Как уже сообщали «Ведомости Казахстана», в ноябре в Костанае прошел торжественный запуск строительства автомобильного завода KIA полного цикла, которое вместе с собственником предприятия «СарыаркаАвтоПром» AllurAuto корейская компания намерена завершить к концу следующего года.
Первый завод в истории KIA, построенный с ее участием за пределами Республики Корея, начнет свою деятельность в начале 2025-го – и после выхода на полную проектную мощность способен будет покрывать почти 50 % существующего внутреннего спроса в Казахстане.
Мы попытались найти ответ на вопрос о том, чем известный всему миру южнокорейский концерн привлек рынок нашей страны – и почему строительство своего полномасштабного зарубежного промышленного актива боссы KIA решили развернуть именно в Костанае.
От The Power to Surprise до Movement that inspires: от велосипедов до Kia Sportage
Формально ультрасовременный автозавод KIA в Костанае, строительство которого уже началось, будет далеко не первым зарубежным активом южнокорейского концерна: у Kia Corporation, являющейся с 1997 года частью другого концерна этой страны, Hyundai Motor Group, имеются производственные площадки в Китае, США, Словакии, Мексике и Индии.
Но все эти предыдущие предприятия были уже действующими на момент прихода инвестора из Республики Корея, KIA лишь модернизировала их производственные линии под свои модели.
Костанайский же завод станет первым зарубежным активом южнокорейского гиганта, в финансировании строительства которого с нуля примет участие Kia Corporation на паях с ведущим казахстанским автопроизводителем, компанией AllurAuto. И наверняка будет соответствовать главному кредо южнокорейского концерна – «The Power to Surprise» («Способность удивлять»).
Этому кредо полностью соответствует история Kia Corporation, которая возникла в далеком 1944 году, в южной части Сеула, в качестве предприятия, выпускающего поначалу даже не велосипеды, а запчасти к ним. Называлась альма-матер нынешнего автогиганта тогда KyungSung Precision Industry – и только в 1951 году в Корее впервые услышали о существовании бренда KIA. Который являлся весьма амбициозной аббревиатурой слогана «Выйти из Азии во весь мир» (Ki — выйти во весь мир А- Азия)
Слоган, повторимся, был весьма амбициозным, поскольку, хотя будущий автопроизводитель менее чем за год и перешел от производства комплектующих для велосипедов к собственной их сборке (велосипеды сеульской сборки Samcholli-Ho пользовались бешеным спросом на внутреннем рынке бедной в послевоенные годы Южной Кореи), в 1951 году о сборке автомобилей в KIA никто не помышлял.
Тем не менее, успешные продажи двухколесных безмоторных средств позволили руководству KIA построить к середине 50-х еще один завод в Шайхунге. А материнский завод в Сеуле переориентировать на производство мотороллеров собственной разработки, первый из которых вышел в прокат в 1957 году.
Спустя четыре года в Сеуле начали производить мотоциклы C-100, которые стали первым моторным транспортом, изготовленным в Корее, и выпускались в различных модификациях целых 20 лет, вплоть до 1981 года.
Одновременно Kia Corporation при государственной поддержке начала осваивать производство грузовых автомобилей из импортных комплектующих – прежде всего, для нужд Вооруженных сил страны, а к концу 1960-х годов освоила все этапы производства, став первым южнокорейским производителем грузового автотранспорта со стопроцентной локализацией.
Попутно KIA расширяла и модельный ряд для «гражданки», выпустив на базе своего мотохита C-100 сначала мотоколяску, а потом и трехколесный мотогрузовик. Интересно, что тогда же началась и экспансия южнокорейского бренда на заокеанский рынок – в США охотно раскупались четырехколесные грузовики «Titan» и «Boxer», сделанные из корейских комплектующих.
И лишь после этого в Сеуле решено было сделать ставку на легковое автомобилестроение: в 1974 году на мощностях KIA развернулась сборка нескольких моделей Mazda в партнерстве с одноименным японским концерном.
Экспорт легковушек KIA начался в 1980-х годах, в 1987 году компания вывела их на рынок США, а на внутреннем рынке делила лидерство с Hyundai Group. Так продолжалось до начала 90-х, когда благополучие концерна было подорвано необходимостью резко повысить зарплату рабочим, а также снятием запрета на экспорт легковых иномарок в Корею.
К такому повороту событий финансово лучше оказался подготовлен Hyundai Group, который в 1998 году приобрел контрольный пакет акций KIA. Именно тогда южнокорейские автопроизводители устроили «охоту за головами», активно привлекая к работе над своей продукцией ведущих зарубежных специалистов.
В результате в 2006 году главным дизайнером компании Kia Motors стал немец Петер Шрайер, прежде разрабатывавший дизайн автомобилей Audi и Volkswagen. Одним из главных отличительных элементов новой дизайн-концепции от Шрайера стала теперь уже фирменная для южнокорейских авто радиаторная решетка, называемая «оскал тигра» («Tiger Nose»).
А два года спустя начался экспортный расцвет KIA: в период с 2008 по 2011 годы ежегодные продажи авто этой марки в мире увеличились на 81 % и достигли почти 2,5 млн автомобилей в год.
Любопытно, что одним из залогов этого успеха стала разработанная еще в 1996 году в сотрудничестве с немецкой компанией Karmann первая внедорожная модель Kia Motors — Kia Sportage.
