Почему казахстанская молодежь уезжает учиться в российские ВУЗы.
Негативные миграционные тенденции в Казахстане начинают вызывать беспокойство на высших уровнях власти. Особенно беспокоит чиновников то, что страну покидает молодежь, массово отправляющаяся получать высшее образование в России. Что же влечет в российские ВУЗы вчерашних выпускников?
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС
Для страны с небольшим количеством населения, каковой является Казахстан, потеря даже сотни тысяч жителей ощутима в экономике, кадровом потенциале и, соответственно, темпах развития. С момента обретения Казахстаном независимости положительная миграционная динамика наблюдалась лишь в 2004-2011 гг.
В последние годы темпы эмиграции увеличиваются. Если в 2016 году уехало 32 тысяч 920 человек, в 2017 – 35 тыс. 680 жителей, то в прошлом году уже 41 тыс. 894 граждан.
Особо тревожит состав покидающего страну населения: 40-50 % из числа выезжающих составляет молодежь от 18 до 28 лет, а 30-35 % — от 30 до 45 лет.
60 – 70 % из них имеют высшее образование. Среди же прибывающих количество обладателей дипломов о высшем образовании не превышает 15 %.
Как сказано в депутатском запросе Тургуна Сыздыкова, «один из главных вопросов, на который мы должны найти сегодня честный ответ – почему за пять лет сократилась почти на 463 тысячи численность молодежи в республике?»
По его данным, каждый пятый выпускник поступает в зарубежный ВУЗ. В 2018 году за пределы страны выехало 4 тысяч 158 выпускников школ, а в этом году уже на 3,5 тыс. больше.
Президент же Центра международных программ при МОН РК Жанболат Мелдешов сообщает, что число грантов на обучение в зарубежных ВУЗах будет расти. С момента создания Центра за границей получили образование 100 тыс. казахстанцев, а в ближайшие 5-10 лет эта цифра увеличится в два раза.
Еще более шокирующий прогноз дает старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов, считающий, что «число казахстанцев, поступающих в ВУЗы России и Китая после окончания школы, превысит 100 тыс. чел. ежегодно, начиная с 2022 года, а к 2025 г. число обучающихся в этих двух странах превысит 500 тыс. человек».
ПОЧЕМУ РОССИЯ?
Первое место с большим отрывом по числу обучающихся казахстанских студентов занимает Россия, где, по разным данным, высшее образование получает от 65 до 80 тыс. молодых казахстанцев.
Центр Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг», «Российско-Казахстанский Экспертный IQ Клуб» при поддержке Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ в период с 25 октября по 15 ноября 2019 года провели исследование, целью которого является определение мотивации казахстанских студентов, обучающихся в российских вузах, анализ их предпочтений при получении знаний и компетенций, а также ожиданий относительно перспектив дальнейшего трудоустройства.
По полученным результатам 59 % студентов нравится обучаться в РФ, скорее нравится еще 28 %. Третье место и 7 % голосов получил ответ «неважно, нравится или нет, главное, получить знания».
Что касается причин выбора российского образования, наиболее популярными ответами стали варианты «в российских ВУЗах легче получить бюджетное место» (14 %), «в российских ВУЗах дают лучшее образование» (14 %) и «удобно обучаться на русском языке» (13 %). 11% ценит возможности получить приглашение на работу в крупную международную компанию в студенческие годы, а 10 % — возможность более выгодного трудоустройства в Казахстане.
Даже те студенты, которым не нравится учиться в России, факторами своего выбора называют то, что легче поступить на бюджетное место (19 %), удобство обучаться на русском языке (13 %) и то, что их друзья уже учатся в России (12 %).
При этом 60 % студентов рано или поздно планируют вернуться на родину, но лишь 20 % опрошенных хотят это сделать сразу же после окончания ВУЗа. Остальные же из тех, кто связывает свою дальнейшую жизнь с Казахстаном, стремятся получить академические степени либо приобрести опыт работы.
Если суммировать результаты исследования, то наиболее важными для студентов критериями выбора российского образования являются следующие:
в российских ВУЗах дают лучшее образование;
в российских ВУЗах легче получить бюджетное место;
удобно обучаться на русском языке;
из российских ВУЗов легче трудоустроиться в крупную международную компанию уже в студенческие годы;
престижное российское образование поможет мне более выгодно трудоустроиться в Казахстане.
Как видим, выезд за границу для получения качественного и престижного образования вовсе не означает автоматическую эмиграцию молодежи. Вполне возможно, что они бы предпочли национальные ВУЗы, если бы видели для себя аналогичные перспективы.
В качестве повышения доступности для казахстанской молодежи столь популярного в стране российского образования, безусловно, необходимо открывать совместные российско-казахстанские высшие учебные заведения на территории Казахстана, усилить работу по продвижению двухсторонних программ и программ двойного диплома между российскими и казахстанскими вузами, исследовательскими центрами и лабораториями.
Но это нисколько не отменяет необходимости повышения качества образования в самом Казахстане.
РЕФОРМАМИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Несмотря на постоянное реформирование, образовательная сфера Казахстана не отвечает потребностям современности. Доходит до того, что работодатели отказываются принимать на работу выпускников отечественных ВУЗов. Это неудивительно, поскольку расходы госбюджета РК на высшее образование в 2016-2017 годах на одного очного студента составили $504, тогда как в России — $8800, в Китае — $3245, в Турции — $3590, в Южной Корее — $9656, в США — $11319.
Но вернемся к запросам самих выпускников. Помимо высокого качества и доступности, важной для молодежи является возможность получить образование на русском языке. Причем, касается это не только этнических русских, но и самих казахов. При этом уже в 2015/16 учебном году доля студентов обучающихся на казахском языке составила 62,7 %, на русском – 34,3 % и на английском языке – 3 %. Сфера применения русского языка продолжает сокращаться.
Как известно, образовательные реформы проводятся под эгидой Всемирного банка, который обусловливает выделение помощи Казахстану в других сферах учитывая продвижение своих рекомендаций по модернизации школ и ВУЗов.
Отсюда и проект трехъязычия и отказ от изучения русского языка по классическим методикам. Например, с 2017/18 учебного года ВУЗы Казахстана переходят на программы оксфордской и кембриджской системы образования, по которой русский язык изучается только как разговорный, то есть прежняя система изучения языка аннулируется.
Последствия уже видны. Так, согласно результатам теста PISA-2018 казахстанские школьники показали худшие результаты по сравнению со своими предшественниками, протестированными в 2009, 2012 и 2015 годах.
Но если в 2018 году разбивка по русскоязычному и казахскоязычному образованию не проводилась, то в 2009 году разница в уровне знаний между учениками русских и казахских школ составляла 88 баллов, что примерно соответствует двум годам обучения.
В 2012 году разница сократилась до полутора лет обучения.
В свою очередь, снижение уровня преподавания русского языка сокращает возможности для обучения в России, которое является наиболее доступным и качественным бесплатным образованием для граждан Казахстана.
По словам председателя наблюдательного совета Центра довузовской подготовки «Kazan education» Рината Абдулхаликова, «московский институт имени Пушкина изучил нашу школьную программу русского языка. Вывод: если казахстанских школьников будут продолжать учить по этой программе, то они не смогут поступить ни в один ВУЗ России!».
Однако в глобализированном мире никому не хочется пренебрегать открывающимися возможностями. Не поэтому ли уезжает молодежь, даже обещая вернуться?
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Культурологические ведомости