Фильмы казахстанского производства сейчас принимают участие и получают награды самых престижных фестивалей мира. Так, например, 31 августа на 79 Венецианском кинофестивале, состоится показ «Голиафа», российско-казахстанской картины. Эта лента далеко не первая совместная работа российско-казахстанских студий, поскольку сотрудничество в сфере киноискусства насчитывает почти сотню лет.
Какими были главные вехи казахского кинематографа?!
ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
Киножурнал «Советский Казахстан» и первые документалки увидели свет в 1934 году в Алматинской студии кинохроники. Именно эта студия станет основой для создания киностудии «Казахфильм».
Зарождение казахского кинематографа начинается с ленты «Амангельды», выпущенной в 1938 году. Это был первый опыт создания национального фильма. Яркий и эмоциональный фильм о становлении в Казахстане советской власти был снят на базе киностудии «Ленфильм».
ЭВАКУАЦИЯ «МОСФИЛЬМА» И «ЛЕНФИЛЬМА»
В 41 году, во время Великой Отечественной, Алма-Ата превратилась в кинематографическую столицу страны. Именно сюда были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», а также была основана Алма-Атинская киностудия художественных фильмов.
В те годы в Алма-Ате снимались четыре из пяти советских фильмов. Всего за время войны было выпущено 23 полнометражных картины и 10 короткометражек.
В том же 41-м была открыта первая Казахская киноактерская школа, руководил ею Григорий Львович Рошаль. Заведующим кафедрой режиссуры стал Сергей Михайлович Эйзенштейн – самый известный режиссер Советского Союза.
ШАКЕН АЙМАНОВ – ПЕРВЫЙ КАЗАХСКИЙ РЕЖИССЕР
Шакен Айманов был человеком невероятного таланта, артист-импровизатор, театральный режиссер, актер. Без него казахский кинематограф был бы немыслим.
Он начал свою режиссерскую эпопею в 54-м году с постановки фильма-спектакля «Поэма о любви». Позже он снимет ряд выдающихся кинокартин, в числе которых музыкальная комедия «Наш милый доктор», «Алдар Косе», «Земля отцов», «Конец атамана». Айманов не боялся экспериментировать и был удивительно хорош в каждом жанре! Комедия, драма или исторический детектив – ему удавалось все!
Именем Шакена Айманова названа киностудия «Казахфильм», улица в Алматы, кинофестиваль «Звезды Шакена». Шакена Айманова всегда с теплотой вспоминают его российские коллеги, он очень любил поездки в Москву, был очень дружен с российскими кинодеятелями, его всегда ждали в Москве – Борис Андреев, Николай Крючков, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук.
ЗОЛОТОЙ ВЕК КАЗАХСКОГО КИНО
Советский кинематограф поддерживал национальную культуру в каждой республике. Лучшие советские фильмы переводились на казахский язык, снимались фильмы с казахскими сюжетами. Самые яркие примеры – «Кыз-Жибек» «Батыры Степей» и другие. Центральным сюжетом советского кинематографа была судьба простых людей – жителей аулов, многодетных матерей, акынов и участников Великой Отечественной войны.
Мэтры советского кино принимали активное участие в создании фильмов с казахской тематикой. Так, в ленте «Батыры степей», режиссера Григория Рошаля, одним из авторов сценария был Абдильда Тажибаев, казахский писатель и драматург, а исполнителем главной роли – актер Капан Бадыров.
После окончания Великой Отечественной, все оборудование, эвакуированное из Москвы и Ленинграда, осталось в распоряжении Алма-Атинской киностудии, что делало ее самой технически оснащенной среди республик. Именно поэтому многие режиссеры СССР предпочитали снимать свои фильмы в Алма-Ате.
Период с 1938 года и до 60-х годов можно назвать «Золотым веком казахского кино». В эти годы вышли на большой экран классика отечественного кинематографа – первый казахский художественный фильм – «Амангельды», «Песни Абая», «Наш милый доктор», «Меня зовут – Қожа», «Ангел в тюбетейке», «Қыз Жибек» и другие.
РЕЖИССЕРЫ «НОВОЙ КАЗАХСКОЙ ВОЛНЫ»
Отдельного внимания в истории казахского кино заслуживает более чем двадцатилетняя история так называемой «казахской мастерской» Соловьева во ВГИКЕ. Мастерская выпустила целую плеяду талантливых ярких кинорежиссеров. Они громко заявили о себе, их картины стали украшением отечественного кинематографа.
