Как стало известно в начале текущего года, дальнейшее развитие костанайского предприятия его владельцы видят в углублении локализации производства.
В предстоящие годы ТОО «СарыаркаАвтоПром» планируется наладить производство автомобилей Lada Granta и KIA Sportagе мелкоузловым методом производства.
Запуск мелкоузловой сборки CKD-методом Kia Sportage, как уверены эксперты, повысит локализацию его производства: если сегодня по Kia Sportage уровень локализации составляет около 35 %, то после запуска процессов сварки и окраски кузовов превысит 45 %, что, помимо прочего, снизит себестоимость данной модели и повысит ее доступность для казахстанского потребителя.
Кроме того, уже в этом году будет освоена мелкоузловая сборка Kia Cerato, а в первом квартале 2024 года завод планирует начать мелкоузловую сборку Chevrolet Onix.
Почему казахстанские автомобили самые привлекательные
В 2023 году костанайский завод первоначально планировал собрать 90 тысяч машин, но акционеры уже увеличили план на текущий год до 100 тысяч, заявил на машиностроительном форуме в Астане в мае советник главы костанайского автосборочного завода Сергей Могилатов.
В следующем году «СарыаркаАвтоПром» планирует выйти на объем производства в 125 тысяч автомобилей в год благодаря инвестициям в 40 миллионов долларов.
По соглашению о промсборке в Костанае должны к 2025 году заменить часть импортных комплектующих (детали интерьера и экстерьера, пластиковые детали, топливный бак) на автокомпоненты из Казахстана или стран ЕАЭС, к 2030-му — локализовать ряд высокотехнологичных компонентов (выхлопная система, сиденья, автожгуты, стекла, узлы шасси) за счет организации совместных производств в Казахстане.
Для этого «СарыаркаАвтоПром» планирует построить в Костанае локализационный центр для производителей автокомпонентов. Причем данные автомобили будут собираться не только для внутреннего рынка, но и для продаж в ближнем зарубежье, которое продукция казахстанского автопрома привлекает соотношением «цена – качество»: лидер продаж на внутреннем рынке, Chevrolet Cobalt в автосалонах стоит сейчас от 6,5 до 7,3 миллиона тенге, более представительное авто Kia Sportage костанайской сборки – от 13,1 до 19,9 миллиона тенге.
В России в тенговом эквиваленте цены на Kia Sportage начинаются от 13,5 миллиона и заканчиваются 20 миллионами тенге, на Chevrolet Cobalt – от 7,7 миллиона до 8 миллионов тенге в рублевом эквиваленте.
Правда, в Узбекистане Chevrolet Cobalt намного дешевле – от 5 миллионов в тенговом эквиваленте, а вот Kia Sportage в пересчете на тенге в Ташкенте можно приобрести уже дороже, чем в Астане – от 14,5 миллиона.
Так что казахстанские автомобили оказываются вполне конкурентоспособными по цене и качеству на зарубежных рынках.
География экспорта – от Таджикистана до Белоруссии
Традиционными для казахстанских производителей зарубежными рынками сбыта являются Узбекистан, Россия, Таджикистан, Кыргызстан и Белоруссия: автодилеры этих стран особенно охотно заказывают модели Chevrolet и JAC костанайского производства и Hyundai, собранные в Алматы.
В 2021-м году географию экспорта попытались расширить за счет Азербайджана, но пока все ограничилось пробной поставкой в Баку нескольких казахстанских автомобилей. В целом, экспорт продукции автопрома постоянно растет: к примеру, в 2019-м году экспорт казахстанских автомобилей составлял всего 2629 единиц, в следующем году он вырос в три раза, до 8,2 тысячи единиц, а в 2021 году за рубеж было продано 12,1 тысячи единиц, что больше аналогичного показателя 2020 года на 49 %.
В 2022-м этот показатель, правда, остался практически на прежнем уровне – за рубеж было продано 10,9 тысячи легковушек и 1,5 тысячи грузовиков.
В первом квартале текущего года, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, экспорт автомобилей вырос на 45 % по сравнению с аналогичным периодом (январь-март) 2022 года, до почти 2 тысяч единиц, а по итогам полугодия количество экспортированных автомобилей наросло до 9,1 тысячи, что позволяет ждать очередного годового рекорда по экспортным продажам.
Лидером по покупкам автомобилей казахстанского производства остается Россия – за шесть месяцев 2023 года Казахстан поставил северному соседу в три раза больше легковушек чем за весь прошлый год – Россия импортировала из Казахстана 8,4 тысячи машин на общую сумму 159 млн долларов (74,7 миллиарда тенге).
Что касается экспорта грузовых автомобилей, то почти весь его объем направляется в Россию: всего в 2022 году Казахстан поставил в другие страны 1,5 тысячи единиц грузовых машин на сумму 44,58 миллиона долларов (почти 21 миллиарда тенге), из них в Россию направлено 1,3 тысячи единиц на 39,5 миллиона долларов (18,6 миллиарда тенге).
А в январе – июне этого года казахстанские производители экспортировали 633 грузовых машин на 21,1 миллиона долларов (9,9 миллиарда тенге), из них в Россию направлено 582 единиц на 19,6 миллиона долларов (9,2 миллиарда тенге).
Таким образом, экспортный потенциал казахстанского автопрома далеко не исчерпан, увеличение поставок за рубеж в стране связывают, помимо прочего, с локализацией производства, которая позволит в дальнейшем предлагать на зарубежных рынках не только сами автомобили, но и их последующее сервисное обслуживание.
А для этого в стране должны появиться смежные с автопромом производства, развитию которых должна способствовать промышленная кооперация автопроизводителей: в июле текущего года в Казахстане появился «Қазақстанның Автокөлік Одағы» – «Казахстанский Автомобильный Союз» (ҚАО) – некоммерческая структура, объединяющая отраслевые организации автопрома и представляющая их интересы.
Цели и задачи ҚАО — сделать казахстанский автомобиль дешевле и доступнее для клиентов, как внутренних, так и зарубежных, создать промышленную кооперацию для развития автомобильной отрасли и интеграции производства автокомпонентов в автопром силами малого и среднего бизнеса во взаимодействии с автопроизводителями и регулирующими государственными органами.
«Сегодня мы объединяем ресурсы, опыт и берем на себя миссию развивать отрасль, экспортный потенциал страны, углублять локализацию, развивать компонентную базу, отстаивать интересы автопроизводителей. Отечественный автопром уже достиг того уровня, когда производители имеют достаточно компетенций, чтобы налаживать в Казахстане производство любых автокомпонентов», — заявила президент ҚАО Анар Макашева.
Развитию экспортного потенциала страны должны способствовать и международные проекты – напомним, что в декабре прошлого года был проанонсирован проект «Тюркский автопром» с участием автопроизводителей Казахстана, Узбекистана и Азербайджана.
В рамках этого проекта узбекская компания UzAuto Motors уже заключила с казахстанской стороной в лице компании Allur Auto соглашение о производстве в Казахстане автомобилей Chevrolet Onix.
Эту модель намеревается взять на вооружение завод «СарыаркаАвтоПром», причем производить ее в Костанае будут методом мелкоузловой сборки (CKD), помимо этого, партнеры по «Тюркскому автопрому» намерены развивать сотрудничество по углублению в Казахстане локализации комплектующих и деталей для автомобилей.
Так что наращивание экспортного потенциала ведется Казахстаном как за счет внутреннего развития, так и благодаря международной кооперации.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости