Бенефициары-паразиты прежних властно-экономических раскладов ищут способы сохранения себя в условиях наступающего Нового Казахстана. Одной из форм самопродления выступает их политическая ставка на беспринципность и готовность заниматься любым делом. Для этого они подбирают соответствующие кадры, которые целиком и полностью работая на ярых представителей старой элиты, не гнушаются эту элиту всячески ругать и поносить. Чего не сделаешь для пользы дела и весьма витиеватого процесса, нацеленного на конечный результат.
МНОГОСТАНОЧНИК
Регистратор (процесс еще не закончен) партии «Namys» Санжар Бокаев сам себя называет политологом, предпринимателем и производственником. Если для первой ипостаси есть основания (Колумбийский университет в США, МГУ им. Ломоносова, Российская Академия государственной службы при Президенте РФ, специальность «Политология», доктор политологии PhD), то с предпринимательством сложнее. С производством тоже, если в это понятие не включать производство скандалов.
На политическом поле наш фигурант проявился еще в далеком 2006 году, когда подвизался к протестам владельцев праворульных автомобилей в Алматы. В то время казахстанцы не могли бы устроить массовый митинг за выборность акимов, например, а вот за свою четырехколесную собственность на акции несогласия собирались довольно многолюдно. Власть разгоняла праворульных автолюбителей достаточно жестко и на этой почве гражданский протест стал искрить.
Потом г-н Бокаев пропал с местных политических радаров и всплыл в соседнем Кыргызстане. Там он сотрудничал с партией «Ар Намыс» (видимо, название понравилось, из-за чего перенесено им нынче в Казахстан) и через общественный фонд «Баштама» подтверждал рейтинги «популярности» теперь уже приснопамятного экс-президента Курманбека Бакиева.
После того, как из-за второй тюльпановой революции 2010 года бывший президент Бакиев отправился в Беларусь, Санжару Бокаеву тоже пришлось уезжать из Кыргызстана. Молодой живчик приглянулся в акимате Алматы и с 2012-го по 2014-ый руководил управлением по вопросам молодежной политики, а затем в течение года возглавлял управление внутренней политики, то есть один из ключевых постов во властной конструкции мегаполиса.
Во время работы в акимате южной столицы г-н Бокаев активно участвовал в закрытии медийного проекта Гульжан Ергалиевой «Адам бол». Скорее всего, здесь имел место эксцесс исполнителя. В сферу обязанностей нашего фигуранта входил присмотр за деятельностью более-менее независимых СМИ, на которые Алматы достаточно богат, но тот вцепился бульдожьей хваткой в издание г-жи Ергалиевой, поскольку на его страницах акимат подвергался жесткой (совершенно заслуженно) критике.
Публика сначала полагала, что душитель прессы из акимата является тезкой и однофамильцем участника акций протеста «праворульщиков», но он оказался им самим. Разрыв шаблона для многих происходил болезненно. Ясное дело, что в Казахстане тех лет для беспринципных людей везде горел зеленый свет, но чтобы так резко переквалифицироваться из правозащитников в гонителя свободы слова – такое тогда «впечатляло».
«Адам бол» чиновники приписали «пропаганду войны» и закрыли с грубыми нарушениями законности. Очевидные нестыковки в поданном акиматовцами судебном иске никого, кроме общественности, не смутили, а Санжар Бокаев уверовал, что при мощной «крыше» всегда гарантирована безнаказанность.
Вообще-то и в те годы высшим шиком для государственного управленца считалось решить проблему тихо и келейно, без шума и пыли. Однако уровень компетенции резвого карьериста такое не позволял, зато в ломании через колено он показал себя способным кадром. Потом это стало мейнстримом, а для поколения чиновников-сверстников Бокаева особенно.
Однако в итоге хорошо «упакованный» при акиме Ахметжане Есимове, новому градоначальнику Алматы в лице Бауыржана Байбека ретивый чиновник ко двору не пришелся, и его, видимо, попросили не портить имидж и без того многострадальной госструктуре. Про тот период из жизни Бокаева сейчас ходят разные слухи, непременно оканчивающиеся разговорами про всякие девиации в поведении. Но мы им, конечно же, не верим и пересказывать не собираемся.
