Успешное молочное животноводство в Казахстане можно построить лишь опираясь на долгосрочную стратегию, а не постоянно меняя ориентиры и политиков – заявили на крупном международном форуме в Алматы
Прошедшие во второй и третий день секционные заседания состоявшейся в Алматы XIII молочной Олимпиады дали возможность ее участникам обсудить практически все ключевые вопросы нынешнего состояния этой отрасли и ближайшие перспективы ее развития. Первая и вторая части – здесь и здесь.
НОВОМУ КАЗАХСТАНУ – НОВЫЕ МОЛЗАВОДЫ
На площадке футурологического конгресса «Молочный завод будущего» в выступлениях профессионалов рынка были представлены три уже действующие модели такого предприятия.
В презентации Ерлана Ашима, генерального директора и основателя компании «Natige», была представлена стратегия развития молочной переработки в непростых условиях Казахстана.
Говоря о том, каким может быть молочный завод Нового Казахстана, спикер в первую очередь попытался развеять стереотипное мнение о коррупции в Казахстане с засильем всевластных «агашек».
Как разъяснил г-н Ашим, в реальности отечественный бизнес активно поддерживается государством, предоставляющим разнообразную по формам поддержку, включая и финансовую.
В качестве последнего примера спикер сослался на ответ столичных властей, полученный в течение суток на запрос его компании о наличии участка для проекта в Нур-Султане, причем в черте города. В течение полугода участок был оформлен и заверили, что подведут все коммуникации.
Другое дело, посетовал он, это создаваемая братьями-предпринимателями коррупция по причине нехватки знаний, грамотного персонала, а зачастую и откровенного нежелания следовать правовым нормам вести «белую» бухгалтерию.
Свой путь в большой молочный бизнес г-н Ашим, как рассказывается на сайте его компании, начал с небольшого магазинчика в Караганде, когда поздним морозным февральским вечером 1999 года туда вошел торговый представитель одного из молочных комбинатов северного Казахстана.
Машина, в которой он перевозил скоропортящуюся продукцию, сломалась. Поэтому после ночевки в доме г-на Ашима с утра пришлось чинить автомобиль, тогда как сам Ерлан приступил к оперативной реализации столь неожиданно появившихся молочных товаров.
Начав дистрибьютером, в 31 год он построил свой первый молочный заводик на бэушном оборудовании, затем ездил в Голландию и Данию, где и увидел высокотехнологичные предприятия будущего.
В конце 2010 года был введен в строй Карагандинский молочный комбинат «Natige» — одно из ведущих предприятий отечественной молочной промышленности. На нем было установлено новое оборудование шведского производства в специальном построенном здании, при участии европейских специалистов прошла отладка линии и обучение персонала.
Сейчас по данным г-на Ашима на карагандинском предприятии ежедневно перерабатывается 80 тонн молока. Затем был построен завод в Кокшетау для изготовления сыров.
Из-за низкой плотности населения, огромных расстояний и малого срока хранения молочной продукции была выбрана стратегия дальнейшего развития производства через небольшие перерабатывающие предприятия в регионах, выпускающих маржинальные пункты с учетом маркетинговых условий в населенных пунктах.
К примеру, выпускается мороженое ручной работы на итальянском оборудовании, десерты небольшими партиями по 100 кг в день с расчетом на молодежь. Запущено производство по выпуску печенья курабье на турецком оборудовании под руководством привлеченного из Турции технолога. Это позволяет не только закрыть нишу на кондитерском рынке, но и обеспечить переработку нереализованных кефира и йогуртов.
Г-н Ашим предлагает больше думать про автоматизацию производства, делать ставку на молодежь, которую «классическими продуктами не возьмешь», включая выпуск растительного молока. Нужно производить то, что просит клиент, резюмировал спикер, а не то, что нравится нам, не пеняя при этом на «плохих» президентов.
Что касается заготовки молока, то «Natige» получает 60-70 % необходимого объема от крупных ферм. Поэтому приходится обучать хозяйства населения, поставляющие остальную часть сырья, приобрести для них турецкие доильные аппараты, на которые теперь приходится до 90 % надоя от этих хозяйств. Компания также отказалась от старых молоковозов, купив вместо них современные машины «Isuzu» и другие.
Вторую модель презентовал Аскар Сайлаубаев, управляющий директор другого крупнейшего производителя и переработчика молока Казахстана – корпорации «Восток-Молоко», базирующейся в Восточно-Казахстанской области.
Там идут в будущее на основе вертикально-интегрированной структуры молочного кластера, беря пример с Белоруссии, где долгое время жил г-н Сайлаубаев. Во главу угла в корпорации, объединяющей более 20 компаний, поставлена переработка молока. Его источником выступают 4 молочных хозяйства, входящих в корпорацию.
Кстати, «Восток-Молоко» получает молоко и с первой роботизированной фермы в Казахстане и Центральной Азии, обслуживают которую всего три сотрудника.
Три молокозавода – Усть-Каменогорский, Зыряновский и Уваровский – выпускают 80 видов молочной продукции. Корпорация имеет собственные дистрибьюторскую и торговые сети, свой торговый дом с другими сопутствующими товарами.
Как пояснил г-н Сайлаубаев, в компаниях, входящих в корпорацию, нет юристов и экономистов, так как все соответствующие службы централизованы, а отношения между ними строятся на основе рыночных цен.
Успешно реализуется в корпорации социальная ответственность бизнеса. Для более чем тысячи ее сотрудников функционируют база отдыха, ресторан, бесплатное общежитие, есть даже профсоюз с членскими взносами!
Проблема с кадрами решается путем договоров с тремя университетами.
По этому поводу г-н Сайлаубаев заметил, что корпорация не чурается зарабатывать на мелких вещах с тем, чтобы деньги оставались внутри нее и, по сути, функционирует как государство в государстве.
Третью модель представил Андрей Шилов, генеральный директор ООО «Пречистенский молочный продукт» (Россия, Ярославская область). Компания была создана на основе Пречистенского сыродельного завода, введенного в эксплуатацию в 1957 году. После смены собственника в 2012-2014 годах была проведена коренная реконструкция предприятия, в которой приняли участие технологи итальянских и немецких сыродельных заводов. Установочная мощность завода составляет 1200 тонн сыров всех популярных марок в месяц.
В своей презентации, посвященной производству сыров для сегмента HoReCa как востребованному направлению развития молочной индустрии, спикер подчеркнул, что его завод не принимает молоко, а работает на полуфабрикатах. Сырное зерно поставляется из Белоруссии, поскольку, как подчеркнул спикер, в России сыропригодного молока нет.
Завершился футурологический конгресс выступлениями Сергея Баранова, генерального директора «Kieselmann Rus» (Россия), рассказавшего о переработке молока и сывороток на востребованные компоненты, Михаила Карякина, главы «Enviro Chemie Gmbh», пояснившего участникам особенности экологического законодательства в молочной отрасли, и Кшиштова Сковоронски, владельца польской компании «Tewes Bis», генерального партнера XIII молочной Олимпиады. Эта компания производит оборудование для изготовления творога и сыра.
С «ДИКИМ» МОЛОКОМ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ НЕ ПОЙТИ
Одно из ключевых секционных заседаний молочного форума, посвященное проблемам молочного животноводства Казахстана, открылось выступлением Инны Пунды, экономиста инвестиционного центра ФАО ООН, в котором она обрисовала всю цепочку молока в нашей стране от поля до прилавка.
Спикер высказала уважением отечественным молочникам, обеспечивающим своей продукцией жителей Казахстана, занимающего 9-е место в мире по площади территории и 184-е — по плотности населения.
Это огромный вызов, подчеркнула спикер, требующий высокого уровня эффективности как производства, так и логистики, заготовки молока. Она также заметила, что непросто работать в ситуации, когда в стране нет ярко выраженного молочного пояса, так как это сказывается на себестоимости готовой продукции из-за дорогой логистики, достигающей 25 % для небольших партий молока.
Г-жа Пунда заметила также, что для нее было открытием увидеть два практически одинаковых по объему канала движения молока и молочной продукции к потребителю – корпоративный канал, формальный, и некорпоративный.
«Два мира – два кефира», — образно констатировала спикер по этому поводу. По ее данным из примерно 4 млн. тонн товарного молока почти половина идет потребителю через молочные кухни, с машин, на ярмарках, рынках в незаводской упаковке – на развес, розлив и т.д. Вторая же половина идет по каналу, в котором хотелось бы видеть все молоко.
Феномен «дикого» молока характерен для рынка Казахстана, подчеркнула спикер, напомнив по этому поводу, что Молочный союз Казахстана провел потребительское исследование с партнерами в 2019 году.
Выяснилось, что 33 % домохозяйств покупают молоко и молочную продукцию в таком «диком» канале. Как правило, это женщины от 30 до 40 лет, они ассоциируют такую продукцию с домашней, здоровой пищей.
В качестве выхода из такой ситуации ФАО и ЕБРР совместно с Молочным союзом Казахстана разработали целую серию образовательных материалов для потребителей под общим названием «Смарт сут» («Умное молоко»). В них рассказывается о рисках, связанных с потреблением такой продукции. Что касается современного ритейла, то он медленно развивался в Казахстане. В корпоративном канале покупки делаются в основном в магазинах на кассах.
Затронула спикер и тему заготовителей молока, работающих в неформальном канале. По ее мнению, это целая группа предпринимателей, представляющая так называемых независимых заготовителей, с которыми работают и заводы, также закупающие молоко у населения.
Эта распространенная схема охватывает хозяйства населения с небольшими объемами производства молока. В случае же, если хозяйство дает хотя бы 200 литров молока ежесуточно, то переработчик ставит там свой танк-охладитель и обслуживает его.
Кстати, переработчиков в стране более 150 компаний с концентрацией в южных регионах, есть среди них и иностранные инвесторы. Увы, при этом только 60 % мощностей заводов загружены отечественным сырьем, надо учесть к тому же, что лишь половина молока заходит с ферм, а остальное – сборное с хозяйств населения.
У последних свои проблемы – не все они могут перейти в категорию товарных производителей, хотя по собственным впечатлениям Инны Пунды есть немало семей, которые хотели бы развиваться, расти, иметь в хозяйстве до 50 коров. Но они не знают, с чего начать, какую выбрать технологию и породу коров, боятся других рисков.
Ведь животные в таких хозяйствах содержатся выпасным способом в общем стаде при том, что кормовой базе таких производителей угрожает засуха, а пастбища находятся не в лучшем состоянии. Неудивительно, что во время пандемии коронавируса себестоимость молока у этих производителей поднялась на 60 % и больше, тогда как у крупных и средних фермеров – на 25 %.
В целом же опыт чемпионов отрасли – промышленных молочно-товарных ферм – показывает, что этот бизнес может быть прибыльным при эффективном менеджменте. Тем не менее, и этот сектор отечественной «молочки» испытывает дефицит компетентных кадров, проблемы с поливом в южных регионах страны.
Повышение качества молока позволит Казахстану производить продукцию для замещения импорта, напомнила г-жа Пунда. По ее данным за последние 5 лет Казахстан потратил $1 млрд. для покупки сухого молока и другой продукции, которую можно было производить в стране – это кумулятивный потенциал импортозамещения.
В качестве ключевых ингредиентов успешной стратегии развития молочного животноводства в Казахстане г-жа Пунда предложила опираться на долгосрочное видение перспективы с не меняющимися постоянно ориентирами и политиками, вырабатываемыми государством в тесном диалоге с бизнесом, на инвестиции в человеческий капитал, цифровизацию отрасли, здоровье животных и чистую окружающую среду.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости