Так сложилось что за два с лишним десятилетия пребывания в оппозиции пришлось состоять в нескольких партиях, хотя на самом деле партия была одна – та, что на данный момент была на острие борьбы за демократический Казахстан.
Впрочем, по мере ходя событий и обретения опыта, все больше приходило понимание, что оппозиция больше копирует суть режима персональной власти, а лозунги демократизации являются скорее формой, в которой воспроизводится все та же клановая борьба.
И как раз по законам этой борьбы режим начисто переиграл всех по очереди претендентов, заодно вытоптав политическое поле и сведя партийную деятельность к обслуживающей функции.
И так уж сложилось, что замена президента в Казахстане наложилась на буквально смену исторических эпох, не только в нашей стране и во всем постсоветском пространстве, но и в глобальном мире.
Впору начинать все сначала, и это как раз обнадеживает, ведь жизнь человека, как и всего общества, как раз и состоит из того, что что-то заканчивается и тут же продолжается вновь.
Новый Казахстан должны строить новые партии, но без прежнего опыта и кадров тоже ничего не получится.
На этот раз вижу перспективу в возрождении партии «Народный конгресс Казахстана» во главе с Олжасом Сулейменовым, к инициативной группе которой и присоединяюсь.
Кое-что из сказанного ниже – плод моих размышлений, однако в гораздо большей мере это уже проговоренные и обсужденные коллективные наработки для формируемой сейчас партийной программы.
Пожалуйста, вы тоже можете это обсудить, где-то поправить или дополнить. Народный конгресс – дело всенародное.
ПРОГРАММА, КОТОРУЮ ВЫСТРАДАЛ КАЗАХСТАН
Итак, партия Народный конгресс Казахстана, созданная сразу после развала СССР, как ответ на переход к рынку и строительство Независимости, возвращается к активной деятельности в еще более судьбоносный момент: окончания тридцатилетнего цикла «елбасизма» на фоне встающих перед нашей страной и народом вызовов нового глобального мирового передела.
Распад Советского Союза оказался самой большой геополитической катастрофой XX века, но одновременно и необходимым обновлением, появлением возможностей для строительства суверенных национальных государственностей, открытых мировому рынку и международной политике, разнообразию мировых культур и информационного поля.
Часть из этих возможностей была использована, но, к сожалению, далеко не полностью и не всегда на пользу стране и народу.
За годы несменяемого правления Первого президента Казахстан добился многого: мы стали «многовекторной» частью мировой экономики и политики, глобального информационного пространства. Казахстанский бизнес приобщился к лучшим образцам иностранного менеджмента, а казахстанцы обрели возможность путешествовать по миру.
Однако наше положение во внешнем мире – исключительно придаточное, фактически колониальное. Экспортируется только нефтяное и металлургическое сырье, импортируются готовые промышленные и потребительские товары. В технологических цепочках меж-странового разделения труда Казахстан отсутствует, готовые промышленные изделия и потребительские товары на рынки третьих стран мы не поставляем.
Больше половины национального благосостояния приватизировано 162 персонами, тогда как более половины населения вынуждены существовать на менее 50 тысяч тенге в месяц.
Да и в целом по Казахстану подушевой доход равен всего 67 тысяч тенге, из них более половины уходят на еду, люди не живут, а выживают.
Многие вынуждены залезать в кредиты, высасывающие последние копейки. При этом подушевой ВВП в нашей экспортно-сырьевой экономике дает по 430 тысяч тенге на душу населения, разницу между 67 и 430 тысячами присваивают властные компрадоры и сырьевые олигархии.
В целом выстроенная в Казахстане социально-экономическая и политическая модель достигла своего исчерпания, и уж подавно она не выдерживает вызовов идущего мирового передела.
В ближайшие месяцы и несколько предстоящих лет Казахстану, хотя и не участвующему в санкционной войне, предстоит пережить весь пакет трудностей, связанных с ускоренным ростом цен при сокращении предложения товаров, торможением экономики и снижением платежеспособности населения.
Одновременно будет расти другая, — уже не зависящая от санкций интеграционная экономика, дающая новые возможности, но за участие и за достойное место в которой тоже предстоит побороться.
Название «Народный конгресс» накладывает на партию обязанность служить интересам всего многонационального народа Казахстана.
В народе, особенно в наше тревожное время, могут быть разные отношения к войне на Украине, к языковой политике, к религиозным конфессиям, к тому, что должно быть положено в основу строительства нации и к Евразийской интеграции.
Если есть сомнения, споры и разногласия по этим вопросам в стране, будут они и в партии. А миссия партии «Народный конгресс Казахстана» — вырабатывать внутри себя и предлагать стране и народу не разъединяющие, а объединяющие подходы.
Но в чем мы едины и непреклонны, в том, что семейно-клановой компрадорской, этнически перекошенной и антисоциальной государственности пора уходить в прошлое.
Реформы президента Токаева однозначно заслуживают поддержки, и при этом стоит подчеркнуть, что речь идет о коренном переделе – строительстве такой государственности, которая станет действительно представлять интересы народа – хозяина земли и недр.
Еще в 1992 году, перед принятием первой Конституции суверенного Казахстана Олжас Сулейменов предлагал включить в нее ключевое положение, что земля и ее недра принадлежат народу. Тогда же был предложен и механизм, по которому каждый гражданин мог бы получать свою долю от каждой «капельки нефти», каждого «кусочка угля».
Принятие на Референдуме обновленной Конституции открывает к этому прямой, хотя трудный и долгий, путь. С самого начала этого пути мы заявляем принципиальную позицию: производства, связанные с добычей невосполнимого природного сырья, должны быть национализированы. При этом возвращение в государственную народную собственность должно проходить строго в рамках национального законодательства, международных обязательств Казахстана и подписанных контрактов.
В качестве первого шага к возвращению народу богатств недр стоит обратиться к иностранным собственникам газонефтяных, горнодобывающих и металлургических комплексов с призывом раскрыть содержание СПР – соглашений о разделе продукции и присоединиться к международной инициативе прозрачности добывающих отраслей, приступить к регулярной публикации материальных и финансовых балансов.
С аналогичным призывом мы обращаемся к правительству, дополняя требования прозрачности необходимостью отказа от вмененной извне политики невмешательства государства в «свободно складывающийся» внешний платежный баланс, «плавающий» курс национальной валюты и оформление внешнеэкономических сделок за пределами таможенной и банковской юрисдикции Казахстана.
Для предотвращения дальнейшего ускоренного расходования Национального фонда, возвращение платежного баланса к положительным значениям и стабилизации наполнения бюджета, правительство обязано предпринять самые решительные меры, начиная с отмены возврата НДС на сырьевой экспорт, введения налога на вывоз дивидендов на иностранные инвестиции и стимулирование реинвестирования в импортозамещение и в сельское хозяйство.
ЧТО БУДЕТ В МАЖИЛИСЕ?
Пройдя в Мажилис, мы поставим вопрос о создании Национальной мониторинговой комиссии, которая станет отслеживать все значимые материальные и финансовые потоки в области добычи и экспорта природного сырья, публиковать результаты и вносить предложения в правительство и парламент.
Самым же первым шагом в парламенте станет законопроект о непосредственном подключении народа Казахстана к получению своей доли от богатств земных недр. Для этого мы используем систему ЕНПФ, соединив ее с возвращенным в народную собственность Халык-банком, для создания Народного инвестиционно-накопительного фонда комплексного социального страхования.
Накопительная пенсионная система станет одновременно и системой медицинского страхования. К уже имеющимся накопительным счетам граждан будут открыты счета для детей – одновременно с выдачей свидетельств о рождении. Парламентом ежегодно, при утверждении бюджета и транша из Национального фонда, будет утверждаться составляющая не менее половины доля, распределяемая по накопительным счетам.
Сам Национальный фонд будет включен в состав государственного бюджета, как его неотъемлемая валютная часть.
Свободные от текущих выплат средства Народного ЕНПФ-банка будут инвестироваться в находящиеся под государственным тарифным контролем электроэнергетику, ЖКХ, железные дороги и трубопроводы, под тарифные гарантии их возвратности и прибыльности.
Вкладчики получат право использовать определенную часть накоплений на решение жилищного вопроса, образование и лечение, оплату услуг ЖКХ, приобретение продукции у сельскохозяйственных и других национальных производителей. Также они смогут получать кредит – под залог собственных накоплений.
Парламент каждый год будет утверждать гарантированную, сверх инфляции, доходность накоплений. Все это сделает Народный ЕНПФ-банк самым выгодным и надежным хранителем сбережений населения.
Параллельно нужно будет решить и проблему облегчения кредитного бремени населения. Люди берут кредиты под удушающие проценты, нередко из-за отчаянной бедности, банки делают на этом свою коммерческую прибыль, государство же взирает со стороны.
В социальном, по Конституции, государстве такого не должно быть. Мы предложим схему, по которой Народный ЕНПФ-банк выкупит кредиты граждан и переведет их в бесприбыльный режим: процент определяется только компенсацией инфляции и небольшой платой за обслуживание.
Одновременно мы предложим конкретную систему реализации права граждан на землю. Будет введен Земельный сертификат на получение в собственность участка площадью не менее 10 соток, реализуемый, по выбору гражданина, по месту жительства или в любом регионе Казахстана. Земельные сертификаты выдаются и на детей, одновременно со свидетельством о рождении. При этом члены семьи или группы граждан вправе объединять свои сертификаты.
Для реализации сертификатов местные власти выделяют земельные массивы, для которых разрабатываются Генеральный план обустройства и проекты детальной планировки, на основании которых подводятся автодороги и сети электро-газо-водоснабжения. Местные власти наделяются правом увеличивать гарантированные 10 соток на человека до размеров, соответствующих природно-климатическим и другим условиям проживания и ведения хозяйства в данном регионе.
Для приближения государства, как управляющего от имени народа к народу-хозяину, необходимо создание полноправного местного самоуправления. Маслихаты, как представительные органы местной государственной власти, и исполнительные органы во главе с акимами, будут действовать в областях и районах. В городах, включая Астану и Алма-Ату, поселках, селах и аулах будут созданы избираемые населением представительные, — Кенесы-Горсоветы и представительные — Исполкомы, во главе с мэрами, органы самоуправления.
Городское самоуправление получит коммунальную собственность, самостоятельные бюджеты, с закрепленными за ними налоговыми источниками и полную компетенцию для самостоятельного решения всех вопросов городской жизни. Депутаты кенесов-горсоветов будут работать на освобожденной основе, включая занятие должностей в исполнительных органах. В селах органы самоуправления будут иметь более простую структуру, но также полную самостоятельность.
А для создания самостоятельной экономической базы местного самоуправления мы будем добиваться возвращения в села-аулы крупно-товарных комплексных аграрных производств, с соответствующей пищевой промышленностью в городах.
Вокруг областных городов, районных центров и крупных сел-аулов должны быть запроектированы и созданы аграрные комплексы, из расчета решения двух основополагающих задач: обеспечение полной трудовой занятости всего местного населения, с запасом и оптимальное использование, в соответствие с современными технологиями, земельных и водных ресурсов. И с обязательной сельской бытовой и социальной инфраструктурой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРОФСОЮЗОВ
Далее, мы приветствуем создание президентом комиссии по возвращению незаконно выведенных богатств и считаем, что возвращенные средства должны пойти на решение социальных вопросов. А среди них на первое место мы ставим увеличение материнского капитала, — до 12 среднемесячных зарплат в среднем по Казахстану.
Необходимо также повышение пенсий и социальных пособий. Критерием должен стать принципиально новый подход к определению потребительской корзины и прожиточного минимума.
Состав корзины должна определять назначаемая парламентом Национальная социальная комиссия из независимых специалистов в области питания, здорового образа жизни и социологов, представителей профсоюзов и авторитетных общественных деятелей.
Кроме продуктового набора в состав потребительского минимума должны прямым счетом добавляться расходы на коммунальные услуги, лекарства и лечение, транспорт, одежду и обувь, приобретение бытовой техники. Нынешний прожиточный минимум подлежит, как минимум, удвоению.
Приоритетной для себя задачей мы определяем создание действенной профсоюзной защиты трудящихся. Необходимы поправки в Трудовой Кодекс, по которым за счет части поступающих в бюджет налогов на оплату труда будет создан Национальный профсоюзный фонд и Национальный совет профсоюзов, с системой профсоюзных представительств и уполномоченных в областях, городах и районах.
Профсоюзные уполномоченные будут осуществлять представительство и защиту интересов «самозанятых», небольших коллективов и отдельно работающих граждан. А на средних и крупных предприятиях, в учреждениях и организациях будут учреждены избираемые работниками освобожденные профкомы, получающие зарплату не от работодателя, а из Национального профсоюзного фонда.
Работодатель не сможет увольнять профсоюзных активистов и обязан будет предоставлять им помещения для работы.
ВЫВОЗ КАПИТАЛОВ: В ДВУХ ШАГАХ ОТ КАТАСТРОФЫ
На предстоящих выборах придется говорить избирателям суровую правду: потенциал «вывозной» экономики исчерпан. Платежный баланс страны в минусе, потому что вся валютная выручка от продажи сырья, даже при нынешних высоких ценах, с лихвой перекрывается вывозом доходов иностранными инвесторами и кредиторами.
Причем частью этих «иностранцев» была и пока еще остается бывшая правящая верхушка.
Наполнение бюджета и курс тенге пока еще поддерживаются ускоренным расходованием запасов Нацфонда, а они не бесконечны.
С 2000 года, — начала сформированной за счет приватизации «по индивидуальным проектам» «вывозной» экономики, через Казахстан на вылет прошла гигантская сумма экспортной валютной выручки – триллион сто сорок миллиардов долларов.
Это только по официальному платежному балансу, при том, что вывоз осуществлялся по промежуточным ценам, и сколько-то сотен миллиардов долларов осели сразу за границей.
Но и за счет возвращенного триллиона можно было бы превратить Казахстан в процветающую индустриально и социально развитую страну, с трудоустроенным, трудолюбивым и состоятельным населением.
На самом деле, три четверти валютной выручки разошлись на импорт всего не производимого в Казахстане, а ровным счетом 325 миллиардов долларов вывезли в качестве прибыли иностранные инвесторы и кредиторы.
А что еще, кроме внешнего долга в 165 миллиардов долларов, оставил после себя гигантский валютный поток? – полную де-индустриализацию и десоциализацию.
Доля промышленности в структуре ВВП с бывших когда-то 80 процентов упала до всего 30 %. Экономика из индустриальной превращена в сервильную «купи-продай». Сельское хозяйство с колхозно-совхозных 25-30 процентов от ВВП упало до пяти. Заводы и фабрики сданы в металлолом и вывезены в Китай, на их месте возведены оптовки и ТРЦ.
Прикрываемая «самозанятостью» структурная безработица на самом деле достигает 50 процентов.
Пора сказать прямо: дальше на этом пути – катастрофа. Выход только один – новая индустриализация, и она осуществима только на общем Евразийском рынке и только путем углубления интеграции.
БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ
Укрепление союзных отношений в рамках ЕАЭС – это не только выход из нынешнего сгущающегося казахстанского и общемирового кризиса, но и многообещающая перспектива. Необходимо создание Большой Евразии, частью которой, вместе с союзным государством Россия-Беларусь, будет Казахстан с союзом Центрально-Азиатских государств и Большим Тураном.
Наконец, глядя сквозь кризисные вызовы в 2030-2040 годы, можно выдвинуть такую общенациональную и межгосударственную задачу – переброска части стока Оби в Казахстан и Узбекистан, на соединение с Сырдарьей и Амударьей. А заодно и на соединение с продленным каналом «Иртыш-Караганда» и с самотечным каналом от Восточного до Западного Казахстана.
Для этого потребуется энергетическая база, которая и будет создана после строительства АЭС в Узбекистане и Балхашской АЭС, плюс достройка Экибастузской ГРЭС-2 современными энергоблоками с эффективной газоочисткой.
Вот для чего нужен народный конгресс: только вместе мы сделаем Казахстан новым и процветающим!
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости