Накануне написал статью о полезных точечных реформах, которые были проведены Минсельхозом в бытность его главой Асылжана Мамытбекова. Это и дерегулирование семеноводческой деятельности, особенно в части продаж, с одновременной передачей этих функций в свободную рыночную среду. Это и способствование приходу на казахстанский рынок зарубежных семеноводческих компаний. Наконец, это резкое увеличение поголовья племенного скота через стимулирование его импорта. Более того, это и поднятие статуса «племенных животных» до самого высокого уровня, что подхлестнуло рынок их разведения, купли-продажи и выращивания.
Кому интересно, можно пройти по ссылке:
Ссылка на статью «Как разрушили железный занавес в сельском хозяйстве»
Однако сегодня хотелось бы все же сказать пару слов об идеально настроенном инструментарии, который и помог осуществить задуманное. Так, например, в правила субсидирования было внесено принципиальное изменение. Раньше субсидии шли непосредственно производителям семян (семхозам) и племенной продукции (племхозам). А после реформы, субсидии начали поступать фермерам – покупателям семян и племенных животных. Это заставило конкурировать производителей семян и племживотных в борьбе за покупателя, а значит – улучшать качество своей продукции.
К тому же, Минсельхоз в 2013 дерегулировал племенное дело. Раньше на уровне каждого сельского округа были так называемые племинспектора, которые следили за качеством племенной работы: как ведется журнал учета, вовремя ли меняются быки и т. д. В свою очередь акиматы выдавали лицензии о статусе племенного хозяйства, что открывало дорогу к гарантированному субсидированию – причем, неважно было имеется ли качество или нет, есть покупатели или нет. В итоге росло количество племхозяйств, а качество и количество племенных животных падало. К примеру, в 1991 году в Казахстане было всего восемь племзаводов и 27 племхозов по части крупного рогатого скота, а к 2013 их стало уже более двухсот. Но несмотря на их существование, многие виды животных стремительно снижали свои показатели, как та же порода «Казахская Белоголовая», которая утратила 54 % племенных качеств к эталону.
В то время, как на Западе такие породы как Ангусы и Герефорды все время эволюционировали в лучшую сторону, становясь все более продуктивными и адаптивными: эти животные стали крупнее и превратились в комолых (без рог).
Поэтому после изменений в законодательство, статус «племенных» начали присваивать не хозяйству, а конкретным животным. Ведь наличие статуса у хозяйства не означает что все бычки и телочки гарантировано рождаются племенными. То есть, раньше закон оспаривал законы биологии, а теперь элементарно был приведен с ними в полное соответствие.
А самое главное, этот статус начали присваивать не чиновники, а Республиканские палаты — общественные объединения самих заводчиков скота. Учитывая, что они все конкурируют на одном рынке, за одних покупателей, с одинаковым товаром, то и поблажки друг другу они, естественно, не делают. Это вам не с безразличным чиновником договориться.
Ну и если принять во внимание, что в конце концов выбор все равно за покупателем, а отмена гарантированного субсидирования племенных хозяйств привела к острой конкуренции, то фермер-покупатель еще тщательнее стал смотреть не на бумажку- подтверждение, а на сам товар, его фенотипические данные.
И, кстати, скоро грядет аналогичное дерегулирование в области семенных хозяйств, статус которым еще присваивается государством на уровне районных акиматов.
Так что всех с прогрессом и наконец, такими нужными востребованными реформами.
Автор:
Фермерские ведомости