Модель оказалась на редкость успешной — она сочетала в себе отличные внедорожные характеристики, неплохой внешний вид и идеальное сочетание цена/качество. И в новых модификациях выпускается по сей день, оставаясь мировым бестселлером южнокорейского бренда – в 2022 году автогигант продал по всему миру 452 тысячи новых Sportage при общем объеме продаж различных моделей бренда в почти 3 миллиона автомобилей.
В Казахстане эта модель по итогам 2022 года занимала третье место по продажам – и, что немаловажно, собиралась она в Костанае: за первые шесть месяцев 2023 года на мощностях «СарыаркиАвтоПрома» было произведено более 5 тысяч единиц новеньких Sportage. Которые с 2025 года будут производиться на новом отдельном костанайском заводе KIA, сменившей за 80 лет работы свой слоган с «The Power to Surprise» на «Movement that inspires» («Движение, которое вдохновляет»).
Какие модели KIA будут выпускать на новом заводе в Казахстане
Отметим, что сборка автомобилей марки KIA в Костанае была запущена еще весной 2021 года – крупнейший автопроизводитель страны «СарыаркаАвтоПром» совместно с Евразийским банком запустил тогда на своих мощностях отдельную производственную линию в рамках промышленной кооперации с Kia Motors Corporation.
«Существенную роль в нашем развитии играет рынок стран СНГ, и Казахстан – это один из наиболее приоритетных регионов для дальнейшего роста», — отметил в марте 2021 года президент регионального подразделения ООО «Kia Motors Россия и СНГ» господин Чжин-Ха Ким.
Уже тогда предполагаемый модельный ряд костанайской сборки (в Казахстане южнокорейский концерн хотел производить модели KIA Rio, KIA Picanto, KIA Cerato, KIA K5, KIA Seltos, KIA Sportage, KIA Sorento и KIA Soul, а с 2022 года наладить также сборку КIA Stinger, KIA Carnival и KIA K900) намекал на то, что производство автомобилей марки KIA в «казахстанском Детройте» рано или поздно потребует выделения в отдельное производство.
Но два года назад в Костанае была налажена крупноузловая сборка авто марки KIA, а в январе этого года президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву во время его рабочего визита в Костанайскую область была продемонстрирована новая линия мелкоузлового производства (CKD), а также сварочные и покрасочные работы в цехах, где собирается Kia Sportage.
Тогда же руководство компании Allur анонсировало запуск линии по мелкоузловой сборке Kia Cerato в 2023-м же году, поскольку годом ранее бренд KIA уверенно застолбил за собой третье место по продажам в республике после автомобилей марок Chevrolet и Hyundai: по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2022 году продажи KIA в Казахстане выросли на 48,6 %, до 14,4 тысячи новых автомобилей, что позволило южнокорейскому бренду занять 11,7 % внутреннего рынка, а по итогам 10 месяцев 2023-го эта доля выросла до 13,9 % от общего объема рынка.
Причины роста интереса к костанайским «корейцам» сформулировал глава государства: «Нам только что продемонстрировали модель Kia Sportage: качество этого автомобиля очень достойное. Поэтому думаю, что и спрос будет высоким», — спрогнозировал в январе Касым-Жомарт Токаев.
Вполне логично, что южнокорейский концерн и после прошлогоднего всплеска интереса к своей продукции начал всерьез задумываться об инвестициях в отдельный завод в Костанае. А когда к середине лета текущего года с действующей отдельной линии на мощностях «СарыаркиАвтоПрома» сошло и было успешно реализовано 5 тысяч новеньких Kia Sportage, вопросы о необходимости строительства отдельного завода в Казахстане, похоже, были решены окончательно.
И в ноябре этого года в Костанае начато его строительство – предполагается, что уже в 2025 году это производство начнет выпускать три обновленные модели южнокорейского бренда — Sorento, Sportage и Cerato, сообщил директор по новым проектам Allur Роман Глущенко.
О мировой популярности кроссовера Kia Sportage мы уже писали выше, Kia Sorento является компактным среднеразмерным кроссовером, который выпускается с 2002 года – и сейчас «дожил» уже до четвертого поколения своих модификаций.
Это четвертое поколение выделяется высоким уровнем безопасности водителя и пассажиров, не случайно Sorento оказался по итогам года на третьем месте по продажам среди всех моделей KIA в мире с результатом в 222,5 тысячи единиц.
Что касается модели Kia Cerato, то это компактный универсал, выпускаемый с 2003 года – и к настоящему времени также насчитывающий четыре поколения. Несмотря на компактность, модель изначально не была лишена претензий на изысканность, на что указывало и ее название (Cerato в переводе с итальянского — блестящий, лощеный).
Kia Cerato последнего поколения впервые был представлен в январе 2018 года на Североамериканском международном автосалоне. С механической трансмиссией Kia Cerato разгоняется до 100 км/ч за 8,2 секунды, при этом его «заводской» расход топлива составляет 8,7 литра на 100 км в городе и 6,4 литра на 100 км на загородных дорогах.
В апреле 2021 года модель прошла рестайлинг, который затронул ее внешний вид, но не ходовые качества, так что в Казахстане, скорее всего, будет выпускаться именно этот, последний на данный момент вариант Cerato.
Кстати, Kia Cerato в октябре текущего года заняла пятое место среди моделей разных марок по продажам на казахстанском рынке с результатом 548 единиц, опередив флагмана марки, Kia Sportage (406 продаж в октябре).
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости