Напомню, что в эти выходные вице-премьер правительства – министр сельского хозяйства Казахстана Умирзак Шукеев провел большую встречу с учеными в Казахском НИИ земледелия и растениеводства близ Каскелена Алматинской области.
Что лично мне бросилось в глаза и запомнилось прежде всего. Бесспорно, Шукеев тяготится старыми советскими подходами в науке, направленными не на результат, практическое применение и коммерческую отдачу, а на процесс и на содержание научных «кабинетных» коллективов. Содержание за государственный счет ради созерцательного отношения к науке, бесконечному и зачастую бесполезному продуцированию сотен и тысяч сортов растений ради галочки. Поэтому не удивительно, что он буквально зажигается, когда видит молодых ученых и все время заставляет передавать им слово в надежде услышать от них что-то новое, в частности, как осуществить сопряжение аграрной науки и бизнеса.
Рефреном у него звучит то, что сельскохозяйственные НИИ обязаны выходить на самообеспеченность и самоокупаемость. «Почему вы такие бедные, если вы такие умные», — неоднократно повторял он на встрече.
Например, услышав, что в одном НИИ работает 166 человек, которые «живут» на 120 млн. тенге, выделяемым государством, он разочаровано заметил, что ученые, к сожалению, не предпринимают должных усилий, чтобы многократно превысить этот порог государственного финансирования, заработав самим, продав свои наработки и открытия бизнесу.
«Сегодня фермерские хозяйства готовы платить 1 тысячу долларов агроному средней руки, ищут и не могут найти даже такого. А у вас гораздо более высокий уровень, а вы не можете найти дорогу к бизнесу, наладить с ним взаимоотношения и начать привлекать внебюджетное финансирование, которое бы в разы превышало государственное. Доходит до того, что казахстанские фермеры закупают семена пшеницы, сои, кукурузы за границей, привозят эти семена в Казахстан, хотя у них под боком работаете вы, но почему-то наши бизнесмены то ли не хотят покупать ваши семена, то ли просто не знают о них», — не мог скрыть своего изумления Умирзак Шукеев.
Глава Минсельхоза уверен, что нет никакого толка в тысячи новых и самых лучших сортов, если ученые не способны реализовать ни одного из них – ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. Он убежден, что в каждом таком институте должны работать только несколько выдающихся «светил» науки, а остальные сотрудники – должны быть прекрасными маркетологами, продавцами, они должны выстраивать «мостик» между научными гениями и потребителями их открытий, то есть бизнесом.
Между прочим, как сообщил на встрече председатель правления АО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (НАНОЦ) Улан Тажибаев, сейчас делаются первые шаги в этом направлении: в северных регионах зарождается институт так называемых «агентов», которые смогут грамотно подавать и продавать знания ученых от сельхознауки.
Кстати, Умирзак Шукеев очень сильно похвалил молодого ученого – заместителя директора института земледелия и растениеводства, главного технолога экспериментального полигона «Агропарк Каскелен» Андрея Агеенко. Напомню, что новый полигон раскинулся на 1,6 тысяч гектар, в оборот уже взято 300 гектар. Причем, контрольный обмолот показал, что технологи в Агропарке уже добиваются рекордного урожая на богаре, без полива с одного гектара: яровой пшеницы – 39 центнеров, ярового ячменя – 52 центнера, сои – 40 центнеров.
Во-первых, Шукеев настоятельно рекомендовал широко рассказывать о своих рекордных достижениях, а не отмалчиваться в сторонке.
Во-вторых, он поинтересовался: а сколько сотрудников состоит в штате института земледелия и сколько из них принимало непосредственное участие в работе с посевами «Агропарка Каскелен». Ему ответили, что в штате состоит 277 человек, а в работе на полигоне принимали участие – 50 сотрудников.
«Тогда возьмите будущий урожай на полигоне и разделите его между теми учеными, кто непосредственно трудился на полигоне. Получается, что более 200 человек – это просто кабинетные работники. Раз так, то пусть теперь доход от деятельности полигона получают именно те сотрудники, которые на нем заняты и приносят реальную пользу. И не важно – этот урожай или следующий: чтобы с каждого урожая так было», — посоветовал Шукеев.
В-третьих, вице-премьер пообещал, что в перспективе в каждом регионе страны должен будет заработать такой полигон. Сейчас помимо Каскелена в Алматинской области, полигоны открыты еще в двух областях: Акмолинской и Костанайской.
Ну и, в-четвертых, Умирзак Шукеев инициировал заключение меморандумов между НИИ, НАНОЦ и Минсельхозом. В них ученые должны поставить перед МСХ задачи: что им нужно, чтобы повысить свою эффективность: например, какие законодательные изменения. А ведомство уже будет выходить с законопроектами в правительство и мажилис. Или изыскивать средства на финансирование точечных, прикладных, коммерчески выгодных для фермеров проектов.
Автор:
Фермерские ведомости