Провожая Умурзака Шукеева с поста акима Туркестанской области хочется вспомнить его яркий карьерный путь, в ходе которого родился миф об этом управленце как о крепком хозяйственнике. И как он умер. Хочется надеяться, что такие кадры Старого Казахстана останутся в прошлом и больше не будут отсвечивать на управленческих радарах и в общественно-политической жизни Нового Казахстана.
ЗЕРНОВОЙ ФАРТ
Умурзак Естаевич хоть и был министром экономики в кабинете Акежана Кажегельдина, однако звездный час у него наступил с назначением акимом Костанайской области в августе 1998 года. Поговорка о том, будто человек красит место, а не место человека – совсем не про него. Если бы г-на Шукеева в тот же самый год поставили на Карагандинскую область, то никаких карьерных достижений не получилось бы и в помине.
Костанайская область – это аграрный регион, а еще точнее – зерновой. К концу 90-ых годов посевной клин тамошних мест отошел от кошмара первых лет развала хозяйственных связей и управленческих структур. Произошла пересборка властных, организационных и логистических цепочек.
В тот момент на авансцену вышел агрохолдинг «Иволга» с земельным фондом в 1,5 млн гектаров. Это на 400 тыс. га больше, чем у крупнейшего собрата в западном полушарии – аргентинского «Эль Техар». Оставшаяся от советского периода сеть элеваторов, дорог, помещений для ремонта и обслуживания сельхозтехники сильно облегчила управленческо-хозяйственные вопросы в организации-супергиганте АПК.
Как сельское хозяйство быстро вытянуло СССР в период НЭПа (новая экономическая политика), так и производственные показатели Костанайской области выступили паровозом в карьерном движении нашего героя. Дело в том, что для сбора урожая зерновых требуется всего один год, тогда как в разнообразных сферах машиностроения производственные циклы куда длиннее. Умурзак Шукеев по базовому образованию экономист-математик, поэтому хорошо знал, как смотрятся показатели его региона на общереспубликанском фоне. Ну и ничего, что рост шел из ямы (в силу предшествовавшего падения), зато проценты год к году просто завораживали.
СТОЛИЧНЫЙ БЕДЛАМ
Имидж – это когда вы работаете над собственным образом (или кто-то другой выполняет аналогичную работу в отношении вашего восприятия и позиционирования), а реноме подразумевает уже сложившуюся конструкцию. Г-н Шукеев в нулевые годы как-то стремительно преодолел дистанцию от имиджа к реноме и в марте 2004 года был назначен акимом Астаны.
У должности столичного градоначальника есть объективные плюсы и минусы. Порой даже трудно сказать наверняка, что является первым, а что вторым. Например, в те годы Нурсултан Назарбаев очень любил заниматься обустройством своего детища. Для акима Астаны это с одной стороны проблема, поскольку сложно продвигать в жизнь свои задумки и идеи, а с другой – колоссальное подспорье. На любые архитектурные и инфраструктурные задумки Левого берега всегда были готовы к использованию баснословные фонды.
В ту пору Казахстан просто купался в нефтедолларах, и очень многие управленцы в какой-то момент поверили, будто такое если не навсегда, то надолго. В столицу на ловлю счастья и чинов устремились пассионарные кадры из всех уголков страны. В ответ на спрос, в том числе платежеспособный, развернулся строительный бум.
Вот здесь Умурзак Естаевич показал себя во всей красе. Подозрительные фирмы-однодневки, все имущество которых состояло из арендуемого кабинета, письменного стола и шариковой ручки, получали разрешения на занятия масштабной строительной деятельностью. Им выделялись земельные участки (часто с массивами частного жилого сектора, который еще предстояло выкупать).
Одни стали заниматься корявым строительством. Дело в том, что в Астане очень высокое залегание поверхностных вод, а сами воды агрессивные по отношению к металлу, бетону и прочим строительным материалам. Из-за этого требуются специальные строительные технологии, особенные марки стали для возводимых конструкций и еще вагон разнообразных условий. Как подобными вещами могут заниматься организации, которых еще вчера не было даже в проекте? И тем не менее они развернулись во всю ширь.
А другие мошенники на строительные вопросы даже заморачиваться не стали. Просто собирали деньги с вкладчиков и пускались с ними в бега. Но пока была возможность, они собирали взносы и заключали договоры с доверчивыми обывателями до последней минуты. Городские строительные службы, прокуратура, разнообразные инспекции никакого контроля за откровенным криминалом в строительном бизнесе не осуществляли.
Но Фортуна продолжала улыбаться нашему фигуранту во весь рот. Его перевели на акимство в Южно-Казахстанскую область в сентябре 2006 года, а разгребать проблемы участников строительных «пирамид» и обманутых дольщиков пришлось уже Аскару Мамину и Имангали Тасмагамбетову. За государственный счет, разумеется.
Собственно, после акимства Шукеева в Астане, в столице надолго сформировалось протестное социально-политическое движение обманутых дольщиков, которое местному и республиканскому бюджетам пришлось обильно «заливать» деньгами, только чтобы все успокоилось и рассосалось.
АКИМ НА ПЕРЕСМЕНКЕ
В Шымкенте накануне разгорелся скандал республиканского масштаба из-за заражения детей ВИЧ-инфекцией в стенах медицинских заведений. Местные чиновники от акиматов и медицины разворовали деньги, предназначенные для крови и ее препаратов, а вместо этого ввозили кровь из Узбекистана контрабандой и не производили соответствующих проверок.
Предыдущих ответственных лиц по-тихому сняли, а в Шымкент отправили г-на Шукеева, поскольку реноме «крепкого хозяйственника», «эффективного менеджера», «кризис-менеджера» еще не потускнело.
Когда бардак в медицине ЮКО вскрылся, то помимо нового акима в регион направили и необходимые средства из республиканского бюджета. Умурзаку Естаевичу оставалось только грамотно их потратить на строительство новых медицинских объектов. Даже отпетый клептоман вряд ли будет запускать руку в бюджетный карман, когда куча народа только-только погорела на таких схемах. К тому же взвинченная общественность города и области внимательно следила за происходящими в медицинских вопросах движениями через СМИ, что сильно помогало держать себя в руках.
Сдав пост в августе 2007 года Нургали Ашимову, наш герой несколько выпал из активной части управленческой колоды. Это вообще довольно интересная черта с одной стороны в карьере Умурзака Шукеева, а с другой в кадровых играх Нурсултана Назарбаева.
Бывший президент регулярно практиковал такую вещь, как вывод топ-управленцев в резерв. У наблюдателей за такими действиями даже сложился термин «вымачивание». Пока функционер месяц за месяцем находился в таком положении, отслеживалось его поведение. Если человек начинал бурчать, проявлять нетерпение, жаловаться окружающим на судьбу и вообще делать неуместные движения, то на его перспективах обычно ставился крест.
Г-н Шукеев на «вымачивании» проявил стратегическое терпение и в марте 2009 года был назначен первым заместителем премьер-министра.
ВТОРОЙ НА МИННОМ ПОЛЕ
Умурзак Естаевич обладал очень важной способностью для работы в государственном аппарате Казахстана. Дело в том, что в РК давно сломана советская управленческая модель, где всегда имелся кадровый резерв на выдвижение. Из-за этого на «горящие» участки работы кидают тех, кто в данный момент находится под рукой и на взгляд первого руководителя кажется подходящей фигурой для решения проблемы. Так и произошло в декабре 2011 года.
В тот год многомесячный производственный конфликт нефтяников и рабочих сервисных подразделений в Мангистау перешел в беспорядки с применением огнестрельного оружия на День независимости в Жанаозене и на станции Шетпе. Одним из виновных был определен Тимур Кулибаев, как несправившийся с порученным фронтом ответственности.
Г-н Шукеев сменил среднего зятя Нурсултана Назарбаева на посту председателя правления АО «Самрук-Казына». Данный фонд – это фактически становой хребет квазигосударственного сектора Республики Казахстан. В нем аккумулированы очень интересные экономические активы, а у руководителя масса полномочий при назначении на высокооплачиваемые должности в центральном аппарате «Самрук-Казыны».
Здесь оказалась очень востребованной еще одна важная черта нашего фигуранта: умение пускать пыль в глаза. В рамках фонда был создан специальный Центр социального партнерства, куда Умурзак Шукеев пригласил на работу Нурлана Еримбетова. Г-н Еримбетов на тот период был, пожалуй, единственной раскрученной медийной фигурой (благодаря возглавляемому дискуссионному клубу «АйтPARK»), которая пользовалась популярностью у политически озабоченной публики страны и при этом не раздражала высшее чиновничество.
Нурлан Еримбетов должен был изображать кипучую деятельность по предотвращению производственных конфликтов на крупных и средних предприятиях страны. Он это и делал. Обещал даже создать карту важных индустриальных объектов с иерархией имеющихся проблем на них, чтобы не доводить дело до трагедий.
В реальности Центр социального партнерства никакой реальной работы не проводил и никаких наработок не сделал. По крайней мере в открытом доступе ноль информации на этот счет. Ну а сам этот центр тихо пропал из штатного расписания уже более пяти лет назад.
Был еще такой проект «Трансформация». По нему предполагалось набирать талантливых менеджеров в «Самрук-Казыну» и различные национальные компании, наиболее умных и успешных двигать вверх по карьерной лестнице. Попутно предполагалось сокращать штаты от блатных бездельников, а вместо них оставлять лишь толковых и трудолюбивых. Все это распиаренное начинание тоже ничем не закончилось. Вернее, закончилось пшиком.
Будучи вторым человеком на разведанном минном поле, то есть приходя на новое место работы после «подрыва» предшественника, г-н Шукеев уже знал, чего надо бояться и старался аккуратно обходить опасные места. По крайней мере, на словах всегда заявлял, будто угрозы постоянно отслеживаются, чем подтверждал реноме управленца, умеющего решать сложные проблемы.
ЗОЛОТОЙ ЧАС
Настоящий успех к Умурзаку Естаевичу пришел в декабре 2017 года, когда его назначили вице-премьером и министром сельского хозяйства. Его соратник и член команды Асылжан Мамытбеков вообще рекордсмен по времени пребывания во главе Минсельхоза. При нем был разработан проект повышения экспортного потенциала Казахстана по говядине, основным инструментом которого стал ввоз в страну дорогостоящего скота из Канады, Австралии, США и Европы. Импорт щедро субсидировался государственной казной, а операторы ввоза зарабатывали огромные деньги на поставках.
По нижней границе подсчетов, на различные виды государственных субсидий в рамках развития мясного животноводства ушло $2,5 млрд. Отдельно укажем, что это были куда более «тяжелые» баксы, чем в инфляционном 2022-ом.
Согласно обещаниям Асылжана Мамытбекова и его подопечных, реализация проекта должна была позволить Казахстану не только выйти на самообеспеченность по мясу КРС, но и стать экспортной державой. По итогам 2016 года Минсельхоз планировал отчитаться об экспорте 60 тыс. тонн говядины. На самом деле республика в тот год импортировала около 25 тыс. тонн мяса. Заветная цифра в 180 тыс. тонн экспорта в 2020-ом тоже не была достигнута отнюдь не из-за пандемии ковида.
Ангусы и Герефорды, генетически способные быстро набирать вес, объективно ничего не могут показать в условиях дефицита кормов. А кормопроизводство изначально выпало из мясной программы, так как львиная доля государственных субсидий была предусмотрена для других игроков «пищевой цепочки» (например, владельцев откормочных площадок).
По мере того, как прибывали все новые партии импортного скота на прежнюю кормовую базу, дефицит фуража становился просто вопиющим. Аскару Мырзахметову, сменившему во главе МСХ Мамытбекова, пришлось срочно создавать Карту кормопроизводства на 2017 – 2021 гг. Она-то и показала, что нехватка кормов по республике составляет 42 %! Но это средняя температура по «больнице» АПК, потому что в Мангыстауской области дефицит составлял 87 %.
Корма – отнюдь не единственное проблемное наследие лоббистов мясных олигархов даже в отдельно взятом животноводстве. При них сложилась практика сокрытия разнообразных заболеваний сельскохозяйственных одомашненных животных. Своего рода гиперкомпенсация. Ведь можно прилагать усилия для повышения качества работы ветеринарной службы (осмотры, вакцинация, мониторинг, карантинные мероприятия), а можно делать упор на замалчивание реального положения дел. Мол, корова никому о своих болезнях не расскажет, а государственных ветеринарных врачей заставим писать, как надо.
В условиях, когда широкополосный интернет дотянулся и до сельской местности, проводить столь пещерную политику как минимум глупо, но еще больше – опасно. Заболевания ведь зоонозные, то есть могут передаваться от животных к человеку. Вот и представители Всемирной организации по охране здоровья животных (раньше называлась Международное эпизоотическое бюро), членом которой является Казахстан, могли быть неприятно «удивлены» вскрывшейся информацией.
В соседнем Узбекистане есть мясная компания «PROMEAT». У нее свои земля, скот, откормочная площадка, мясокомбинат, сеть специализированных магазинов. Предприятие специализируется на КРС. В общем, нормальный представитель среднего бизнеса, который функционирует на рынке продуктов из говядины без всяких государственных дотаций.
А теперь вернемся в Казахстан и посмотрим, есть ли здесь отечественные компании весовой категории «PROMEAT»? И беглый, и внимательный взгляд показывают, что нет. А ведь при $2,5 млрд субсидий с пастбищами и другими возможностями РК таких фирм здесь должно быть давно 40-50 штук со своими штатами, цехами, кормами, розницей (собственными мини- и супермаркетами, ресторанами), торговыми марками.
ТУРКЕСТАН
Умурзак Шукеев является уроженцем Южно-Казахстанской области. Любой управленец мечтает вернуться в родные края с властными полномочиями и солидным бюджетом, чтобы оставить хороший след и добрую память.
В Туркестанской области для нашего героя позиция получилась просто идеальная. После того, как местными бизнесменами в начале «нулевых» годов была построена пара гостиниц, город до февраля 2019-го (назначение г-на Шукеева на акимство) никаких серьезных импульсов к развитию не получал. То есть площадка для роста из ямы (излюбленный формат, чтобы показать высокие проценты успехов) просто идеальная.
Но очевидные неудачи с подбором кадров наконец дали о себе знать и сильно ослабили общий аппаратный вес нашего фигуранта. У обывателя бытует мнение, будто топ-чиновник в Казахстане, меняя место работы забирает на него и свой «табор» зависимых клиентов. В реальности же картина гораздо сложнее. У больших «агашек» много «их людей» рассеяно по другим министерствам, акиматам, госкомпаниям, агентствам, фондам. Формально такие кадры имеют своих непосредственных руководителей, но реально пребывают в совсем другой властной гравитации.
Описанные выше реалии резко усложняют функционирование всей властной вертикали. Например, появившаяся новая норма, согласно которой руководитель должен подавать в отставку из-за своего подчиненного-коррупционера, часто не учитывает фактического положения вещей. Большой «агашка» часто делает своего человека экранированным от его прямого начальника, из-за чего тот может совершать многие вещи почти автономно. Все это не снимает ответственности с прямых руководителей, но все-таки нюансы надо учитывать.
Реальный вес того или иного «большого человека» в аппаратных раскладах учитывается по тому, насколько он может защитить своего подопечного от неприятностей разнообразного характера, в том числе и по линии правоохранительных органов.
Человеком Умурзака Шукеева был Ислам Абишев, который много лет возглавлял комитет по водным ресурсам Минсельхоза. В марте 2019 года он был арестован, а в феврале 2020-го признан виновным за покушение на получение взятки свыше 60 млн тенге и приговорен к 5 годам лишения свободы в учреждении минимальной безопасности.
Абишеву посчитали один день содержания под стражей (а он находился под арестом) как за два дня в учреждении минимальной безопасности. Более того, прокуратура требовала ужесточить наказание в апелляции, назначив ему 11 лет лишения свободы, однако суд на это не пошел. Возможно, в этом случае герой нашего повествования смог выступить в качестве демпфера и смягчил удар правосудия по своему клиенту.
А вот в феврале 2022 года в получении взятки в особо крупном размере был обвинен Даурен Макажанов, уроженец и аким города Кентау одновременно. Здесь уже г-н Шукеев ничего сделать не смог и его человек 13 июля был приговорен к 10 годам лишения свободы в учреждениях УИС максимальной безопасности. Более того, апелляционная инстанция оставила приговор Макажанову в силе, в августе он вступил в законную силу, после чего пришел черед и самого Умурзака Естаевича отвечать за своего человека. А Даурен Макажанов был не просто подчиненным Шукеева, но и его убежденным соратником.
Г-н Макажанов – это именно человек Умурзака Шукеева. Поэтому он, будучи замом акима Павлодарской области Булата Бакауова в неформальных разговорах нервно реагировал на свою позицию. Мол, у него совсем другой начальник и «хозяин», а Бакауов для него – просто аким, которого он знать не хочет и не уважает.
В свое время именно под Даурена Макажанова устраивалась хитрая рокировка с перемещениями Рустема Курманова между Минсельхозом и холдингом «КазАгро», чтобы поставить на высокую должность в МСХ г-га Макажанова. Нынешний сиделец был уже без пяти минут председателем правления АО НУХ «КазАгро», так как именно эту должность для него заботливо подбирал и лелеял Умурзак Естаевич.
Однако назначение последнего на Туркестанскую область сбило схему. В итоге ему пришлось забирать своего клиента в область и ставить на Кентау. Но звезда удачи к этому времени окончательно закатилась. И даже не знаем для кого больше: для Даурена Макажанова или Умурзака Шукеева.
Уход члена твоей команды на долгий срок и строгий режим одновременно – это потеря лица для «агашки». Поэтому вполне закономерно, что Умурзак Шукеев подал в отставку и 30 августа был снят с должности областного акима. Заместители нашего фигуранта на Туркестанской области – тоже его люди – теперь остались без его поддержки. Если после проведенной проверки и выявления соответствующих фактов, их разнообразными делами займутся те же правоохранительные органы, то вчерашний патрон уже ничего серьезного сделать не сможет. А значит они сейчас – в максимально уязвимой позиции.
Надеемся, что для г-на Шукеева нынешний уход – это дорога в один конец. Такие люди не нужны на руководящих постах в Новом Казахстане.
Лев ТКАЧЕНКО, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости