Первые шаги Касым-Жомарта Токаева после избрания на пост президента Казахстана свидетельствуют о том, что он намерен выдвигать в первый эшелон управленцев, ранее долгое время находившихся на вторых ролях. И одними из критериев «токаевского отбора», похоже, станут такие успевшие стать дефицитными качества как безупречный профессионализм и острое неприятие коррупционных схем и интриг.
Достаточно знаковым в этом ряду стало назначение молодого незапятнанного профессионала Асхата Аймагамбетова на должность министра образования и науки. Если проследить биографию Аймагамбетова, то его стремительный карьерный рост кажется неожиданностью, только если рассуждать категориями трех-пятилетней давности, когда в элите все было устоявшимся и зацементированным.
«Учитель истории» по образованию, преподававший в одном из региональных ВУЗов страны еще менее 10 лет назад, за счет прилежания и кропотливости в работе сумевший оказаться незаменимым вначале на месте руководителя областного управления образования, а затем проявивший себя с положительной стороны будучи вице-министром МОН РК.
Притом, что его пребывание в министерстве образования выпало на период руководства ведомством Ерлана Сагадиева, в отношении команды которого в настоящее время проводится досудебное расследование. Поэтому следует отдать должное молодому человеку, ведь он устоял, не поддался искушению и не изменил своим принципам.
А потому возможно Касым-Жомарту Кемелевичу в ближайшее время предстоит растиражировать подобный положительный опыт, выдвигая в первый эшелон именно таких управленцев, которые образно говоря: завидя на тротуаре 100-долларовую купюру, даже не задумаются, чтобы наклониться ее подобрать.
Серьезным шагом, который будет иметь далеко идущие стратегические последствия, стало решение нового главы государства о создании мощного министерства, объединяющего в себе вопросы экологии, животного и растительного мира, а также позабытую с советских времен геологию. Речь идет о министерстве экологии, геологии и природных ресурсов.
Теперь благодаря этому шагу, водные ресурсы страны, флора и фауна, экология и альтернативная энергетика централизуются в одном ведомстве, получая совершенно иное звучание на высшем государственном уровне. Добавьте к этому геологию и геологоразведку – позабытые отрасли в новейшей истории Казахстана, которые должны работать, приводя к открытию новых месторождений как угллеводородов, так и полезных ископаемых, чтобы нам всем было на что жить в обозримом будущем.
Показательно, что главой нового министерства был назначен другой молодой управленец – Магзум Мирзагалиев, хорошо зарекомендовавший себя в энергетической отрасли. Символично, что как и Аймагамбетов, Мирзагалиев поднимался с самых низов профессии: был инженером по буровым растворам на месторождении Тенгиз и месторождениях Западной Сибири в РФ, затем прошел стажировку на нефтепромыслах в Мексиканском заливе.
К тому же, пять последних лет с 2014 года Магзум Мирзагалиев являлся незаменимым заместителем министра энергетики Казахстана, что говорит о солидном багаже, опыте и знаниях главы нового Минэкологии, геологии и природных ресурсов.
Как видим, Касым-Жомарт Токаев прибегает в кадровой политике сразу к нескольким взаимодополняющим трендам. Да, с одной стороны, он делает ставку на омоложение госаппарата, но не ради самоцели. Президент выдвигает со вторых на первые роли только тех молодых управленцев, которые уже обладают весомым бэкграундом каждый в той или иной области знаний или хозяйства. Будь это образование или энергетика. Просто так самой по себе должности «молодой министр» в токаевской системе координат не существует.
Вторым трендом со всей очевидностью предстает – желание Токаева прибегать к помощи тех людей, кто не отягощен сомнительным шлейфом прошлого, который бы постоянно тянул их назад, мешал двигаться вперед, отдавался эхом всевозможных скандалов, проверок и разбирательств.
Но не нужно сбрасывать и со счетов то обстоятельство, что Токаев скорее всего будет комбинировать подобные назначения с продвижением на ключевые должности уже проверенных людей. Как например, он сделал это с бывшим премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым – человеком, обладающим достаточно профессиональной командой экономистов, которых он призвал в правительство. Вспомним, что вначале Токаев привлек Сагинтаева в качестве главы своей администрации и лишь после состоявшихся выборов отправил его на достаточно сложный участок работы – в либеральный Алматы, придав ему для уверенности своего бывшего советника Ержана Бабакумарова.
Тогда как повышение одного из самых опытных хозяйственников страны Крымбека Кушербаева с должности акима Кызылординской области до руководителя Администрации президент замыкает эту конфигурацию, лишь подтверждая, что в своей кадровой политике и реформах Касым-Жомарт Токаев будет использовать сплав из молодых амбициозных профессионалов и старых проверенных кадров, ни у кого не вызывающих изжогу.
Валерий СУРГАНОВ
Автор:
Исторические ведомости