не острый дефицит, а солидный профицит мощностей. Впрочем, до Экибастуза перебросить российскую электроэнергию без проблем, а вот дальше надо строить дополнительные серьезные линии, скорее всего, постоянного тока, например, до Алматы.
НЕТ ПРОГРАММ – СЧИТАЙ НА КОЛЕНКЕ
Вы спросите, почему автор позволяет себе столь залихватские рассуждения, тянет куда заблагорассудится ЛЭП, считает на коленке тарифы?
Да потому, что официальных проработок стратегической перспективы казахстанской электроэнергетики, утвержденных и реализуемых должным образом … попросту нет. В голове такое не укладывается, но это так. Есть отдельные кусочки, из которых общей картины не складывается. Наоборот, эти кусочки тянут каждый в свою сторону, разрывая общую картину.
Не думайте, что автор нагоняет жути, — никакой безысходности нет, у всех накопившихся в электроэнергетике проблем есть свои решения. Мы про такие решения не раз уже говорили, и продолжим говорить. Здесь же нам осталось разобрать, — и опять в подсчитанных хотя бы на коленке величинах, сколько это будет в тенге за кВт-час, самый важный и поучительный кейс, с которого и начался разговор: с того самого шорт-листа.
ТУРЕЦКО-РОССИЙСКАЯ ВИЛКА
Так кому все же доверить строительство АЭС в Казахстане и какими критериями выбора лучшего предложения собирается руководствоваться правительство?
Оглашенный набор – стоимость строительства, состав оборудования и предлагаемые технологии, а также комплексность предложения, включая участие в дальнейшей эксплуатации – это все правильно, мы ко всему этому присоединяемся.
И тут же заявляем: такой набор критериев отбора необходим, но – недостаточен.
Настолько недостаточен, что ведет к неверному выбору. А чтобы понять, о чем речь, берем крайнюю вилку: строящаяся «Росатомом» АЭС «Аккую» в Турции и работающие в самой России атомные электростанции.
Это, действительно, крайняя вилка, потому что АЭС «Аккую» уникальна, это единственная в мире электростанция, которая, будучи построенной в другой стране, не станет ее собственностью, а останется российской.
Так вот, Турция гарантирует закуп 70 % выработки российской АЭС на своей территории в течение 15 лет по тарифу, на наши деньги, примерно 60 тенге за кВт-час. А «Росатомэнерго» продает энергию своих АЭС на российском рынке в среднем где-то по 14 тенге, в переводе на наши деньги, за кВт-час.
Более чем четырехкратная разница между 60 и 14 тенге, это граница между тем, что «Росатом» собирается выручать в Турции, окупая затраты на строительство и эксплуатацию своей электростанции за границей, и ровно теми же затратами у себя в стране.
Подчеркнем: 14 тенге за кВт-час – это не только эксплуатация, но и активное строительство, — совсем новые АЭС в РФ не строятся из-за профицита мощности, но замена и модернизация действующих идет масштабно.
Согласитесь, мы бы, пожалуй, потянули 14 тенге за атомный кВт-час, если это сразу и оплата строительства, и эксплуатация, но как добиться такой дешевизны?
СВОЕ И ЧУЖОЕ
И вот тут самое концептуальное: национальную инфраструктуру за счет чужого-покупного – не создать!
Когда большевики в разрушенной революцией и гражданской войной стране создавали план ГОЭЛРО, они глядели в суть: электричество опора всего. Первые электростанции, та же Днепрогэс, базировались на иностранном, но по ходу дела турбины и генераторы, котлы и трансформаторы, насосы и трубопроводы, все-все, изготавливались на отечественных заводах.
И таким образом, электроэнергетика, забирая свою долю в качестве оплаты, не только обеспечивала развитие промышленности СССР, но и сама создавала промышленные мощности.
Так вот, почему президент Эрдоган пошел на такой вариант для турецкой энергетики – это его дело. Турция, — интересная страна, она делает байрактары, но покупает ракеты и истребители у США, а систему С-400 для борьбы с ними – у РФ.
Если же про нас, то вся унаследованная нами электроэнергетика – она была создана в рамках советского промышленного комплекса и до сих пор такой и остается. Покупать на замену отдельные трансформаторы, насосы или даже котлы-турбины где-нибудь на другом конце света – это еще можно.
Но вот думать, что можно иметь энергетику, базирующуюся на не своем оборудовании и импортных технологиях – наивно. Вернее, такую энергетику иметь можно, но ее продукция из массовой гарантированно становится элитарной, доступной только части бизнеса и некоторой части населения. На нашем тарифном примере это будет электричество, рвущееся к планке 60 тенге за кВт-час, а не к уровню в 14 тенге.
УРЕЗАТЬ ШОРТ-ЛИСТ!
Отсюда понятно, что игры в тендеры с французами или корейцами – это просто глупости, поскольку в одном производственном пространстве с ними мы никогда не будем. Если, конечно, это не способ просто протянуть время. Договариваться надо прямо с «Росатомом», а точнее – с руководством Российской Федерации. Причем для нас цена вопроса – вовсе не в величине тарифа Балхашской АЭС, а в степени вовлеченности нашей стороны в весь атомно-энергетический цикл, от производства топлива и до работы, — только не падайте в обморок, с отходами.
Да, сейчас сам «Росатом», хотя и безусловный мировой лидер, тоже вынужден прибегать к иностранной комплектации. Но РФ – благодаря санкциям, теперь безальтернативно станет создавать новые и расширять действующие производства в сторону энергетической самодостаточности. И чем больше таких производств Казахстан сможет разместить у себя – тем дешевле будет наш атомный кВт-час.
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости