Еще 10 лет назад статистика по казахстанскому содержанию оставляла желать лучшего. Например, доля казахстанского содержания в закупках добывающих компаний и компаний-недропользователей по работам составляла 80 % – 140 млрд. тенге, по услугам 78 % – 247 млрд. тенге, а по основной позиции – товары – всего 10,7 % или 21 млрд. тенге.
У 37 компаний доля казахстанского содержания составляла мизерные 0-1 %, у 22 предприятий – 1-5 %, у 11-ти инвесторов – 5-10 %. При этом 56 % зарегистрированных промышленных предприятий — 226 из 401, не предоставляли отчетность.
Казалось бы, вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию окончательно поставит крест на «местном содержании». Ведь еще несколько лет назад Миннацэкономики РК подробно разъясняло аспекты нахождения Казахстана в ВТО, сделав акцент на тех вызовах, которые несет Всемирная торговая организация отечественным товаропроизводителям. И мерах, которые может предусмотреть правительство, чтобы сгладить эффект от интеграции нашей республики в пул стран, открывающих свои рынки мировым производителям товаров и услуг.
Будущее «казахстанского содержания» было действительно под вопросом: не придется ли сервисным компаниям, которые работают в системе «местного содержания» свернуть свою деятельность из-за нахождения страны в ВТО? Не окажется ли бессмысленной работа правительства по привлечению инвесторов, в том числе в СЭЗ после вступления Казахстана в ВТО и т.д.
Да, с одной стороны требования «казахстанского содержания» в закупках недропользователей и добывающих компаний противоречило правилам ВТО. Но Казахстан сохранил переходный период для себя, чтобы применять эту меру, дабы не причинить нашим производителям, которые зависят от этой нормы, вред.
Благодаря этому до 2021 года были сохранены все контракты, которые ранее были заключены и действуют до сих пор. То есть, требования казахстанского содержания будут продолжать действовать до того периода времени, когда правительством будут выработаны соответствующие меры поддержки этих производителей.
Они сейчас зависят от контрактов с недропользователями на поставку своего оборудования, материалов, которые они в рамках казсодержания поставляют этим компаниям.
Более того, помимо статистики поставок работ и услуг, начали подрастать цифры закупа товаров у местных компаний, доходя в зависимости от регионов и заказчиков до 30-40 %, что составляет более трети от размещения заказов крупными промышленными предприятиями.
Например, недавно крупнейший производитель железной руды, ферросплавов, меди, кобальта, угля и глинозема в Казахстане и мире — Eurasian Resources Group (ERG) в честь своего 25-летия награждала своих постоянных поставщиков, обеспечивающих ей казахстанское содержание.
Оказалось, что только за шесть последних лет общий объем закупок в «Евразийской Группе» составил 1,5 триллионов тенге. Да, большая часть приходится на крупных поставщиков, в частности из Евразийского экономического союза. Это такие локомотивы промышленности как ПАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат». Или гиганты финансового сектора – Сбербанк и банк ВТБ.
Однако кабельную продукцию Группа закупает у отечественного предприятия АО «Казэнергокабель», оборудование горного машиностроения у компании «Казгеомаш», комплектующие для техники у ООО «Профессионал». Шахтное оборудование и профессиональные услуги проходчиков – у ТОО «Оңтүстік шахта құрылыс», крупногабаритные шины – в ТОО «KAZ T-Rema International», строительно-монтажные работы – в ТОО Фирма «Стальмонтаж».
Более того, размещает в сегменте отечественного МСБ заказы на огнеупорные изделия, энергетическое оборудование, дробильно-мелющую технику, фильтры, металлопрокат и трубы, кокс и коксохимическую продукцию, средства индивидуальной защиты.
Поставщики всего этого инфраструктурного оборудования, как воздух необходимого промышленным предприятиям, тоже находятся в Казахстане. Это «Группа Магнезит», АО «Турбоатом», ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения – Картэкс», «Remark-Kayser SP. Z O.O.», ПАО «Кокс», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «ПО Глобал-спецодежда».
Так что, как видим, на примере одной лишь ERG поставки товаров, работ и услуг под брэндом «Сделано в Казахстане» демонстрирует положительную динамику.
Автор:
Инфраструктурные ведомости