Новый президент и консервативные силы
Проект Ак Орды и нового главы государства Касым-Жомарта Токаева – Национальный совет общественного доверия (НСОД), похоже, переживает серьезный натиск так называемых консервативных охранительных сил, в интересах которых была бы если не мгновенная, то хотя бы постепенная потеря авторитета этой площадки как общенационального форума диалога власти и общества.
Парадокс ситуации заключается в том, что какую бы цель не преследовали элитные силы, представляющие сегодня «реакцию», как бы не хотели возврата в еще недавнее прошлое, они все равно вынуждены будут играть и прибегать к инструментам, которыми давно не пользовались – настоящей конкурентной борьбы, плюрализма, свободы слова. Что ни говори, но двоевластие, явно наметившееся у нас в республике, уже приносит спелые плоды демократизации и непредсказуемой конкуренции.
С момента прихода Касым-Жомарта Токаева к власти – вначале в качестве и.о. президента, а затем и полноправного главы государства, в государстве начали происходить системные сдвиги в положительную сторону. Разумеется, до перезагрузки еще далеко, но по многим вертикальным линиям стали идти процессы оздоровления, а сигналы, посылаемые обществу, очевидно свидетельствовали о желании изменить главенствующую парадигму в сторону большей разумности, скромности власти с одновременным открытием шлюзов обратной связи.
Важно и то, что новый президент стал позиционировать себя как трудоголик, который вникает во все вопросы и контролирует исполнение своих поручений. Отличительной чертой Касым-Жомарта Кемелевича явилось внимание к деталям, отсутствие брезгливости к мелочам, некая эмпатия, дефицит которой особенно остро ощущался в элите последние годы. Наконец, создавалось стойкое впечатление, что Токаева сложно провести, подкинув ему на стол «подметное письмо», используя в своих узкокорпоративных целях по принципу: «Кто первым занес бумагу в главный кабинет, тот и прав».
Да, на первых порах транзита власти страна пережила всплеск митинговой активности, генезис которой достаточно понятен. В период политического излома, нашлось немало желающих поучаствовать где-то и в искусственно организуемой суматохе, чтобы быть может вовремя подоспеть к «бесплатной раздаче слонов». Но, говоря объективно, смотря на ситуацию сквозь призму десятибалльной шкалы, накал страстей в высшей точке митинговой экзальтации, не превысил 3-4 баллов.
Более того, определенно мягкое подавление и рассеивание толп митингующих без крайних мер и надрыва со стороны властей, еще раз доказало непреложное правило любой устойчивой системы: «Неважно само событие, сколько реакция на него!».
Администрация Токаева начала быть узнаваемой по своему почерку: да, власть должна уметь защищать себя, однако она обязана уметь вести переговоры с обществом, не штампуя на пустом месте конфликтные ситуации и не плодя искусственно из вполне вменяемых и адекватных людей радикальных оппозиционеров, выталкивая их в маргинально-протестное поле, откуда крайне тяжело вернуться назад.
Одной из ошибок консервативной элиты, стоящей на страже охранительных ценностей, было чрезмерно превратное толкование принципов Макиавелли, словно труды классика политической мысли читали не полностью, формируя в голове всю картину целиком, а выхватывая кусками отдельные понравившиеся цитаты. Как итог, с обществом вообще никто не хотел разговаривать, ведь «оно нам не ровня», ведь «деньги и власть превозмогут все», поэтому вначале лучше сломать через колено, а потом вести диалог. Ну или первым делом – свинец, а только потом – серебро.
На фоне абсолютной закупорки госаппарата для простых, но талантливых людей, нарочитого поддержания неэффективных и убыточных госхолдингов ради прокорма кланов, групп влияния, группировок и группировочек, создания удушающей атмосферы «войны всех против всех» на госслужбе, парализующей любую инициативу и начинание, отсутствие «социальных лифтов» дополняло общую неприглядную и требующую срочных реформ ситуацию.
С приходом Токаева, конечно, авгиевы конюшни не были расчищены и вымыты. Они как были, так и остались собой, однако амбарные ворота широко распахнулись с двух сторон и в помещение влетел живительный сквозняк.
Безусловно, НСОД – не панацея. Это диалоговая площадка, в общенациональных масштабах, которой у нас давно не было. А последние известия об якобы анонсированном отсутствии Касым-Жомарта Токаева на первом заседании Национального совета общественного доверия не прибавляют ей веса и значимости. Однако нам необходимо понимать, сколь под жестким давлением находится и действует сегодня второй президент, сколь далеко не везде он способен проявить самостоятельность и довести благие начинания до конца.
Для него как для политика в эти дни, успевшего привнести в казахстанскую парадигму власти порядочность и очеловеченное лицо, по которым истосковались многие жители нашей страны, остается действовать в коридоре возможного. Поэтому любые вынужденные шаги главы нашего государства, следует воспринимать без осуждения, отдавая себе отчет, что это поступки во благо. Во благо избежания открытой конфронтации, которая может иметь самые непредсказуемые последствия, исходя исключительно из разумности, достаточности и тактических соображений.
С большим вниманием нам предстоит последить и за консервативными силами, находившимися до этого в состоянии определенного анабиоза. Видимо, осознав, что инициатива постепенно уходит из их рук, а за повесткой дня все явственнее утрачивается контроль, они обозначили свое активное вступление в политическую игру. Но, как и второй президент, они будут вынуждены работать в существующих коридорах возможностей: через разрозненный и погрязший в междоусобицах госаппарат, через неэффективных менеджеров и неспособных договариваться силовиков, сталкиваясь с тем, что «ничего нельзя довести до конца», а саботаж и предательство принимают неслыханные масштабы.
Важно и то, что представителям «реакции» придется иметь дело с разношерстным гражданским обществом: капризными креаклами, олд-скульными либералами, экспрессивными блогерами, самозанятым прекариатом, а иногда и люмпенами с уголовниками. Не исключено, что каких-то индивидуумов придется создавать рукотворно, прямо с нуля. Или оседлывать уже имеющиеся проекты: различные движения, спящие ячейки интеллектуалов, разочаровавшихся чиновников или уставших мажориков. Ведь кто-то должен производить хоть какой-то продукт и доводить до ума поручения, пожелания, идеи и инициативы свыше, обеспечивая поддержку снизу. И ведь это явно не будут погрязшие в интригах и настраивании тендерных каналов для своего бизнеса госчиновники, максимум способные на то, чтобы грозно поиграть желваками у себя в кабинете.
А потому Казахстан вступает в интереснейшую фазу новейшей истории, когда внутриэлитное недоверие и противостояние переходит в такую стадию, когда цениться начинает не только туго набитая мошна, но и интеллект с производительными силами.
Автор:
Культурологические ведомости