События «6 июля» показали, что протестное движение в Казахстане идет на спад.
Критическим рубежом, скорее всего, стал санкционированный митинг 30 июня. Во-первых, статус санкционированного властями мероприятия лишил протестные выступления ареола запретности, привлекательного для части протестующих. Запретный плод, как известно, сладок.
А вот ходить на санкционированные митинги, как на работу, последовательно продвигая тем самым свои требования, могут только высоко мотивированные Гражданское активисты, а не случайные зеваки.
Во-вторых, мероприятие недельной давности продемонстрировало отсутствие единой протестной повестки: группы протестующих взглянули друг на друга, познакомились с требованиями друг друга и, похоже… не понравились друг другу. Выяснилось, что противоречий между различными группами протестующих больше, нежели между ними и властью.
Либералам не понравились требования молодежи (раздача квартир), многодетные не поняли либеральной повестки (изменения в выборное законодательство), практически всех смутили нацпаты. Единственным консенсусным лозунгом стал экологический — против строительства АЭС.
Очевидно также, что на снижение протестности повлиял «левый поворот» (кстати, ничего плохого в этом на самом деле нет) в курсе власти: кредитная амнистия — списание банковских кредитов социально уязвимых групп населения, повышение зарплат бюджетникам с 1 июня, а также решение о повышении стипендий студентам с 1 сентября.
На рейтинг власти также позитивно повлияло принятие моратория на создание новых субъектов квазигосударственного сектора, а также шаги, предпринятые президентом во время Арыского кризиса. Таким образом, действия, направленные на сокращение дистанции между властью и обществом, оказались достаточно эффективными.
Наконец, следует отметить открытую информационную политику властей в отношении освещения митингов — отсутствие завесы таинственности, замалчивания, что также нивелировало аргументы ее оппонентов.
Пик протестной активности очевидно пройден. В принципе, протесты сыграли свою позитивную роль, указав на пробелы в социальной политике и в общественно-политическом курсе. Следующим шагом, по идее, должна стать демаргинализация протестной повестки, ее трансформация в альтернативную. Но тут многое зависит от политической зрелости и организационных возможностей «протестантов».
Жанна ТУЛИНДИНОВА
Автор:
Культурологические ведомости