На выходных в Боровом в рамках первого казахстанского мясного тура, познакомился с гостем из Узбекистана – генеральным директором компании «Promeat» Улугбеком Муталовым.
Структура его бизнеса такова: откормочная площадка для мясного КРС и мясоперерабатывающий завод близ Ташкента, магазины мясных деликатесов в самой столице Узбекистана и 150 гектар земли неподалеку от города, которые он засевает кормовыми культурами.
Улугбек покупает мясной скот в Казахстане: до сих пор он делал это на юге, а теперь переключился на северные регионы нашей страны, откуда быть может скот везти и дороже, зато по предложению – количество + качество, наши северные области выигрывают южные.
Завозит бычков Казахской Белоголовой и Аулиекольской породы либо сразу на убой, либо еще совсем молодыми неоткормленными телятами на свою откорм-площадку.
У бизнесмена из соседней республики есть несколько замечаний, которые показались мне ценными.
Во-первых, он сталкивается с тем, что наш бизнес хочет больше продавать бычков не в живом, а в разделанном, переработанном виде. А попросту – продавать мясо. Однако Улугбек Муталов считает такую зацикленность на продаже конечного продукта неправильной и контрпродуктивной.
Дело в том, что в Узбекистане исходя из культурного мировоззрения местных жителей, покупать мясо из-за границы является моветоном. Про замороженную говядину вообще промолчу, потому что на нее существует специальная заградительная таможенная пошлина в 20 %.
Наши узбекские соседи предпочитают завозить живой скот, причем забивать его в Ташкенте – это котируется и считается, так скажем, правильным техстандартом отношения к мясу и работе с ним «от фермы до стола».
Поэтому не удивительно, что из 10,5 тысяч тонн говядины на экспорт в текущем году, большую часть казахстанские бизнесмены отгрузили в Узбекистан, причем в живом виде.
То есть, те кто хочет сотрудничать с потенциальными узбекскими покупателями обречен действовать так, а не иначе. Мало того, живой скот котируется везде: и в Иране, и в Саудовской Аравии, и в Китае. Это я тоже назвал потенциальных клиентов Казахстана по импорту живого КРС.
К тому же, мы в нынешнем году весьма успешно поставляли живых мясных быков на убойный мясоперерабатывающий завод в Оренбургской области итальянской компании «Inalca». Откормленный крупный рогатый скот уходил с откормочника «Терра» в Костанайской области.
Кстати, живых мясных быков со своих откормплощадок активно поставляет в Египет (кто бы вы думали?!)… Украина. Эта страна тоже сделала ставку на развитие аграрного сектора и животноводства. И уже достигла ощутимых результатов, на 50 % заполонив рынок Египта живым крупным рогатым скотом мясного направления.
Одним словом, нашим предпринимателям действительно нужно прислушаться к пожеланию узбекского бизнесмена. Тем более, понимая законы рынка Улугбек Муталов полагает, что казахстанские коллеги могли бы вообще перейти на экспорт молодняка на откормочные площадки в Узбекистане, хотя он понимает, что здесь вопрос сложный и он касается получения субсидий в Казахстане за сдачу на откорм. Но хотя бы увеличить экспорт откормленных быков мы точно можем.
Ведь как полагает Улугбек, узбекский рынок может перестроиться и найти новых поставщиков большого количества откормленного КРС в других странах.
Во-вторых, глава узбекской компании «Promeat» убежден, что бизнес, если он хочет быть успешным, должен платить и платить хорошие деньги практикующим аграрным ученым.
Например, сам Муталов нанял за очень достойную зарплату аграрных ученых из Украины, которые на протяжении длительного времени работали над его 150-ю гектарами: разрабатывали «меню» удобрений, после чего вносили эти «ингредиенты» по своей системе.
Плюс, разумеется, на его участке земли полностью решен вопрос с орошением.
Как результат, теперь Улугбек выращивает на своей земле кукурузу в 2,5 раза превосходящую его рост. А парень он достаточно высокий.
В-третьих, узбекский животновод активно вкладывается в маркетинг. Не скупится на качественную рекламу, фотосессии и видеосъемки своих магазинов и предлагаемого ими широкого ассортимента продукции.
В-четвертых, гость из Узбекистана принципиально не держит большие и раздутые штаты. Где нужно внедрить автоматизацию – внедряет. Как итог, на его откормочной площадке в 1,5 тысяч голов, которую он планирует увеличивать до 5 тысяч голов, трудится всего 5 человек.
В-пятых, бизнесмен из Ташкента посещает очень много специализированных выставок и форумов на постсоветском пространстве: часто бывает в Украине, России, Казахстане, отправляется и в дальнее зарубежье. А все для того, чтобы всегда быть в тренде, завязывать полезные знакомства и заключать контракты.
Думаю, что взгляды успешного бизнесмена-животновода из Узбекистана на развитие собственного дела, сотрудничество между нашими странами, а самое главное – на вопрос обязательных расходов и инвестиций бизнеса в самое себя: в научную составляющую, маркетинг и продвижение, окажутся весьма познавательными и для наших предпринимателей.
Автор:
Фермерские ведомости