Осталась неделя до оглашения первого Послания президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу Казахстана. С учетом того, что расширенное заседание Политсовета партии Nur Otan, прошедшее в минувшую среду, задало высокую планку ожиданий от нового политического сезона, приближение этого события не может не интриговать.
Ведь это одно из первых выступлений действующего президента, в котором он будет одновременно обращаться и к обществу, и к госаппарату, балансируя между общественными ожиданиями и аппаратной логикой.
Можно предположить, что проектная часть документа в общем и в целом повторит контуры предвыборной программы Токаева «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» – скорее всего, будет сделан акцент на раздаче поручений и уточнении персональной ответственности за направления работы.
Примечательно, что послание Токаева состоится на исходе первых трех месяцев его пребывания на посту избранного президента – то есть условных ста дней, по истечении которых обычно принято подводить первые итоги деятельности. А значит, есть повод о них поговорить.
Очевидно, что самые значимые изменения произошли во внутриполитической и идеологической сфере. Приоритеты первых ста дней Токаева оказались смещены в сторону политики, но отнюдь не из-за слабости экономического блока его программы, а потому, что именно здесь, во внутриполитической сфере, накопились самые острые проблемы и взрывоопасные противоречия.
Именно они выплеснулись зимой нынешнего года в стихийных бунтах многодетных матерей. Именно эти накопленные противоречия вывели людей на несанкционированные митинги 1 и 9 мая, а затем 9, 10 и 12 июня – в день президентских выборов, оглашения результатов и инаугурации главы государства.
О необходимости срочных мер по построению диалога общества и власти сигнализировал и экспоненциальный рост количества новых протестных движений за последние года два.
Недавно известный оппозиционный общественный деятель Бахытжан ТОРЕГОЖИНА опубликовала своеобразный реестр протестных движений и организаций, которые, как отметила общественница, «в последнее время появляются, как грибы после дождя».
В списке – четырнадцать движений и протопартийных проектов, половина из которых были созданы после сакраментальной даты 19 марта. Среди них такие молодежные движения, как «Oyan, Qazaqstan», «Re-publica» и «Qaharman», альянсы алматинской либеральной интеллигенции – «Коалиция гражданских инициатив HAQ», проекты, привязанные к электоральной повестке, – «Альянс независимых наблюдателей» и др.
Все это свидетельствует о том, что запрос на перемены и политическую либерализацию со стороны казахстанского общества достиг критического уровня. Это объясняет, почему одним из первых, кого К-Ж. Токаев призвал в свой аппарат в статусе первого замруководителя Администрации президента, стал Дархан КАЛЕТАЕВ, известный как последовательный сторонник открытого диалога власти и общества.
Эту повестку Д. Калетаев продвигал, еще будучи первым заместителем председателя партии «Нур Отан» в 2008-2009 годах, – период его пребывания в руководстве партией был отмечен включением в число участников диалога с властью представителей широкого спектра оппозиционных сил.
Видимо, эта либеральность пришлась не по вкусу старшим и более консервативным товарищам, и Калетаев на несколько лет выбыл из обоймы, чтобы вернуться в прошлом году в качестве министра общественного развития.
И вот спустя десять лет Д. Калетаев получил возможность масштабировать эти установки на уровне Администрации президента.
Не менее значимым в контексте новых общественных коммуникаций было назначение в июне нынешнего года руководителем Администрации президента Крымбека КУШЕРБАЕВА.
Итоги работы идеологического блока АП, с учетом стоявших перед ним вызовов, были достаточно результативными.
Во-первых, действенной оказалась политика в отношении митингов: их санкционирование и информационная прозрачность вокруг протестов отнюдь не привели к тому, что страна скатилась к перманентной всеобщей митинговщине. Напротив, после санкционированного митинга 30 июня протестная активность начала рассеиваться – произошла вполне прогнозируемая сегментация и специализация протеста.
Другим проектом идеологического блока Администрации президента, направленным на политическую либерализацию и построение гражданского диалога, является Национальный совет общественного доверия.
Хотя отзывы относительно этого органа очень противоречивы – что, в первую очередь, связано с разнородностью его состава – однако главное, чего удалось достичь, – это недопущение маргинализации отдельных гражданских активистов протестного поля, включение их в диалог с властью.
Конечно, трудно рассчитать эффективность мер, направленных на восстановление таких нематериальных категорий, как «доверие общества к власти», «открытость к диалогу» и т.д., и, тем не менее, без них трудно рассчитывать на действенность обновляемой экономической политики.
Жанар ТУЛИНДИНОВА
https://ia-centr.ru/experts/zhanar-tulindinova/ideologicheskiy-blok-v-kontekste-epokhi-peremen/
Автор:
Другие СМИ. Избранное