Как говорил Соловьев: «ВГИК — не место для обучения, а место для создания шедевров». Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Серик Апрымов, Талгат Теменов, Амир Каракулов, оператор Мурат Нугманов, Сабит Курманбеков, Дарежан Омирбаев – вспоминают своего учителя с теплотой, а то время, как что-то необыкновенное.
Рашид Нугманов снял «Иглу» и «Йя-Хху», Амир Каракулов — «Последние каникулы» и «Разлучницу», Серик Апрымов является создателем кинолент «Двое ехали на мотоцикле» и «Охотник», Дарежан Омирбаев – «Киллер», «Студент» и «Кардиограмма», а Талгат Теменов показал всему миру фильм «Кочевник».
Сегодня выходцы мастерской Соловьева являются лауреатами самых престижных кинофестивалей мира. Соловьев называл своих учеников «новой казахской волной» в кинематографе. Они и сейчас снимают фильмы и постоянно растут в своем мастерстве.
Один из режиссеров новой волны, Амир Каракулов, любезно согласился дать комментарий.
Амир, расскажите, как один из выходцев мастерской Соловьева, в чем ее феномен?
В особой методике Соловьева? В таланте самих учеников? В атмосфере ВГИКА?
Амир Каракулов: Огромное значение в обучении имеют традиции. Во ВГИКе они есть. Непременно важно, чтобы они передавались вживую, как это было с нами в мастерской у Соловьева – от мастера к ученику. Эйзенштейн, Ром, Соловьев, преемственность традиций имеет огромное значение. Кроме этого, важен конкурс. Нас отбирали горстку из 300 человек, конкурс был более 42 человек на место, более жесткого отбора не было даже в лучшие технические ВУЗы Союза. Было несколько этапов и критерий отбора был только один – подходим ли мы мастеру или не подходим, никакого блата или протекционизма не было. «Наберу тех, кого хочу!» — так рассуждал мастер, и он вероятно разглядел в нас что-то, наверное, поэтому практический каждый выпускник курса «выстрелил».
Амир, как, по-вашему, сейчас обстоит дело в казахстанском кинематографе? Есть ли яркие работы, имеющие высокую художественную ценность?
Амир Каракулов: Ранжировать по степени художественности я не могу, потому что, признаюсь, видел только малую часть выпускаемых сейчас лент. Но, например, мне нравится, что делает Salem social media, у них есть дерзкие актуальные фильмы, заслуживающие внимания и уверен, что не только у них.
Есть ли шанс, что у нас появятся режиссеры Новой волны 2.0, ведь Соловьева с его мастерской уже нет! Есть успехи у учеников нынешних киношкол и мастерских?
Амир Каракулов: Из выпускников мастерской Соловьева четверо сейчас преподают режиссуру: я, Ардак, Дарежан и Рашид и безусловно у нас есть талантливые ученики, шансы есть. Мы владеем традицией ВГИКа и мастерской Соловьева, но для полного успеха этого мало, должен быть конкурс, соотношение примерное такое же какое было на курс к Соловьеву. При финансировании государства, каждый из нас мог бы набрать группы, отобрав в каждую лучших из 300, вот тогда результат будет гарантирован!
Насколько велико влияние советской киношколы для казахского кинематографа?
Амир Каракулов: Казахстанское кино во многом обязано эвакуированным во время войны киностудиям «Мосфильм» и «Ленфильм». Кузницей кино на время войны стала Алма-Ата. У моего аташи, Абдильды Тажибаева, драматурга, народного писателя Казахстана, во время войны жил со своей семьей Илья Вениаминович Вайсфельд, известный киновед и кинокритик, и они с дедушкой очень подружились и даже после войны поддерживали дружеские отношения. Советская киношкола, ведь в то время в ней работали талантливейшие люди со всего Союза, стала фундаментом, из которого выросло казахское кино.
Амир, наиболее кассовым фильмом российско-казахстанского производства стала романтическая комедия «Ирония любви», снятая российской компанией «Интерфест» вместе с «Казахфильмом» в 2019 году. Как вы думаете практика создания совместных проектов, насколько она перспективна?!
Амир Каракулов: Совместные проекты чаще всего коммерческие и ориентируются на таланты, на коммерческий успех. Я знаю, что несколько казахстанских режиссеров и сценаристов сейчас принимают участие в создании совместных с Россией проектов для стриминговых платформ и наверняка это будет что-то интересное.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Культурологические ведомости