Поговорим о конкретных шагах в ветеринарии, которые были предприняты и которые еще предстоит сделать для того, чтобы сбылась мечта: превратить Казахстан в крупного производителя и поставщика мяса на экспорт.
Итак, еще до 2011 года эпизоотическая ситуация в стране оставалась аховой: то тут то там возникали вспышки ящура. Болезнь поражала крупный рогатый скот, а очагов заражения в республике могло насчитывается от 15 до 30 в год.
Разумеется, ни о какой мясной программе и выходе Казахстана на мировые экспортные рынки нельзя было и помышлять.
82 % всего крупного рогатого скота — причем, беспородного, не племенного КРС, находилось в личных подсобных хозяйствах. Их владельцы не могли себе позволить не то, чтобы содержать ветеринара, но и просто разово платить нанятому специалисту. Да и не хотели они этого делать, потому что культура ведения дел в ЛПХ далека от образцов и моделей ответственного бизнеса, как в организованных фермерских хозяйствах.
Наши делегаты во Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) со штаб-квартирой в Париже занимались чем угодно, но только не вопросами ветеринарной безопасности. Так, даже от президента МЭБ профессора Бернара Валла не укрылось, что казахстанские делегаты просто бьют баклуши во Франции: приезжают только на открытие и закрытие сессии, не проявляют никакой активности, гуляют по Парижу и шопятся в магазинах.
Но все изменилось кардинально, когда перед нашими чиновниками поставили поистине амбициозную цель – сделать Казахстан крупной животноводческой державой, для начала – в ареале Центральной Азии.
Для претворения в жизнь этого плана понадобилось во чтобы то ни стало победить ящур – самое распространенное заболевание для домашних сельскохозяйственных животных.
Резко возросло сотрудничество с Международным эпизоотическим бюро, так что его глава Бернар Валла стал с приятным удивлением для себя наблюдать, как наши делегаты вдруг преобразились и стали по-настоящему работать: бывать на всех заседаниях МЭБа, но не просто присутствовать на них «от корки до корки», но выступать, предлагать, выдвигать инициативы и т.д.
Первым серьезным проектом сотрудничества Казахстана и Всемирной организации по охране здоровья животных стала совместная разработка новой качественной вакцины против ящура. Заказ поручили выполнить Всероссийскому НИИ защиты животных – государственному предприятию когда-то всесоюзного масштаба. При этом изготовленная вакцина против конкретных штаммов ящура должна была пройти обязательную проверку в лаборатории Международного эпизоотического бюро.
После удачных испытаний, вакцину завезли в Казахстан и применили на поголовье крупного рогатого скота. Как результат – практически мгновенное избавление страны от опасной болезни сельскохозяйственных животных. Это заложило не только фундамент нашего сотрудничества с МЭБ, куда входит 182 страны, но и позволило Казахстану в недалеком прошлом добиться статуса страны «свободной от ящура». В свою очередь, это привело к постепенному открытию для нас экспортных рынков: стран СНГ, Ближнего Востока, а теперь и Китая.
Параллельно с этим, в государстве стала налаживаться общая ситуация с профессионализацией животноводства. Так, если в 2010 году в организованных фермерских хозяйствах было сосредоточено лишь 18 % голов крупного рогатого скота или немногим свыше 1 млн. голов КРС, то уже в прошлом 2017 году эти цифры выросли ощутимо. Теперь у профессиональных фермеров содержится 44 % от всего поголовья КРС в республике или почти 3 млн. голов крупного рогатого скота.
К тому же, в Казахстане появились и начали быстро разводиться племенные животные, численность которых в наши дни превосходит 500 тысяч голов КРС.
Да, еще остается ряд нерешенных вопросов. Например, с ветеринарным контролем на местах, в областях. В свое время, у Минсельхоза были отобраны контролирующие функции в ветеринарии и переданы чиновникам-ветеринарам, подчиняющимся непосредственно областным акимам. Сложилась пагубная тенденция: с одной стороны врачи-ветеринары в сельских округах стараются выполнять свои функции, а чиновники-ветеринары при акиматах перешли исключительно на кабинетную работу, самоустранившись от контроля продукции на рынках, в магазинах, в мясокомбинатах и на откорм-площадках.
В то же время, повлиять на это положение вещей Минсельхоз пока никак не в силах, не имея достаточных полномочий. Однако пакет поправок в законодательство о ветеринарии в настоящий момент находится на рассмотрении в Мажилисе. И очень обнадеживает, что глава государства Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат Парламента два дня назад, поручил депутатам принять эти насущные изменения уже в этом году.
Потому что президент страны прекрасно понимает: без наведения порядка в ветеринарии, ее централизации и слаженности в работе, никак не добиться важной цели – победы над всеми опасными инфекциями сельхозживотных, открытия мировых рынков сбыта, притока валютной выручки как для бизнеса, так и государственного бюджета.
На фото: трапеза бычков Абердин-Ангус в фермерском хозяйстве «Пахарь» Павлодарской области.
Автор:
Фермерские ведомости