Людям легче поверить в безопасность, когда они имеют дело с бумажными носителями.
Правительства в мире конкурируют с глобальным бизнесом за данные, а граждан рассматривают как клиентов. Сегодня центральным вызовом всех государств становится вопрос о том, как с цифровизацией не потерять свой суверенитет. Ведь в современном мире государство знает о своих гражданах даже меньше, чем крупные технологические компании. При этом правительства не должны мешать бизнесу, а наоборот давать новые возможности для развития, задавая правила и необходимое регулирование. Позволяя для удобства граждан встраивать частные услуги с помощью государственных платформ. А как же развивается электронное правительство у нас в стране?
Об этом на прошедшем в Нур-Султане Международном 3rd IOT FORUM KAZAKHSTAN 2019 в рамках заданной темы «Цифровое государство: новая реальность» говорили эксперты из кабинета министров и приглашенные гости.
ГОСУДАРСТВО, БИЗНЕС, ГРАЖДАНЕ
Директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (Татарстан, Россия) Антон Грачев рассказал, что сейчас в РФ идет большой тренд на создание единой цифровой платформы по предоставлению цифровых сервисов гражданам страны. При этом республика Татарстан была первым регионом, который начал еще в середине 2000-х годов создавать свою собственную модель услуг в электронном виде.
«Когда еще на федеральном уровне об этом не было и речи. И на сегодня в Татарстане создана модель услуги 1.0, в которой есть государственный портал, где более двухсот государственных сервисов предоставляются в электронном, но пока еще не в цифровом чистом виде. Есть ряд сервисов, которые граждане могут получить в цифровом чистом виде, но их количество пока не слишком большое. Это значит, что гражданин житель Республики Татарстан по этим сервисам может вообще никуда не приходить, не выходить из дома», — пояснил Антон Грачев.
Эксперт объяснил, почему работает модель 1.0. Потому что они как IT-парк, как подведомственная структура Министерства цифрового развития, государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, а министерство стало таковым буквально в этом году, они являются непосредственными участниками процесса создания новой стратегии цифрового развития региона.
«И в рамках этой стратегии мы сейчас создаем модель услуги 2.0, в которой ключевой идеологией становится возникновение единой платформы по обмену и хранению данными между всеми участниками процесса – государство, бизнес, граждане. Идеология заключается в том, что мы можем создать единую архитектуру сервисов, в которой государство не только будет владельцем этой платформы. Но и откроет доступ всем сторонним разработчикам, которые готовы будут работать с этими данными и надстраивать микро и супер-сервисы на модель единой государственной платформы», — объяснил эксперт из Татарстана.
МИФЫ АНАЛОГОВОГО ПРОШЛОГО
Вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Олжас Абишев в свою очередь прокомментировал насущный вопрос сохранности и безопасности личных данных пациентов по всей стране, который в последнее время весьма активно муссируется в обществе.
Абишев заметил, что вопрос сохранности и безопасности карт здоровья интересует всех, но почему-то этот вопрос никого не интересовал пять лет назад, когда выписки были на бумаге и всем было безразлично, как они хранятся, кто читает их амбулаторные карты в поликлиниках.
«Санитарке стало скучно, вдруг она зашла в регистратуру, открыла амбулаторную карту и про всех своих родных кто живет в районе узнала всю конфиденциальную медицинскую информацию. Никто не предполагал такое развитие событий, потому что никто тогда не задумывался, кто читает мою амбулаторную карту.
А сейчас, когда убрали все бумажные амбулаторные карты из поликлиник, все начали спрашивать: а как защищаются мои медицинские данные. Людей не интересует вопрос: почему одни знают, где я провожу свое свободное время, что я покупаю, не потому что имеют доступ к вашим записям, а потому что имеют доступ к данным о ваших покупках. То же самое происходит, когда вы покупаете лекарство и система узнает, чем вы болеете. Но все равно все считают, что государство не может защитить данные. Хотя у нас есть уполномоченный орган по защите данных, у нас имеется целая команда как на уровне Министерства цифрового развития, так и на уровне Министерства здравоохранения. Применяются международные стандарты, местные стандарты по защите информации.
Однако, если вам кто-то скажет, что ваши личные данные защищены на 100 %, то они врут. Не бывает 100-процентной защиты, бывает «золотой стандарт» качества. IT-специалисты в сфере информационной безопасности об этом осведомлены. Ваша личная информация будет в полной безопасности пока у хорошего хакера не появится интереса к ней. Если у кого-то появится интерес к моим медицинским записям, то, я скажу, что нет 100-процентной гарантии что кто-то не взломает систему и не получит доступ к моим медицинским картам», — раскрыл детали Олжас Абишев.
