Пятилетию нахождения республики в Евразийском экономическом союзе посвящается.
Пятилетнее пребывание Казахстана в Евразийском экономическом союзе позволяет оценить эффективность этой организации для страны. Впрочем, как и выявить проблемы внутреннего развития самого Казахстана. «Ведомости Казахстана» представляют исследование о нахождении Казахстана в ЕАЭС: что мы продаем и покупаем, что строим, в каких проектах участвуем, кто и насколько их финансирует.
ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ
С момента создания Евразийского союза торговля Казахстана с партнерами, за исключением 2016 года, постоянно растет.
В январе-ноябре 2019 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС превысил $18,6 млрд. (+2,1 %). При этом экспорт составил более $5,5 млрд. (+0,4 %), а импорт – $13,1 млрд. (+2,95 %).
Несмотря на 70 % долю импорта во внешней торговле, которая приводит к отрицательному для Казахстана торговому сальдо с ЕАЭС, в целом торговля с партнерами по союзу складывается достаточно выгодно.
В частности, в Россию, на которую приходится 92,4 % внешнеторгового оборота в рамках ЕАЭС, экспорт вырос на 2,3 %, в то время как в другие страны упал на 5 %. Импорт из России, напротив, увеличился лишь на 3,1 %, что значительно меньше по сравнению с ростом импорта в целом, который составил 12,6 %.
Если приглядеться к структуре экспорта, картина крайне противоречива. В частности, Нур-Султану удалось нарастить экспорт в Россию ряда продукции обрабатывающей промышленности.
В январе-сентябре 2019 года вырос экспорт продукции мукомольной промышленности (+160,9 %), готовых продуктов из злаков и молока (+16,6 %), пищевых продуктов (+383,4 %), фармацевтической продукции (+112,2 %), красок и лаков (+140,4 %), химических волокон (+264,3 %), трикотажных полотен (+143,9 %), одежды из трикотажа (+54,8 %), головных уборов (+1 461,5 %), ядерных реакторов и котлов (+10,3 %), локомотивов и трамваев (+515,3 %), средств наземного транспорта (+302,3 %), судов (+675 %), часов (+378,6 %) и т.д.
Параллельно сократились поставки шоколада, табака, алкогольных и безалкогольных напитков, парфюмерных средств, фото- и кинотоваров, ковров, обуви, изделий из стекла, столовых приборов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Наибольшее сокращение импорта при этом наблюдается по сырьевым товарам: продуктам неорганической химии, нефти и нефтепродуктам, черным металлам, алюминию, меди и т.д. То есть, медленно и неравномерно, но казахстанские товары высокой степени переработки находят сбыт в России.
В Кыргызстан, который занимает среди стран ЕАЭС второе место и 4 % торговли Казахстана, страна поставила на $410,5 млн. продуктов питания, энергоресурсов, удобрений, лекарств и других товаров. Сальдо от торговли положительное для Нур-Султана и составляет $164,5 млн.
А вот с Белоруссией ситуация не столь радужная. По данным Белстата в 2018 году товарооборот между странами составил $895,5 млн., в январе-ноябре 2019 года — $888,3 млн. По словам президента РБ Александра Лукашенко, «за три года увеличили товарооборот более чем в два раза. Мы близки к тому, чтобы преодолеть миллиардную планку товарооборота между Казахстаном и Беларусью». При этом импорт из Казахстана увеличился на 35,1 %. Но что это за импорт? Если Белоруссия поставляет в Казахстан тракторы, молочные продукты, сельскохозяйственную технику, грузовые автомобили, мебель, то в ответ она получает каменный уголь, газ и нефтепродукты, хлопок, металл и металлические изделия.
Что касается Армении, на ее долю приходится лишь 0,5 % торговли РК со странами ЕАЭС. Товарооборот составляет всего $7,4 млн. и за 11 месяцев 2019 года показал спад на 37,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Основной продукцией, экспортируемой Казахстаном в Армению, являются продукты переработки зерна, бумажная и картонная продукция, фармацевтическая продукция, продукты органической и неорганической химии.
Таким образом, как видим, казахстанская продукция высокой степени переработки находит сбыт в Армении и Кыргызстане, объемы торговли с которыми незначительны, и частично в России, экспорт в которую «прыгает» из года в год, что связано как с необходимостью индустриализации самого Казахстана, так и с имеющимися проблемами функционирования ЕАЭС.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Евразийский экономический союз ориентирован не только на развитие торговли, но, прежде всего, на восстановление промышленной кооперации и наработанных годами инфраструктурных связей.
В апреле 2019 года подписана программа совместных действий в области казахстанско-российской производственной кооперации. В свою очередь, Александр Лукашенко также призвал акцентировать внимание не на торговле, а создавать совместные промышленные предприятия. В Казахстане работает более 6800 российских предприятий и 3200 совместных казахстанско-российских компаний или 38 % от общего числа предприятий с иностранным капиталом. Объем, накопленных российских инвестиций в РК составляет $13 млрд. Белоруссия представлена 40 предприятиями товаропроизводящей сети и 256 предприятиями с белорусским участием.
Хотя партнеры по ЕАЭС не являются ведущими инвесторами в экономику Казахстана, их значение в реиндустриализации республики сложно переоценить. Для этого достаточно посмотреть на структуру прямых иностранных инвестиций. За девять месяцев 2019 года их валовой приток в горнодобывающую промышленность составил $10,7 млрд., а в обрабатывающую отрасль всего $2,6 млрд.
Например, производство сельхозтехники в стране, помимо казахстанских заводов, представлено лишь российскими и белорусскими партнерами. Именно они заинтересованы, прежде всего, в развитии производства на территории Казахстана и совместных проектах по повышению технологического развития ЕАЭС в целом. Речь идет о наиболее высокотехнологичных отраслях экономики.
Достаточно упомянуть лишь наиболее значительные проекты. Это, в частности, запуск в Костанае производства редукторов для ПАО «КамАЗ» мощностью до 180 тыс. единиц в год. Будущая продукция будет полностью экспортоориентированной и начнет поступать в глобальную мировую цепочку, охватывающую все регионы России, СНГ, а также в немецкий концерн Daimler AG.
Белорусский МАЗ, в свою очередь, на базе Astana Motors запустил производство грузовиков, локализация которого в ближайшее время достигнет 50 %.
Завод «СЕМАЗ» производит грузовые автомобили российского бренда «Урал», «АвтоВАЗ» запустил в Усть-Каменогорске строительство автосборочного завода и производство легковых автомобилей, которые будут поставляться в Россию, а на совместном предприятии «КазБелАЗ» в Караганде за последние пять лет было собрано 18 карьерных самосвалов марки «БелАЗ-7547». За последний год производство СП «КазБелАЗ» выросло на 136,6 %.
В сфере сельскохозяйственного машиностроения запущен новый цех по сборке тракторов «Кировец», в 2020 году Казахстанская Агро Инновационная Корпорация планирует выпустить более 1 200 тракторов марки «Беларус».
«Трансмашхолдинг» купил у КТЖ почти 100 % производителя пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго», что позволит производить более дешевые и вместительные вагоны стандарта СНГ.
Что касается ВПК, Россия поставит в Казахстан комплекты для сборки вертолетов Ми-8/17.
Кроме того, алматинский СКТБ «Гранит» обслуживает ЗРК С-300, а завод «Металлист» в Уральске остался единственным производителем крупнокалиберного пулемета НСВ-12,7 «Утес» для российских вооруженных сил.
Семипалатинский автосборочный завод производит на базе автомобиля «Урал» фактически полный спектр военных машин для казахстанских силовиков. В планах – производство автобусов и военной техники КамАЗ.
С Белоруссией достигнуты договоренности о локализации в Казахстане ремонтного производства и сервисного обслуживания авиационной техники, радиолокационных комплексов, оптико-электронной продукции и систем по борьбе с беспилотными летательными аппаратами.
Среди наиболее высокотехнологичных отраслей сотрудничества – мирный атом и космос. В Казахстане действует шесть российско-казахстанских предприятий по добыче и обогащению урана и космический проект «Назарбаевский старт», который предусматривает создание нового ракетно-космического комплекса на основе российской ракеты-носителя. Впрочем, всего не перечислишь.
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
Широкомасштабные процессы евразийской интеграции, происходящие на континенте, вовлекают в себя не только каждое из государств региона, но и ЕАЭС в целом. Для координации многосторонних проектов регионального сотрудничества принято решение о сопряжении национальной программы Казахстана «Нурлы жол», программ развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Задачу укрепления интеграции государств ЕАЭС ставит перед собой и Евразийский банк развития. На 1 января 2020 года текущий инвестиционный портфель Банка составил $4,322 млрд. В Казахстане реализуется 38 проектов портфеля банка на сумму $1,36 млрд.
Среди них – возобновляемая энергетика, стыковка российской оптоволоконной линии с казахстанской для транзита трафика в Туркменистан и Узбекистан, Экибастузская ГРЭС-2, которая будет поставлять электроэнергию на Южный Урал, Алтай и в Сибирь.
В 2020 году ЕАБР будет принимать участие в финансировании инвестиционных проектов групп компаний АО НК «КазМунайГаз», включая «Проект по реконструкции и расширению магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак», АО «Самрук-Энерго», «KEGOC», АО «КазТрансГаз», включая «Проект по финансированию ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент», а также АО «НГК «Тау-Кен Самрук».
ЕАБР также принял участие в самом крупном инфраструктурном проекте за всю историю независимого Казахстана — строительстве газопровода «Сарыарка», охватывающего города Нур-Султан, Караганда, Темиртау, Жезказган и порядка 2,7 млн. человек из близлежащего 171 населенного пункта.
Одним из самых «громких» совместных инфраструктурных проектов является Каспийский трубопроводный консорциум от месторождения Тенгиз в Казахстане до порта Новороссийск в России. КТК в январе-декабре 2019 года экспортировал 63,256 млн. тонн нефти, что на 3,55 % больше, чем в 2018 году. 54,3 млн. тонн составила нефть с казахстанских месторождений, а в целом по КТК транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана.
Нельзя забывать и о преимуществах, которые создает единый таможенный режим ЕАЭС для транзита грузов по маршруту «Китай-Европа-Китай», который проходит через территории Казахстана, России и Белоруссии.
В 2019 году грузооборот железнодорожного транспорта между Китаем и Казахстаном составил 17,6 млн. тонн, что на 25 % выше показателя 2018 года. Ожидается, что рост транзитных контейнерных перевозок в 2020 году составит 15-20 %.
В свою очередь, решение Правительства России о строительстве платной магистрали «Меридиан», которая соединит границы Казахстана и Белоруссии, увеличит автомобильный транзитный поток через территорию РК.
Планов на будущее не меньше, от вполне реалистичного формирования общего рынка электроэнергии до совершенно футуристического проекта акведука из Сибири в Китай через территорию Казахстана. Впрочем, это, скорее, шутка, на которую так и хочется ответить, что остальные проблемы Союза, наверное, решены.
НЕТ В МИРЕ СОВЕРШЕНСТВА
Действительно, прежде чем мечтать о переносе сибирских рек на китайское побережье через казахстанские степи, неплохо было бы освоить транспортный потенциал рек существующих.
Как было отмечено во время межрегионального форума в Омске, грузопоток по Иртышу составляет всего 2 % от советского времени. Крайне не хватает и наземных пунктов пропуска, что ограничивает рост взаимной торговли.
Еще одним препятствием для развития торговых отношений в ЕАЭС являются нетаможенные барьеры. По словам премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, «на сегодня ведется реестр согласованных препятствий, сейчас он содержит 68 препятствий. Мы этот реестр начинали с 60, и вместо того, чтобы снизить этот показатель, к сожалению, мы с каждым годом его увеличиваем, создавая все новые и новые барьеры, либо затягивая их устранение».
Примером может служить решение России об установке на мобильные устройства, компьютеры и смарт-телевизоры российского программного обеспечения, что сделает потенциально невозможным экспорт в РФ казахстанских телевизоров Samsung и LG.
Значительную «головную боль» для сельхозпроизводителей создают и различные санитарные нормы.
Как ни парадоксально, но «лекарством» от подобных проблем является углубление интеграции и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС. Это же касается и вопроса увеличения экспорта казахстанских товаров высокой степени переработки в страны Союза.
Развитие промышленной кооперации и совместное производство казахстанской продукции с ведущими российскими и белорусскими предприятиями, имеющими высокий экспортный потенциал и именитые бренды, откроет новые рынки для Казахстана.
Тот же вопрос программного обеспечения элементарно решается путем заключения соглашений с российскими разработчиками ПО.
Главное, избегать политизации разногласий и игры на противоречиях между «великими державами», чем иногда увлекаются партнеры по ЕАЭС. Казахстан не менее интересен для Евразийского союза, чем Евразийский союз для него. Это и транзитный потенциал государства, и его международный авторитет, и энергетические запасы, и квалифицированные кадры, и благоприятный бизнес-климат.
Как отметил директор ООО «Железобетон» Сергей Сибикин, из Оренбургской области в Казахстан происходит «миграция бизнеса», где для него более благоприятные условия.
Выгодность для Казахстана ЕАЭС, собственно, подтвердил и президент Касым-Жомарт Токаев, подчеркнувший во время визита в РФ, что Нур-Султан придерживается многовекторной политики, где особое место занимает ЕАЭС и Россия.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Инфраструктурные ведомости