ДАРИГА, ОНА ТАКАЯ
Во властных и околовластных кругах полно авантюристов различного пошиба и специализации. Санжара Бокаева от людей вроде Махамбета Абжана отличает поразительная удачливость. Если брать среднестатистического авантюриста, подвизающегося на общественно-политическом или информационном поле, то у него давно уже должен был закончиться вагон везения.
Так произошло с г-ном Абжаном, например. Он успел неоднократно побывать в местах лишения свободы, подвергался физическому воздействию и прочно сжился с клеймом крайне подозрительной личности. Рядом с такими знающие люди обычно замолкают – на всякий случай, а вдруг завтра не дай боже все сказанное будет оформлено в виде отчета какому-нибудь куратору из «охранки» Карима Масимова. А вот Бокаев партию регистрирует и даже по ночным клубам ходит.
Тогда же в акимате он и прописался в обойме Семьи. Должность советника председателя правления «КазТрансГаза» отнюдь не то место, куда автоматически попадают после увольнения из акимата. К тому же данная позиция не предполагает какой-либо конкретной работы при весьма весомой зарплате. А г-н Бокаев «прозябал» на ней без малого два года.
АО «КазТрансГаз» в 2014-2022 годах возглавлял Кайрат Шарипбаев, муж Дариги Назарбаевой. За то время, что он руководил компанией, уже установлено финансовых нарушений на $2,2 млрд.
Здесь мы снова возвращаемся к удачливой звезде г-на Бокаева. Особенность места советника председателя правления в том, что он одновременно входит в ближний круг первого лица, пользуется обширным количеством привилегий и при этом не ставит подписи на финансовых документах. Последнее обстоятельство резко повышает шансы нахождения на свободе.
В свое время олигархи Александр Машкевич и Тельман Исмаилов купили рынок «Жибек Жолы» в Алматы, на который имели большие виды по расширению. Санжара Бокаева назначили директором/смотрящим, а подрядчиком стройки была компания ТОО «Аламан Курылыс». Олигархи «кинули» подрядчика на $5,5 млн. Директор фирмы Бекежан Дауренкулов даже обращался к президенту, поскольку нечем было платить рабочим. Но безуспешно. 30 декабря 2019 года г-н Бокаев купил у Дауренкулова долю в компании «МастерГрад».
Когда Дарига Назарбаева работала спикером Сената в 2019-2020 годах, то Санжар Бокаев числился при ней внештатным советником. Рядовая должность не объясняет, почему у нашего фигуранта в здании верхней палаты Парламента был свой личный кабинет. Возможно, дело в том, что советник был не совсем простым и выполнял «деликатные» поручения дочери «елбасы».
После того, как правительство республики ввело утилизационный сбор не только на импортную автомобильную, но и на сельскохозяйственную технику, г-ну Бокаеву поручили вести кампанию против утильсбора. Пикантности ситуации добавляет то немаловажное обстоятельство, что конечным бенефициаром «Оператора РОП», сборщика утилизационных платежей, являлась Алия Назарбаева – родная сестра Дариги Назарбаевой.
СЕМЕЙКА АДАМС
История с утилизационным сбором, на которой Санжар Бокаев обрел достаточно широкую известность, показательна сразу в нескольких ракурсах. Во-первых, она весьма красочно характеризует нравы в правящей Семье, где сделать пакость родной сестре – чисто технический вопрос, если речь идет о политических дивидендах.
Стоит отдать должное Алие Назарбаевой – она своей старшей сестре таких капканов не расставляла. Даже наоборот, участвовала в написании сценария к художественному фильму «Томирис», который политически озабоченная публика Казахстана сразу восприняла в качестве идеологического оправдания и обоснования притязаний Дариги Назарбаевой на верховную власть.
На что мог претендовать глава Семьи, где все грызутся друг с другом, подставляют ближайших родственников и дискредитируют их в погоне за дополнительным куском большой власти? Нурсултан Назарбаев сам бывший коммунист и должен знать, что большевики никогда не победили бы «белых» с такой манерой сотрудничества. Наоборот, «красные» держали слово в ходе гражданской войны и никогда не шли против своих базовых принципов.
Все-таки одно дело приватизировать государственную собственность, паразитировать на бюджетных ассигнованиях или природной ренте, и совсем другое – залезать в карман ближайших родственников, подрывать их финансовые потоки и создавать им негативный имидж. Точнее – еще больше его очернять и делать совсем уж одиозным.
Осматривая «семейные хроники» непредвзятым взглядом, неизбежно приходишь к выводу о том, что победа Касым-Жомарта Токаева в долгой и изнуряющей схватке за верховную власть совершенно заслуженная и естественная. Ныне действующий президент не плетет интриги против своих соратников и сподвижников, не замечен в каких-либо девиантных наклонностях.
А вот г-на Бокаева как магнитом притянуло к Дариге Назарбаевой, и он сразу стал соблюдать ее дресс-код.
Теперь он пытается зарегистрировать партию «Namys», главной целью которой является «современная и продвинутая казахстанская молодежь, а главной ценностью − права и свободы каждого человека».
Здесь мы снова вынуждены вернуться в Семью. В своей публичной риторике г-н Бокаев постоянно осуждает лидеров Старого Казахстана, клеймит и бичует их различные пороки. Судя по тому, что финансирование никто не сворачивает, подобная риторика входит в пакет договоренностей.
Получается, что члены Семьи согласны с проводимой линией. Это тоже невольно шокирует. Одно дело не испытывать иллюзий на свой собственный счет и совсем другое смириться с тем, что критика в твой адрес будет являться элементом накопления политического капитала для подконтрольной политической структуры.
Сериал «Семейка Адамс» познакомил зрителей с группой родственников, чья шкала моральных ценностей находится в противоходе к общепринятым в обществе нормам. А тут, по сути, все то же самое, только не в кино, а в политической жизни. При этом местная Семья еще и продюссирует гадости против себя самой.
ПОЛИТИКИ-ТРАНСФОРМЕРЫ
«Namys» не единственная партия, которую лучше не регистрировать. Даже из зоологического интереса. Пусть кто-то и вкидывает в медийные каналы информацию, что эту партию якобы готовят на замену «Народной партии Казахстана» («НПК»), чей политический рейтинг между мертвым и безжизненным. В любом случае у НПК крайне низкие шансы преодолеть избирательный порог в Мажилисе нового созыва.
Часть наблюдателей полагает, будто Ермухамета Ертысбаева поставили на «НПК» с целью кадровой чистки от одиозных элементов. Стоит напомнить, что бывшая псевдокоммунистическая партия функционировала под пристальной опекой Карима Масимова, экс-главы КНБ. На этой почве она оказалась нашпигована «людьми в штатском», которые совмещали служебную и партийную карьеру. Даже мандаты народных избранников в Мажилисе получали.
Мы же разделяем точку зрения, согласно которой г-н Ертысбаев сам проект Библиотеки. Он так долго находился при кормушке, что с большим трудом верится в прозрение, раскаяние и искупление через искреннее служение Новому Казахстану. Вот и в НПК племянник арестованного экс-заместителя председателя КНБ Марата Осипова продолжает рулить денежными потоками партии. Вошли туда и псевдоэкономисты, тесно сотрудничающие с Библиотекой, вернее – с тем, что от нее осталось.
Будучи назарбаевским кадром, Ермухамет Ертысбаев способен умело играть роль антиназарбаевского политика. Так и Санжар Бокаев в этом отношении от него ничем не отличается. Только помоложе.
Г-н Бокаев в своем политическом позиционировании двигается от одного клише к другому. Сказывается матрица зарубежного образования, наложившаяся на этап формирования личности. И вот он уже пытается представить себя жертвой покушения. Якобы кто-то оставил на его машине фотокарточку с изображением нашего героя и пистолетный патрон. Но местная полиция с такими политтехнологиями знакома фрагментарно, поэтому пока возбудила уголовное дело по статье 287 УК РК (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия и боеприпасов).
Регистратор партии «Namys» называет себя «производственником» и, видимо в оправдание присвоенного себе титула, одним из пунктов партийной программы поставил «открытие заводов для молодежи». Чем завод для молодежи отличается от завода для людей зрелого возраста при этом никак не поясняется.
При знакомстве с практической деятельностью всех этих господ невозможно не поразиться тому, как деградировала Семья за десятилетия бесконтрольного правления и обогащения в Казахстане. Насколько у нее должно быть отчаянное положение, чтобы делать ставку на таких мастеров переобувания в воздухе.
Ну и где тут бэкграунд честности, порядочности и надежности, с которым можно замахнуться на реальную власть.
Алексей ВЬЮГИН, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости