На этой неделе стал известен состав Национального совета общественного доверия при президенте Казахстана. Полагаем, что он оказался наиболее оптимальным. Ведь, с одной стороны, там нет ни одного лица, вызывающего сильную изжогу в обществе – одиозных или сомнительных «лидеров мнений».
С другой, большинство его участников либо профессионалы своего дела, либо известны своей принципиальной и последовательной позицией по тем или иным вопросам, что всегда ценилось и ценится в любом социуме.
В то же время, назначение главы благотворительного общества «Милосердие» Аружан Саин омбудсменом – уполномоченным по правам ребенка в Казахстане стало еще одним правильным шагом Ак Орды, нацеленным на оздоровление внутриполитической повестки.
Отметим, что с марта 2019 года общественно-политическая ситуация в стране начала изменяться. Для кого-то происходящие процессы до сих пор незаметны, кто-то – напротив, считает, что власть ослабела, воспринимая интеллигентность нового главы государства как излишнюю уступчивость и нехватку внутренней брутальности. Появилось немало средних и посредственных активистов, желающих половить рыбку в мутной воде: авось, что-нибудь перепадет с барского стола. Впрочем, эта «пена» уже сходит с отливом.
Если смотреть на факты, то в республике впервые за долгое время прошли интересные и конкурентные президентские выборы с непредсказуемым финалом. А в настоящее время формируется целый совещательный орган при президенте и главе его администрации с участием общественных деятелей, активистов и «лидеров мнений».
Казахстанская власть с Ак Ордой в авангарде начинает двигаться в правильном направлении: частично под своим контролем либерализует общественно-политическую повестку, по мере возможностей старается продвигать в верхние эшелоны вменяемых, работоспособных управленцев, не раздражающих гражданское общество и население, начинает «считать деньги» на грандиозные проекты, а от тех, кто уже давно сидит на своих местах требует большей эффективности и прозрачности деятельности.
Не исключено, что этот период новейшей истории мы будем вспоминать как время реальных шансов и больших возможностей. Главное, чтобы они не были утрачены самой казахстанской общественностью, до сих пор любящей скатываться в инфантилизм и иждивенчество.
Сформированный Национальный совет общественного доверия при президенте Касым-Жомарте Токаеве может быть и не идеален, как и все на этом свете, зато он точно лишен проходимцев и авантюристов, которых сегодня очень много развелось среди блогеров, общественных деятелей и псевдоинтеллектуальных бездельников, заполонивших отечественное интернет-пространство.
Как не ошибиться, как не усадить рядом с президентом людей с плохой репутацией, подняв их тем самым до общенационального уровня, а главу государства одновременно с этим принизив до уровня сомнительных личностей, погрязших в двуличии и плутовстве, мошенничестве и шантаже. Ведь это тоже надлежало сделать объектом кропотливого исследования: проверку и перепроверку, репутационные риски и издержки.
В итоге, сейчас, положа руку на сердце можно с уверенностью заявить, что большинство людей сформировавших Нацсовет общественного доверия, если взглянуть на них объективно, скорее заслужили место в нем, чем наоборот. К ним можно относиться по-разному, но не признать их интеллект и профессионализм, принципы и последовательность, определенную социальную ответственность и нагрузку, было бы нельзя.
Можно было бы включить в него и Аружан Саин, но она к тому времени получила новое назначение.
Единственным серьезным риском для Ак Орды и ее обновленного курса, на мой взгляд, может являться аберрация сознания некоторых кругов как в элите, так и части казахстанского общества, привыкшего понимать только грубую силу, что управляемая «мягкость» нынешней власти вкупе с частичной либерализацией и интеллигентностью нового президента якобы служат доказательством их слабости и нерешительности.
Возможно их ждет неприятное разочарование, ведь все перечисленные качества и стратегии не имеют ничего общего с «силой» или «слабостью». Ведь, как известно, сила всегда перетекает в слабость, а слабость всегда становится силой. Дело здесь в другом: в совершенно новой парадигме взаимоотношений как в самой казахстанской элите, так между властью и обществом. Другие люди, другие нравы, другие времена, другие правила игры.
А смутьяны и маргиналы, не понимающие сути глубинных процессов, не чувствующие тока истории, которые годятся лишь на то, чтобы одна элитная группировка использовала их как таран против другой, как получали по шапке больше всех при Назарбаеве, так и продолжат получать при Токаеве.
Автор:
Культурологические ведомости