Вице-министр Минздрава смоделировал и другую ситуацию. По его словам, всегда присутствует вопрос: для чего личные данные использовать, также, как и с медицинскими записями. Да, сейчас на 97-98 % обеспечивается информационная безопасность в соответствии с международными стандартами. Но завтра если записи где-то появятся, появятся ли они по вине человека или по вине госоргана. Человек может сам скопировать свой паспорт здоровья и выставить на всеобщее обозрение в социальных сетях. Кто виноват в этом: пользователь или госорган, который хранит, обрабатывает и несет ответственность за ваши данные. Люди, которые скачивают справку с психо-наркодиспансера тоже могут выставить ее на всеобщее обозрение, чтобы доказать свою вменяемость.
«Мы говорим о безопасности медицинских информданных с точки зрения хранения. Меня многие проверяют, мои коллеги из нацбезопасности, из министерства цифровизации. У нас есть люди, которых мы просим помочь выявить уязвимости, и они тоже нам помогают.
С 2012 года, с тех пор как запустились портальные решения на уровне Минздрава, а их было 21 портальное решение, на текущий момент ни одной утечки сведений не было.
К тому же, вначале этого года мы все справки о психическом состоянии, наркозависимости, об учете по туберкулезу сделали бесплатными, и все сделали в режиме реального времени, многие этого боялись, но сейчас у нас запрос по справкам растет каждый месяц. Потому что справки эти популярные. Но это не конечная цель, потому что в 2020 году мы хотим от этих справок вообще отказаться. С вашего разрешения, вы же не печатаете и не вешаете у себя дома справку о том, что вы не состоите на учете у нарколога. Вы же берете ее для поступления в ВУЗы, для принятия на работу, для других госорганов, поэтому в 2020 году мы хотим, чтобы эта справка как таковая себя исчерпала.
Как адресная справка, мы ее хотим отменить и с вашего согласия при обращении в какой-либо госорган: в МВД, в Минтруда, в МОН, эти справки автоматически будут «подтягиваться», не нужно ни распечатывать, ни предоставлять абсолютно ничего», — объяснил Олжас Абишев.
Второе важное направление – это запуск национального электронного паспорта здоровья на портале электронного правительства, а также на мобильном приложении мобильного электронного правительства. То есть, медицинские записи в электронном формате на основе международных стандартов, могут открываться на любом телефоне-смартфоне – кто вас лечил, как вас лечил, аллергические показания, где ваша поликлиника, кто ваш врач, все сведения доступны. Это очень важно, потому что при поступлении в медицинскую организацию не нужно будет звонить кому-то и везти вашу амбулаторную карту. Вы либо показываете удостоверение личности, либо открываете свой паспорт здоровья на телефоне.
По словам вице-министра Абишева, очень большая работа проводится сейчас по автоматизации государственных услуг. По композитным услугам. Потому что для человека неважно, эти услуги оказываются Минздравом, Минтруда или Минобразования. Для него важно получить услугу.
«А наша задача выставить эти услуги вокруг наших граждан. Со следующего года мы справку «086» полностью оцифровываем, не будет как раньше на бумажном носителе, все будет в электронном формате. И эта работа будет продолжаться, чтобы другим госорганам с вашего разрешения предоставлять доступ к данным.
Более того, в 2020 году многие процедуры станут уведомительного характера. То есть, если вы не пришли в поликлинику, вам придет СМС: пожалуйста, придите в поликлинику на медосмотр. Если вы девушка в положении, то вам придет СМС: вы должны пройти плановый медосмотр. Если вам выписали лекарство, то вам придет СМС: пожалуйста, в такой-то аптеке заберите ваше лекарство. Таким образом, система уведомлений и «напоминалок» еще раз заставляет нас обратить внимание на то, что многие медицинские услуги у нас бесплатны и доступны», — резюмировал Олжас Абишев.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОПРОСОМ
Между тем, вице-министр образования Республики Казахстан Рустем Бигари рассуждая на тему цифровизации, отметил, самое большое количество контактов среди всех ведомств с гражданами, сохраняется в Минобразовании.
«Мы одни из тех, кто в мире обеспечивает среднее образование. Говоря о цифровой трансформации системы образования нельзя сказать о том, что, установив один компьютер в школе мы сможем обеспечить цифровое образование детей.
Если вы заметили в этом году, вышли не очень хорошие результаты международных рейтингов по компьютерной грамотности казахстанской молодежи. Молодежь от 16 до 35 лет показала те же результаты и такие же навыки работы, компьютерной грамотности, что и люди старшего поколения. То есть то поколение, которому сейчас от 16 до 30 лет, в будущем заменяя старшее поколение, которое уйдет, не покажет лучшие результаты и лучшее качество.
Вот глядя на это мы меняем подходы. В среднем образовании со следующего года мы предмет компьютерной грамотности, предмет информатики, не с 5-го класса как сегодня, а вводим уже с 1-го и со 2-го классов. Обязательный предмет. Такие предметы, как «компьютерная безопасность» будет введен с 3-го и 4-го класса. Дети должны уже заранее обладать этими навыками. Потому что, машинально тыкая в экран смартфона или планшета все равно компьютерной грамотности не научишься, хорошим IT-специалистом не станешь», — заверил Рустем Бигари.
Автор:
Инфраструктурные ведомости