Пружина коронавирусного кризиса разжимается, не предвещая национальной экономике ничего хорошего и заставляя власть всерьез озаботиться вопросом, как удержать поводья. А тут еще и выборы приближаются, причем сразу три кампании.
Электоральный фактор, в свою очередь, усугубляет политические риски сложной экономической ситуации. Ведь выборы, это всегда подходящая возможность выразить свое отношение к происходящему и указать на виновных. Однако Covid-19 вместе с миром меняет и электоральную практику: теперь выборы проводятся либо в жестких санитарно-эпидемиологических условиях, либо отменяются и переносятся, или же проводятся дистанционно и для этого выборное законодательство в срочном порядке адаптируется под коронавирусную реальность.
Новые тренды в электоральных практиках открывают перед нашими властями новые возможности…
СМЕНА КАРАУЛА
Накануне минувшего уикенда в идеологическом блоке проведена очередная кадровая перестановка: Гани Ныгыметов уступил Нургуль Мауберлиновой кресло заведующего отделом внутренней политики Администрации президента. Двумя неделями ранее должность первого заместителя руководителя Администрации президента занял Даурен Абаев, а портфель министра информации и общественного развития получила Аида Балаева.
В сухом остатке: за внутреннюю политику отвечает новая команда с достаточно сложной повесткой. Предстоит купировать политические риски коронавирусного кризиса, при этом пролонгировать мандат доверия власти через большой электоральный цикл. В ближайшие девять месяцев должны пройти выборы в Парламент и маслихаты, а также довыборы в Сенат. Конституционные сроки первых двух кампаний – не позднее 24 января 2021 года, вторых – не позднее предстоящей осени. Между тем коронавирус не отступил, карантин не снят, вакцина не изобретена, вторая волна пандемии может быть на подходе. И еще неизвестно, когда жизнь вернется в прежнее русло и, скорее всего, это произойдет не в этом году. Соответственно, возникают вопросы, когда и как проводить выборы.
«ЭТО Я, ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН»
Разные страны по-разному решают проблему проведения «ковидных выборов», в зависимости от политических традиций, зрелости общества, конъюнктуры момента и т.д.
Так, Беларусь уже вошла в избирательную кампанию по выборам президента, намеченным на 9 августа. Кампания стартовала на несколько недель раньше ожидаемого срока, однако конституционные нормы соблюдены. В целом же, проведение выборов в условиях пандемии укладывается в общую логику стратегии белорусского руководства, которое отказалось от карантинного режима и жестких запретов.
Отсрочивать выборы, к примеру, не стали и в Южной Корее, там провели парламентские выборы еще в апреле, в самый разгар пандемии, но несмотря на это явка была самой высокой за последние 16 лет.
США также намерены в срок провести президентские выборы и электоральное состязание идет полным ходом.
А вот в Польше после долгих и жарких дебатов решили перенести парламентские выборы. Там посчитали, что проводить избирательную кампанию в условиях пандемии неуместно, а вводить голосование по почте рискованно для чистоты голосования.
По другому пути пошла российская власть – в минувшую пятницу Госдума адаптировала избирательную систему под коронавирусную реальность. В частности, теперь россияне могут голосовать по почте и через портал «Государственные услуги». К тому же, расширены возможности для голосования за пределами помещений для голосования.
Несмотря на далеко идущие политические возможности, которые открываются вместе с внедрением дистанционного голосования, нововведения не получили широкого резонанса в российском обществе.
ПИСЬМА СЧАСТЬЯ
Как показывает практика, казахстанская и российская политические элиты подсматривают удачные для себя управленческие решения. Поэтому будет не удивительно, если наша электоральная практика будет изменена по российской кальке. По крайней мере, такая вероятность напрашивается исходя из тех политических возможностей, которые предоставляет дистанционное голосование.
Что же касается вопроса, когда проводить, то здесь можно предположить несколько сценариев:
• выборы проводятся в конституционный срок, но с соблюдением жестких санитарно-эпидемиологических норм.
• выборы пройдут во внеочередном формате, позволяющим перезагрузить Парламент и маслихаты до поздней осени, когда прогнозируется вторая волна коронавируса. К тому же, на вторую волну коронавируса также можно ответить карантином, который вновь заморозит общественно-политическую активность.
• кампания переносится – процедура перезапуска легитимности Парламента и маслихатов будет запущена после пандемии.
В любом случае, коронавирус затормозил работу по созданию новых партий и, скорее всего, выборы пройдут в прежнем партийном составе.
Бауыржан ТОЛЕГЕНОВ
Автор:
Исторические ведомости