Бывшее руководство МСХ провалило переговоры в США, а затем привлекло блогеров на кампанию против отечественных заводов
В декабре минувшего 2019 года Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана приняло приказ об обязательном введении экологического утилизационного сбора, которым в том числе должна облагаться сельскохозяйственная техника, как производимая в Казахстане, так и импортная – ввозимая и продаваемая внутри республики с зарубежных заводов-изготовителей.
На протяжении долгого времени власти страны предоставляли отсрочку в введении этой необходимой экономической меры, ожидая, что часть иностранных производителей сельхозтехники и оборудования исполнит свои обещания и построит на территории Республики Казахстан предприятия полного цикла производства. Однако этого не произошло.
Напротив, иностранные заводы-изготовители воспользовались мерой пролоббированной Минсельхозом РК в 2018 году о предоставлении государственной субсидии на покупку в том числе иностранных агрегатов и машин в АПК в размере 25 % от стоимости. Что привело к двум результатам.
Во-первых, иностранные брэнды сельхозмашиностроения, если и вынашивали планы о постановке своих заводов в Казахстане, моментально свернули эти намерения, так как де-факто государство в лице МСХ РК согласилось проспонсировать четверть стоимости каждого продаваемого в республику трактора, комбайна или любого другого сельхозоборудования.
Во-вторых, дистрибьюторы зарубежной сельскохозяйственной техники мгновенно отреагировали на новость о 25-процентной субсидии и повысили цены на всю линейку реализуемой в Казахстане продукции.
Кроме того, в 2018 году руководство Министерства сельского хозяйства РК, которое и ввело эту норму под предлогом того, что сможет убедить иностранные брэнды – в частности, речь шла о немецком производителе «Class» и американской компании «John Deer» прийти в Казахстан, на деле – провело неудачные переговоры с этими компаниями.
В частности, в сентябре 2018 года руководство Минсельхоза РК под предлогом переговоров с «John Deer» и научной корпорацией EMBRAPA потратило бюджетные средства на поездку своих сотрудников в США и Бразилию. Однако вместо того, чтобы вести переговоры в США и Бразилии, а затем дорабатывать эти направления сотрудничества по прилету в Казахстан, большая часть командированных чиновников отдыхала и приятно проводила время за границей, используя рабочую поездку исключительно как туризм.
По прилету в Казахстан никто этими направлениями сотрудничества не занимался. Как результат, компания «John Deer» и научная корпорация EMBRAPA не пришли в нашу республику и вряд ли теперь захотят это сделать в обозримом будущем.
В июле 2019 года общественное объединение «Мясной союз Казахстана», тесно аффилированное с бывшим руководством Минсельхоза РК, провело пиар-кампанию против идеи введения утилизационного сбора на импортную сельскохозяйственную технику. Делалось это с одной лишь целью: чтобы продажи некоторых видов иностранной сельхозтехники не пострадали в Казахстане, так как там имелись чисто коммерческие интересы некоторых чиновников из прежнего руководства МСХ.
В рамках кампании, столичным журналистам и блогерам оплачивались работы по прейскуранту: от 120 тысяч тенге за небольшой пост в Фейсбуке или небольшую статью на интернет-портале «без выезда на место»; от 150 до 200 тысяч тенге за небольшой пост в Фейсбуке или небольшую статью на интернет-портале «с выездом на место».
Таким образом, выяснилось, что вероятно привлечение иностранных производителей сельскохозяйственной техники в Казахстан для открытия на нашей территории новых предприятий, создания рабочих мест, трансфера технологий, выпуска продукции и уплаты налогов, возможно и не входило в планы бывшего руководства Министерства сельского хозяйства РК. Похоже, что главным критерием здесь было сохранение status quo, чтобы оставить возможность элементарных продаж готовой продукции в Казахстан без шансов на открытие производственных мощностей на территории республики.
Это может объяснить «туристическую поездку в США и Бразилию» за государственный счет, где переговоры велись не ради результата, а ради галочки, а все свободное время чиновники Минсельхоза посвятили отдыху и развлечениям.
В настоящее время, общественное объединение «Мясной союз Казахстана» подготовило пресс-релиз, где выступает от имени Комитета агропромышленного комплекса НПП РК «Атамекен». Однако, большинство входящих в эту структуру НПП отраслевых союзов и ассоциаций к данному обращению никакого отношения не имеют.
Не исключено, что эта узкая группа чиновников и бизнесменов вновь готовится к информационной атаке и сотрясению воздуха. По крайней мере, наш инсайд говорит о том, что заметно поредевшие ряды «Мясного союза Казахстана» и бывшего руководства МСХ вновь попытаются изобразить позу мучеников. Посмотрим, как у них это получится.
Хотя основными покупателями иностранной сельхозтехники были и остаются крупные отечественные агрохолдинги и фермерские хозяйства. С утилизационным сбором или без него – они продолжат приобретать эту технику в прежнем режиме. Малые и средние фермеры, как правило, пользовались сельхозмашинами отечественного производства. И только в редких случаях «бывшей в употреблении» на казахстанских полях сельхозтехникой иностранной сборки.
В 2020 году страна столкнулась с новыми вызовами. Пандемия Covid-19 требует от Правительства согласованных действий, направленных на поддержку пострадавших секторов экономики и населения. Представители аграрного сектора заявляют о безоговорочной поддержке усилий Президента и Правительства, направленных на решение текущих проблем, и продолжают вносить свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивая объемы производства.
В связи с этим, аграрное сообщество страны призывает кабинет министров не ставить под удар такую стратегически важную отрасль как сельское хозяйство и отказаться от идеи импорта иностранных сельхозмашин без уплаты утилизационного сбора на ввозимую дорогостоящую сельхозтехнику.
Как показывает практика, будь-то в соседнем Узбекистане или у наших партнеров по ЕАЭС – в Белоруссии, иностранные инвесторы проявляют повышенный интерес лишь к той стране, которая сама уважает свои принципы, готова формировать собственную культуру производства, защищать внутренний рынок и договариваться с зарубежными компаниями на своих условиях. А не предоставляя полностью «зеленый свет» для продаж их товаров и продукции на своем рынке без возможности трансферта технологий, установки производств, трудоустройства и обучения населения.
Тот же «John Deer» несмотря на жесткую конкуренцию со стороны местных производителей на рынке сельхозтехники РФ и отсутствие дармовых субсидий на поддержку иностранных предприятий, все равно построил два мощных высокотехнологичных завода в России. Аналогичная история случилась и в Узбекистане, где власти и национальный бизнес просто устали ждать этого инвестора и построили новые производства совместно с его иностранными конкурентами.
Как видим, и раньше, а тем более в кардинально меняющихся глобальных рыночных условиях, иностранные компании готовы садиться за стол переговоров и слушать только тех партнеров, кто сам крепко стоит на ногах, учитывает свой страновой интерес и не сильно лебезит перед ними.
Автор:
Фермерские ведомости