Пять шагов министра сельского хозяйства Сапархана Омарова
Пришедшему в марте этого года на должность министра сельского хозяйства Казахстана бывшему депутату, председателю Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Сапархану Омарову, в наследство досталось одно из самых проблемных ведомств. С одной стороны, подконтрольный Минсельхозу холдинг «КазАгро» представлял собой «черный квадрат», внутри которого невидимо перераспределялись огромные финансовые потоки, в самом МСХ бесконечно менялись программы развития, министерство превратилось в полигон противостояния различных групп влияния, борющихся за ресурсы.
Ситуация усугублялась и тем, что даже принятые действующие программы не исполнялись, служа больше неким клапаном для открытия денежного потока в направлении узкой группы приближенных лиц. Одновременно все это маскировалось дешевым пиаром.
Одним словом, в наследство Сапархану Омарову досталось хозяйство, которое можно сравнить с «авгиевыми конюшнями». И чтобы их расчистить понадобилось время.
В итоге, спустя почти восемь месяцев руководства в аграрном ведомстве Омарова, принесли определенные результаты. Мы насчитали пять наиболее знаковых изменений в Минсельхозе под управлением новой команды, которые, на наш взгляд, не совсем справедливо оттираются на задний план.
РЕВИЗИЯ ХОЛДИНГА «КАЗАГРО»
Многие уже знают, сколь баснословные убытки сгенерировал наш сельскохозяйственный холдинг. Информация об ущербе почти в 400 млрд. тенге за минувшие годы быстро стала достоянием общественности, дошла до президента Касым-Жомарта Токаева, который справедливо возмутился неумелым управлением и хищениями в АО НУХ «КазАгро».
Благодаря проведенному аудиту госхолдинга была поставлена задача реформировать его до неузнаваемости: резать штаты и непрофильные активы, которые представляли удобные ниши для прокачки государственных денег, а местами их «отмывания» и вывода.
По сути дела, начало оздоровления системообразующего для наших фермеров государственного холдинга является непосредственной заслугой нового руководства МСХ. Ведь именно оно для понимания реальной ситуации в структуре АО «КазАгро» пригласило международной аудиторскую компанию KPMG, которая и провела независимую оценку деятельности и финансового состояния фонда.
Именно после ее деятельности выяснилось, что накопленный убыток «КазАгро» на начало 2019 года достиг 399,1 млрд. тенге.
Показательно то, почему эту работу удалось провести новому руководителю Минсельхоза. Дело в том, что назначенный в этом году министром Сапархан Омаров не имел собственной команды, переходящей в забронзовевший клан, которая начинает больше использовать и «крутить» своим патроном, чем наоборот. Отчасти этим и объясняются успехи в наведении порядка в разных местах аграрной политики ведомства: отсутствием баласта и «бурного прошлого», которые бы тянули министра куда угодно, только не к реальному решению задач отрасли.
ВОЗВРАТ ДОЛГОВ, НЕСМОТРЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШАНТАЖ
Еще один пласт, выявленный в рамках затеянного в «КазАгро» независимого аудита, коснулся невозвратных кредитов. Оказывается, раньше в холдинге практиковались постоянные реструктуризации. Они длились годами лишь накапливая и увеличивая «токсичный» портфель АО «КазАгро»
После того, как новая власть в Минсельхозе подробно ознакомилась с фактами необоснованной пролонгации выплат долгов, она пришла к выводу, что подобную практику нужно пересекать на корню.
Например, теперь по указанию министра Омарова ведомство заняло более жесткую позицию к злостным неплательщикам. «КазАгро» и Минсельхоз отправились в суды, требуя возвращения набранных кредитов, не боясь заказных статей в прессе.
В частности, в одном из своих недавних интервью Сапархан Омаров привел пример, когда одно ТОО получило финансирование от государства на 1,22 млрд. тенге для покупки 5 тыс. 260 голов крупного рогатого скота, но вместо этого приобрело лишь несколько сотен голов, остальные деньги положило на депозит в банк под высокие проценты. При этом купленные коровы все равно генерировали кэш из государственного бюджета в виде субсидий.
МЕХАНИКА БОРЬБЫ С НЕЧЕСТНЫМИ ЛАТИФУНДИЯМИ
Очень важный кейс, который сегодня продвигает Сапархан Омаров в Минсельхозе касается возврат неиспользуемых земель сельхозназначения от так называемых недобросовестных землепользователей.
Почему именно министерство сельского хозяйства сейчас чрезвычайно активно включилось в этот процесс. Да потому что само первое лицо в ведомстве не является латифундистом, контролирующим (зачастую бессмысленно и в ущерб желающим заниматься сельским хозяйством малым фермерам) огромные наделы земли через «подставных лиц».
Поэтому новому руководству МСХ не то, чтобы не страшно заняться наконец решением давно наболевшего земельного вопроса, но и остается для него делом принципа.
Так вот, в настоящее время Минсельхозом разработана Дорожная карта, предполагающая изъятие неиспользуемых сельскохозяйственных земель. В частности, планируется поэтапное увеличение налога на неиспользуемые земли.
Уже сейчас маслихатам областей переданы права по увеличению налогов на неиспользуемые земли в 10 раз. В то же время, само МСХ намерено поднять этот налог от 20 до 30 раз.
И это вполне реалистичная практика, широко применяемая во всем мире. Только у наших партнеров по ЕАЭС в России, этот вид налога увеличен в 100 раз.
Одновременно с этим Минсельхоз планирует сокращение сроков изъятия неиспользуемых земель. Сейчас неиспользуемые земли изымаются только через суд. Однако на эту процедуру уходит от двух до трех лет. Но чтобы ускорить процесс возврата земли в эти дни аграрное ведомство вносит предложения о том, что если земельные наделы не используется по назначению, то договор аренды с их хозяевами расторгается в одностороннем порядке.
Более того, сегодня полным ходом идет разработка механизма уведомления землепользователей о начале и результатах их проверки. Это будет делаться через SMS-сообщения.
Потому что как правило нечестные игроки на земельном рынке стараются избегать проверяющих сотрудников Минсельхоза, не брать в руки и не подписывать уведомления о начале проверок. Тогда как автоматизация этого процесса, внедрение практики SMS-оповещений, мгновенно сможет перевернуть ситуацию с головы на ноги.
ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
В октябре двумя палатами Парламента Казахстана был наконец принят законопроект по вопросам регулирования нашего агропромышленного комплекса. Он не сдвигался с мертвой точки почти три года, хотя сам основательный документ предполагал более 800 поправок в 13 кодексов и 29 законов страны.
Благодаря ему будут изменены подходы страхования в сельском хозяйстве: произойдет переход от обязательного к добровольному страхованию, от субсидирования страховых выплат к субсидированию страховых премий.
А часть контрольно-надзорных функций от акиматов и таможенных органов перейдет в МСХ.
К тому же, давняя мечта аграрного бизнеса наконец осуществится: начнется субсидирование части затрат сельхозбизнеса по финансированию научных исследований. Тем самым, казахстанские предприниматели в сфере АПК получат прямую возможность привлекать инновации для своих компаний и фермерских хозяйств. Параллельно, аграрные ученые смогут выйти со своими открытиями и разработками на широкий сельскохозяйственный рынок внутри страны.
АЛЬТЕРНАТИВА БАНКАМ
Будучи еще депутатом, председателем Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента, Сапархан Омаров был одним из инициаторов и разработчиков законопроекта об аграрных расписках. Теперь он продвигает его в качестве министра сельского хозяйства.
Сам по себе инструмент аграрных расписок может стать альтернативой банковскому кредитованию, которое буксует на селе.
Например, перед посевной кампанией фермер может привлечь денежный заем, нанять работников или взять в аренду нужное ему оборудование. В виде ценной бумаги или векселя он может предоставить кредитору (это может быть не только банк, но и другое фермерское хозяйство) аграрную расписку. Расплатиться деньгами или частью выращенного урожая можно позже – после уборочной страды.
Кроме того, таким вот образом можно будет обеспечить свое хозяйство поставками семян или гербицидов.
Механизм займов и предоставления расписок будет регламентирован законодательством. А еще они получат дополнительную опцию в электронном формате, становясь электронными аграрными расписками.
Проект закона, над которым работал Омаров, находится в нижней палате Парламента.
P.S. Почему с приходом новых людей в министерство сельского хозяйства Казахстана есть надежда на то, что коррупции в этом ведомстве станет на порядок меньше, а первые руководители действительно займутся системными вопросами отрасли.
Во-первых, новые менеджеры, как, например, тот же Сапархан Омаров не успели забронзоветь на высоких должностях, которые бы они занимали до сего момента. А значит, они больше «земные» люди, способные работать с простыми фермерами, а не прибегать к показухе.
Во-вторых, это все же одиночки, не обладающие своими вечно голодными командами, преобразующимися в кланы, которым постоянно нужно отдавать на прокорм целые отрасли, поливая их субсидиями из государственного «кормораздатчика». Согласитесь, это серьезно экономит денежные ресурсы нашего государства и мигом убирает из рабочего процесса лишние ничего не производящие звенья.
Автор:
Фермерские ведомости