Я как-то писал, что у нас в Казахстане производится огромное количество высококачественного меда, вот только продать его как внутри страны, так и за ее пределами некоторые производители не в силах.
Причина проста – 77 % меда до сих пор качается в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). А это безнадежно устаревший, почти средневековый подход к бизнесу. Когда деньги есть, но их жалко потратить на обновление «производственных мощностей». Когда нет даже малейшего представления о маркетинге и рекламе. Когда на вопрос о красивой упаковке и удачном бренде, вам отвечают: «Не, не слышали!».
При этом, производство меда в Казахстане растет на 12 % каждый год. Еще в прошлом 2017 году на отечественных пасеках было выработано 2 тысячи 657 тонны. Это притом, что уровень потребления внутри страны составил 2,6 тыс. тонн. То есть, сколько наделали меда, столько и съели.
Но по причине того, что наши ЛПХ не умеют продавать мед ни внутри страны, ни снаружи, на казахстанском рынке все еще присутствует заметная доля медового импорта из России.
Да, разумеется, личные подворья рано или поздно сбывают свой продукт. Но как? Либо они реализуют свое сырье действительно профессиональным хозяйствам, которые вкладываются в брендирование и рекламу, продавая мед под своей торговой маркой. Либо сбывают его зарубежным компаниям, которые реализуют казахстанский мед уже под своим иностранным брендом. Либо он залеживается у них на складах.
Можно еще, конечно, попробовать заняться контрабандой, но это рискованный путь, связанный со многими неизвестными.
Впрочем, постепенно наше медовое производство все равно встает на ноги. У нас на рынке появляются профессиональные компании, которые грамотно с точки зрения маркетинга умеют продавать качественный мед. Мало того, отправляют его на экспорт, планомерно расширяя географию зарубежных поставок.
Например, уже за январь-май этого года, наши компании продали за рубеж 14 тонн меда, заработав 41 тыс. долларов. Большую часть – почти 10 тонн отправили в Китай, заработав на поставках в КНР 26 тыс. долларов. Открыли для себя рынок Кувейта и Ливана, куда продали 3 тонны. Экспортировали небольшие партии в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Даже в США отправили 200 килограммов казахстанского меда.
Вообще, рынок Ближнего Востока – это клондайк для экспорта сельскохозяйственной продукции: туда можно и нужно продавать все, кроме свинины. Пшеницу, яйца, чечевицу, мед, баранов – живых и мертвых, как в охлажденном, так и замороженном виде. Это я перечислил только те товарные позиции, по которым Казахстан уже сегодня способен дать очень большие объемы.
Что же касается меда, то в Казахстане уже имеется 4 профессиональных производителя и поставщика на внешние рынки. Это «SunBeeAltai» и «Paseka» из Усть-Каменогорска, «LEPSINSK ONIMI» из Алматинской области и «Восточный нектар» из Алматы. Все они в этом году были зарегистрированы в реестре поставщиков меда в таможенном управлении Китая.
Для лучшего понимания профессионального подхода в бизнесе, расскажу одну историю. Еще в минувшем 2017 году в Казахстан прибыла китайская инспекция, чтобы осмотреть наши медовые предприятия. Подано было 5 заявок от казахстанских компаний. Четыре из них – профессиональные брендированные фирмы оплатили расходы связанные с деятельностью инспекции. Впоследствии они и вышли на китайский рынок.
И только одна компания свою заявку отозвала. Возможно, пожалели расходов на работу инспекции, которая еще не гарантирует 100-процентного попадания в реестр таможенной службы.
Симптоматично то, что и медового бренда у этого заявителя как такового не было: это, в основном поставщик сырья, в том числе и с личных подсобных хозяйств.
А потому все становится на свои места: сельскохозяйственный бизнес в Казахстане должен и может быть только профессиональным. Это и деловые качества, и грамотный маркетинг, и объемы, и переработка, и упаковка и брендирование. Это обеспеченный спрос как внутри страны, так и выход на экспорт. Это – будущее.
На фото – медовое ущелье Кастек в Талапском сельском округе Жамбылского района Алматинской области.
Автор:
Фермерские ведомости