В заголовке зашифровано сразу три смысла.
Первое: констатация, что важнейший виновник фирменного алматинского смога – это тепло-электроснабжение.
Второе — если что-то и сможет отвести от города эту самую большую и привычно неустранимую беду, так тоже тепло-электроэнергетика.
В самом деле, есть три всем известных причины плотной черной пелены над городом, встречающей авиапассажиров еще минут за 20 до посадки и ужасающей любого новичка, поднимающегося в алматинские предгорья. Это ТЭЦ-2, это автотранспорт и это печное отопление на городских окраинах, в ближних и дальних пригородах. Городское начальство, специалисты и активисты спорят, у кого какой вклад, но тут проценты как раз не принципиальны. Принципиально то, что надо решать все три проблемы вместе. Тем более, что это не три проблемы, а одна триединая энергетическая проблема.
Отсюда третий обобщающий смысл: как раз сейчас самое время поставить проблему смога ребром, — в плане выдвинутой Стратегии «Алматы-2050».
Конечно, дать городу установку на 30 лет вперед, это с размахом, ведь даже Насреддин, взявшийся научить ханского ишака грамоте, назначил себе срок в полтора раза короче. Но поскольку путь даже в тысячу ли начинается с первого шага, сосредоточимся на стратегии ближайших 3-5 лет, чтобы не промахнуться с главным направлением.
А оно, это главное направление, более чем очевидно. Чем Алматы отличается от любого другого города мира? Это самый прекрасный город на земле, здесь и спорить не о чем. А еще чем? Смогом, конечно, а потому и все градообразующие решения должны быть, как на несущий стержень, нанизаны на решение именно этой проблемы.
Как решать – тоже достаточно понятно: городской транспорт – электрифицировать, пригородное отопление – газифицировать, а ТЭЦ-2 … тут как раз есть разветвления, и они-то и связывают все три решения в триединое.
ЭЛЕКТРОПОДЗАРЯДКА И НОЧНОЙ ТАРИФ
Но сначала о понятном и без особых вариантов.
Представьте себе, составляется общегородской план, на десять и пятнадцать лет, с выделением первой пятилетки. План утверждается на уровне правительства и в него включаются казахстанские заводы, уже собирающие автомобили и автобусы, в том числе с уже и сейчас неплохой («СарыАркаАвтоПром») степенью локализации.
На первом этапе под этот план начинаются долгосрочные поставки в Алматы сначала специализированной городской автотехники на электрическом ходу: кареты скорой помощи, машины для патрульной полиции, аварийки для городских служб, авто для чиновников, чуть позже – массовая замена машин такси.
Параллельно городские автобусные маршруты и стандартные линии пригородного сообщения радиусом до Талды-Коргана и Бишкека тоже переводятся на машины с электродвигателями.
Тут же – электрификация бегающих по городу школьных автобусов, грузовичков, развозящих по магазинам товары, другого имеющего стандартные маршруты транспорта. С устройством, по всем таким маршрутам, зарядной инфраструктуры.
Алматы – крупный город, полностью заблокированный горами с юга и имеющий лишь считанные входные-выходные магистрали на остальные три стороны света. Аллах создал его специально для перехода с бензина на электричество. Снабдить ключевые внутригородские и лучевые загородные маршруты электрозарядкой – достаточно просто и недорого. Именно в случае действий по заранее рассчитанному плану и на базе серийно выпускаемого местного оборудования.
Емкость алматинского заказа – более чем достаточна для многолетней базовой загрузки всего казахстанского автопрома. Заводы же, получившие такие крупные и долговременные контракты, получат основу для наращивания мощностей и местного содержания.
Переход с бензина-соляра на электричество – сугубо добровольный, взаимовыгодный. В городе организуются салоны по выкупу бензиновой техники с обменом на электрическую, скупленное перепродается по городам и весям, где гуляют ветры и смог не так докучает.
Тем временем, прогресс в электро-автомобилях тоже возьмет свое и таким путем, под уже созданную инфраструктуру, появится возможность предложить уже и горожанам массово менять свои авто на электрические. Кнут может и не понадобится (разве что показать издалека), все можно выстроить на пряниках – вариантов льгот достаточно. Но первый, конечно, такой: право бесплатной парковки, — и пусть некая частная фирма, уполномоченная брать деньги со стоянок на городской земле и штрафовать ослушников, облизывается.
Главный же стимул: дешевизна ночной электро-зарядки, и это тоже связывающий заключительное триединое решение момент. Но пока перейдем ко второму очевидному решению – пригородной газификации.
ТЕПЛОНАСОСЫ МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Здесь вообще все просто и решаемо – достаточно составить трех-пятилетний план, а в нем правильно расставить акценты. А именно: стоимость прокладки газовых магистралей, где их еще нет, и подводок к каждому дому, включая обзаведение газовыми котлами – это важная, но не главная часть программы. Главное – ее комплексная и полная реализация, включая необходимые для этого госвложения, в том числе и на выдачу длинных и дешевых целевых кредитов, а где необходимо – прямых субсидий.
И тут тоже электрический хвостик, уводящий на триединое решение. Во-первых, если проявится дешевый ночной тариф – на него вполне можно будет перевести целый ряд бытовых нужд частной застройки, включая вспомогательное электро-отопление и получение горячей воды.
Во-вторых, стоило бы подумать и о серийном применении тепловых насосов. Затея не дешевая, но при ночном удешевленном электричестве вполне оправданная для более-менее больших площадей: пригородные школы, больницы, учреждения, а то и просто несколько рядом стоящих сельских домов. А тепловой насос – это вообще без выбросов, даже от сгорания газа, только потребление электроэнергии. И если ставить их не как заморские диковины, а под загрузку собственных производственных мощностей – вполне можно развить до серийности.
ГАЗИФИКАЦИЯ: НОВАЯ ИЛИ СТАРАЯ ТЭЦ
Ну вот, теперь давайте возьмемся за собственно энергетику и обещанные вариантные разветвления.
По порядку: перевод работающей на угле ТЭЦ-2 как бы запрещен – из-за заглубления этой станции на 12 метров в землю. Уточняю: прямого запрета нет, поскольку нет и норм именно для крупных энергетических котлов, установленных с заглубленной компоновкой. ТЭЦ-2 — единственная такая электростанция в мире, и ее пришлось заглублять, потому что выбранная на допустимом еще удалении от города площадка имела просадочные грунты и к тому же 9-бальную сейсмику.
Вообще же котлы такого класса на газе спокойно работают, и в данном случае нужно только индивидуальное техническое решение. А также и лицо, конечно, готовое взять на себя ответственность.
Какие еще варианты? Их несколько, и даже в разные стороны. Так, можно построить новую станцию, и даже гораздо большей мощности, — с учетом того, что ТЭЦ-2, вместе с ТЭЦ-1 охватывают только нижнюю половину города, а примерно выше Абая теплофикации (то есть совместной выработки и тепла, и электричества) нет вообще. Вся верхняя часть тоже есть зона централизованного теплоснабжения, но – исключительно через котельные. Которых ближе к горам почти целая сотня, и еще масса локальных пригородных. Почти все на газе, но это тоже все – выбросы.
Поэтому можно поставить новую ТЭЦ почти двойной, против ТЭЦ-2, электрической и тепловой мощности. И при этом сильно убавить внутригородские дымы, а заодно и тарифы на кВт-ч и Гкал. При этом такую станцию можно сделать двойного цикла: сначала продукты горения работают в газовой турбине, потом отработавший газ идет в паровой котел и пар – на турбину. Это дороже, но КПД выше и расход более дорогого, чем уголь, газа меньше. Надо считать.
Причем новую станцию можно отнести от города даже еще дальше, благодаря «однотрубке». Дело в том, что ТЭЦ-2 уникальна еще и тем, что назад к ней сетевая вода не возвращается – она вся, как громадная подогревательная станция для подпитки всей городской системы теплоснабжения. Это благодаря тому, что Алматы – один из очень немногих городов, где система горячего водоснабжения – открытая. Аллах, кроме прочего, послал нам достаточно хорошей воды питьевого качества.
А можно пойти как раз в противоположную сторону — вообще остановить ТЭЦ-2 года через три-четыре. Нарастив за это время не электрификационные, а чисто отопительные мощности. В том числе и за счет вынесенных в разные стороны от города крупных газовых котельных. Да, технико-экономические показатели такого варианта будут издевательски хуже теплофикационных, но атмосфера – чище.
