Три октябрьские победы хозяина Ак Орды
Когда весной этого года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев передавал власть своему преемнику Касым-Жомарту Токаеву, у него был замысел, который, как показало время, полностью оправдался. Какие бы ревностные чувства не заставляло бы испытывать Елбасы к Токаеву окружение первого президента, расчет был и остается верным: только человек владеющий несколькими языками, способный собственноручно написать большую монографию или увлекательную книгу «на злобу дня», не прибегая к услугам писателей-призраков, пользующийся авторитетом за рубежом и не впутанный в коррупционные скандалы, может быть достойным сменщиком и повести Казахстан дальше по пути точечных реформ. События последнего месяца доказали, что ставка на Токаева была одним из самых правильных решений уходящего президента.
Как быть может сам того не подозревая, Касым-Жомарт Токаев укрепил свои позиции как единого главы государства?
Дело в том, что в октябре произошло три знаковых события, которые упрочили власть второго президента.
Первое – это опровержение дискурса о «двоевластии», прозвучавшее с самых высоких трибун. Как ни странно, они сработали в пользу Токаева, ведь именно он был назван единственным законно избранным президентом, которому необходимо подчиняться, чьи указы и поручения выполнять.
Второе – конфуз с комментарием министра юстиции Марата Бекетаева и мгновенная реакция на него Ак Орды, которая продемонстрировала силу и перехватила повестку в этом вопросе. Администрация действующего президента показала себя мощным актором, с которым необходимо считаться и центром тяжести, на который следует ориентироваться.
Третье – сокрушительный удар по амбициям Бауыржана Байбека, продвигавшего проект строительства курорта «Кок-Жайляу», на который он не смог или уже не посчитал нужным отвечать, что на самом деле в очередной раз подтвердило версию для знатоков закулисной кухни, почему Назарбаев выбрал именно Токаева, а не, допустим, Байбека. И если завтра ситуация повторится, вновь поступит также. И дело здесь не столько в «Кок-Жайляу» — это просто символ, сколько в том, способны ли одни политики создавать и поддерживать свои символы власти или для них это чересчур сложно.
ЕЛБАСЫ НАЗВАЛ ТОКАЕВА «ГЛАВНЫМ».
Важно то, что когда первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решил дезавуировать разговоры о двоевластии в стране, он сделал не только нужный акцент на фигуре действующего главы государства Касым-Жомарте Токаеве, как едином и неделимом президенте, но и произнес это в примирительной форме, без вызова обществу, нотки которого слышались в его выступлении на заседании бюро партии «Нур-Отан» в августе этого года. Ведь, если вспомнить, именно после того августовского спича Елбасы и начали усиливаться разговоры о «двоевластии».
Напротив, тональность выступления Назарбаева уже этой осенью, заметно смягченная, послужила эдаким бальзамом на душу: дискурс стал успокаиваться, теряя нерв и накал, что хорошо для всех в этой ситуации – и для Елбасы и для его преемника Касым-Жомарта Токаева.
По сути, первый президент вернулся в начало весны 2019 года, когда он сделал свой исторический судьбоносный шаг и судя по всему, ни на йоту об этом не сожалел, будучи твердо уверенным в своей правоте и правильности будущего вектора, выбранного для страны.
ТОКАЕВУ ТОЖЕ НЕ НРАВЯТСЯ РАЗГОВОРЫ О «ДВОЕВЛАСТИИ»
Стремительная реакция Ак Орды на неаккуратные высказывания министра юстиции Марата Бекетаева, который в кулуарах заседания правительства припертый к стенке журналистами самобытно интерпретировал подписанный президентом Токаевым указ, если и не показала «кто в доме хозяин», то, по крайней мере, призвана была остудить пыл представителей элиты, до сих пор несерьезно воспринимающих Касым-Жомарта Токаева.
Напомним, что согласно этому указу, действующий президент может обсуждать назначения глав регионов и персоналий на ключевые должности в правительстве, кроме глав МИД, МВД и Минобороны с первым президентом, главой Совета Безопасности Нурсултаном Назарбаевым. Однако окончательное решение все равно остается за избранным президентом Касым-Жомартом Токаевым.
Как известно, Марат Бекетаев фривольно трактовал этот указ преткновения, заявив, что в конце концов все решает председатель Совбеза, а не глава государства.
Что вызвало резкую отповедь Ак Орды.
«Считаю некорректным комментарий министра юстиции. Возможно, под напором журналистов Марат Бекетаев растерялся и дал неверную формулировку, что удивительно, так как должностное лицо такого уровня всегда должно квалифицированно разъяснять любые вопросы в рамках своих функциональных обязанностей», — ответил пресс-секретарь Касым-Жомарта Токаева Берик Уали.
Он пояснил, что именно президент, как главное должностное лицо государства, гарант Конституции, верховный главнокомандующий, принимает, согласно основному закону страны, все решения, касающиеся назначения членов правительства, руководителей силовых и иных ведомств, подотчетных ему, а также глав регионов.
Так как «последнее слово» осталось за Администрацией действующего президента, к тому же любая попытка затеять дискуссию по этому поводу на самом высоком уровне, считалась бы моветоном и привела бы лишь к дополнительному обострению, Касым-Жомарт Токаев вышел победителем из ситуации, которая возникла сама собой без его участия. Однако именно ее он сумел развернуть в свою пользу, показав, что помимо дипломатичности ему свойственна недюжинная смелость и твердость характера.
ТОКАЕВ И БАЙБЕК – ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Дело в том, что, выбирая между возможными кандидатурами преемников Елбасы отдавал себе отчет, что в его окружении не так много людей, действительно способных управлять страной, государственным аппаратом, экономикой и обществом. Как бы он ни хотел назначить кого-нибудь из ближнего круга, в глубине души он понимал, что эти люди «не тянут». Многих из них у него было время и возможности проверить.
Ошибочно считать, что Елбасы ходил за каждым из своих назначенцев и прикрывал их собственным авторитетом. А вот некоторые из них, не исключено, чрезвычайно сильно ощущали свою вторичность и, как следствие, не хотели ничего делать сами, брать на себя ответственность, все время оглядываясь на первого президента, по умолчанию надеясь, что он их выручит, подставив плечо в критический момент.
Очень знаковым является история с проектом строительства горного курорта «Кок-Жайляу» в Алматы. Если кто-то полагал, что все решено и назад дороги нет, то он сильно заблуждался. Никакого решения принято не было – напротив, Елбасы Нурсултан Назарбаев таким образом проверял акима Алматы Бауыржана Байбека: сдюжит ли он, cправится, сумеет ли пролоббировать строительство курорта и при этом переманить на свою сторону большую часть общественности южной столицы – разными способами, на это и есть талант политического управленца.
При этом, для того же Елбасы было не столь важно: это проект «Кок-Жайляу» или любой другой мощный инфраструктурный проект, главное было – как с ним справится Байбек, проявит ли он себя управленцем, способным выигрывать неблагоприятные для него политические матчи, сможет ли выдержать забег на длинную дистанцию и не потерять фокус внимания. «Кок-Жайляу» — просто символ политической борьбы, которую должен был выиграть Бауыржан Байбек.
Причем, Елбасы редко принимает быстрые и окончательные решения, предпочитая подвешивать ситуацию до определенного времени. Например, он дал Бауыржану Байбеку возможность показать себя второй раз в партии «Нур-Отан», но теперь уже в совсем другой, более кризисный для элиты период. Но как видим, именно в такой ситуации новый старый первый заместитель председателя НДП «Нур-Отан» проявил себя достаточно вяло, не сумел перейти от слов к делу, то есть к реальному реформированию партийного аппарата и затачивания его под совершенно новые политические реалии.
Как опытный и сильный игрок Касым-Жомарт Токаев быстро почувствовал слабость Бауыржана Байбека, его неготовность действовать в сложной политической ситуации со многими неизвестными.
Более того, новый президент прекрасно понимал, что и он является заложником доставшегося ему в наследство госаппарата, который мягко говоря с трудом пошевеливается, когда перед ним ставятся конкретные созидательные задачи. А вот если перед таким госаппаратом поставить задачу – «не делать!», «не исполнять!», «зарубить на корню!», он точно справится, причем с большим удовольствием.
Поручение заморозить какую-либо активность по строительству горного курорта «Кок-Жайляу» — это и абсолютно победная политическая тактика, и возможность снискать симпатии общества, и беспроигрышное поручение, которое точно будет выполнено, и удар по Бауыржану Байбеку, которому после этого так и так остается нечем крыть.
«Чтобы каждый раз не возвращаться к этому вопросу, я сегодня запрещаю заниматься этим проектом. То есть строительство горнолыжного курорта на Кок-Жайлау. Нам он не нужен», — сказал Касым-Жомарт Токаев в ходе своего рабочего визита в Алматы.
P.S. Разумеется, любая политическая ситуация, а тем более в Казахстане, не является статичной – раз и навсегда преобразованной в некий застывший статус-кво. Однако одной из особенностей современных казахстанских реалий, тем более в госаппарате, где все испещрено и изрыто противоборствующими друг другу группами влияния, парализующими себя и оппонентов, остается работа с информационной повесткой и политическими символами. Кто начинает в ней преуспевать, тот не только получает возможность «отогнать волков», но и подчинить себе окружающих. Так пожелаем же удачи просвещенным и искушенным.
Автор:
Исторические ведомости