Есть и еще – самый чистый и экономичный вариант, но я его даже назвать боюсь. Разве что в самом конце…
МИНЭНЕРГО: СЛАБОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Можно, конечно, уже сейчас бросится в обсуждение, но не будем уподобляться диванным экспертам. Прежде чем что-то предлагать общественности, необходимы профессиональные проработки, у которых есть свое название и все прописанные в законодательстве процедуры.
В данном случае город обязан выступить заказчиком документа, именуемого «Схема теплоснабжения г. Алматы», в котором специалисты должны рассмотреть возможные варианты, отобрать из них наиболее перспективные и приступить уже к изготовлению ТЭО – технико-экономического обоснования, выводящего на принимаемый вариант.
И параллельно должна быть, разумеется, «Схема газоснабжения Алматы», учитывающая все текущие и перспективные расклады того, что Южная столица может получать от действующего бухарского газопровода и того, что добавляется с Запада, по перемычке со стороны Бейнеу.
А все вместе объединяется в документе под названием Генеральный план, который, по законодательству, должен быть у каждого населенного пункта, разрабатываться на 10 лет с перспективой на 15 и иметь первоочередной пятилетний раздел. И все это вместе должно каждые пять лет обновляться – корректировка называется. Причем для Алматы утверждение и корректировка проводятся на уровне правительства.
Ну и, конечно, должен быть общий план развития электроэнергетики всего Казахстана, потому что рассуждать о любых перспективах ТЭЦ-2 и вообще теплофикации Алматы вне стратегии развития национальной энергосистемы – бессмысленно и прямо вредно.
Смотрим, что имеется на самом деле.
Схема теплоснабжения Алматы? Да, есть такая, в варианте 2005 года, с корректировкой в 2013 году. Если брать нынешние задачи — считайте, что нет ничего.
ТЭО по вариантам судьбы ТЭЦ-2? Да, что-то такое, говорят, разрабатывает «Самрук-Энерго». Но это – заведомо ненадлежащий заказчик, у него слишком много собственного интереса, тем более что интерес города – вообще не сформулирован.
Почему не сформулирован? Потому что требуемого по Закону Генерального плана … нет. Последнее по времени постановление правительства по Генеральному плану Алматы датируется 2004 годом, с тех пор прошло более 15 лет.
Предыдущие акимы, да пытались, какие-то телодвижения насчет Генплана предпринимались с 2013 по 2016 годы, но тут важен результат, а его – нет. Вот вся «незавершенка» и перекладывается на нового акима.
С чем сравнить такое просто поразительное несоблюдение требований архитектурно-градостроительного законодательства? Разве что с не менее поразительным отсутствием плана развития электроэнергетики у … Министерства энергетики.
У Минэнерго есть только «Прогнозные балансы электрической энергии и мощности на 2019-2025 годы», по которым на горизонте 2025 года предстоит вывести 1 ГВт устаревших мощностей и ввести 7 ГВт новой генерации.
Чтобы было понятно: вывести из работы мощность, эквивалентную Экибастузской ГРЭС-2 и построить мощности, даже большие, чем у двух крупнейших действующих станций – Экибастузской ГРЭС-1 и Аксуской ГРЭС.
Тем не менее, под такие гигантские масштабы … вообще никакого плана: где и какие новые электростанции, какого вида и на каком топливе строить, какие действующие станции и как расширять, во что это обойдется и какие будут тарифы – вообще ничего.
Пожалуй, если с чем и можно сравнить такое поразительное пренебрежение перспективным планированием, так это с продолжающимся уже более четырех лет игнорированием Министерством энергетики предписанных ему «Планом нации» шагами №50 и №52, предусматривающими создание на рынке электроэнергии Единого закупщика и разбивку тарифа на капитальную и переменную составляющие. В результате чего как раз и была бы возможность ввести, с пользой для самих энергетиков и для потребителей, пониженных ночных тарифов.
Вообще, про проблемы рынка электроэнергии — отдельный разговор. Здесь только, как и обещано, чуть приоткроем завесу: реально наращивать необходимые энергосистеме мощности можно только через угольную или атомную генерацию. Но – угольный вариант перекрыт Парижским соглашением, вариант же АЭС – сами понимаете …
Поэтому Минэнерго и предпочитает ходить без плана, зато не подставляться …
Так пожелаем же новому акиму справиться со всем таким наследием и как можно скорее дополнить Стратегию правильным Генпланом.
Петр СВОИК
Автор:
Инфраструктурные ведомости