Как театр начинается с вешалки, так и преступная деятельность финансовых аферистов начинается со сбора персональных данных. Те, кто регулярно смотрит видеоролики в YouTube знают, что там уже много месяцев крутится реклама про выплаты в 200-400 тысяч тенге для различных категорий населения Казахстана. Для этого нужно срочно зарегистрироваться «до конца недели»; «в ближайшие трое суток»; «до конца месяца». И вот так из месяца в месяц.
Важная деталь. В первых роликах, оформленных под официальные программы республиканского телевидения, диктор-мужчина неправильно выговаривал название местной валюты тенге. Поэтому в пришедшем ему на смену рекламном видео диктор-женщина просто называет суммы, но не произносит слово «тенге», чтобы не резало слух неправильное иностранное произношение. А в остальном алгоритм воздействия на сознание и внимание человека единый.
В данном случае мы наблюдаем действия серьезной зарубежной ОПГ, которая либо сама является «вертикально интегрированной» преступной организацией, либо продает собранные базы персональных данных по доверчивым гражданам другим кибераферистам.
Хочется лишний раз напомнить, что в формуле «бесплатный сыр только в мышеловке» ничего принципиально не поменялось. Просто в информационную эпоху в качестве «сыра» выступают обещания якобы от правительства Республики Казахстан, для чего и проводится соответствующая визуализация в стилистике государственных телеканалов.
Другая модель выуживания личных данных строится на технологии опросов, за которые якобы можно получить деньги. В варианте «викторин» предлагается заработать денег на правильных ответах, но для участия просят зарегистрироваться. Потому что «организаторы» не могут же отправить выигрыш в пустоту – нужен номер банковской карты. Теперь преступники знают как минимум банк, от которого у человека есть платежная карта. Про деньги за правильные ответы забудьте.
В модели «опроса» преступники «косят» под бренды известных компаний, которые реально проводят платные опросы для проведения корректировок по своему продукту. Только вот у серьезных фирм всегда есть своя целевая аудитория, тогда как мошенники приглашают в свои опросы всех подряд, чтобы получить как можно больше персональных данных.
Реальные опросы респектабельные компании осуществляют на своих официальных сайтах, а не рассылают сомнительные ссылки в мессенджерах.
Не стоит участвовать в опросах на территории аэропортов. Если люди не командировочные, а туристы, то для баз данных мошенников это лакомые персональные данные.
Технология «розыгрыш/выигрыш» – это уже не просто сбор персональных данных. Вам сообщают о крупной выплате, но для ее получения необходимо провести небольшой «идентификационный» платеж, чтобы система «распознала» карту. На самом деле никакого выигрыша нет и люди просто переводят деньги мошенникам.
Косвенных признаков аферы может быть много: от небрежно сделанного сайта до орфографических ошибок в объявлении. Однако все они второстепенные. Главный признак – это просьба от организаторов «забронировать» якобы выигранный вами ценный приз.
Чтобы человеку получить «выигранный» автомобиль, например, его просят сделать взнос для уплаты некоего налога (или пошлины). Разумеется, он в несколько раз меньше цены самой машины. Если жертва попалась на уловку, то «налог» получают мошенники и тут же исчезают. В настоящих розыгрышах все налоги, если это необходимо, уплачивает организатор, а победитель никаких затрат не несет.
Если резюмировать описанное выше, то нужно всячески избегать сомнительных опросов, розыгрышей, предложений зарегистрироваться ради просто так выдаваемых государством приличных сумм денег.
Потому что когда мошенники проводят «холодный обзвон», то вероятность попасть в поле их деятельности гораздо ниже, чем в раскладе, где они знают ваши ФИО и банк, карточкой которого человек пользуется.
Осторожность и критическое мышление требуют от человека определенных усилий, внимательности и дополнительного бюджета времени, однако в итоге все это окупается обходом ловушек со стороны мошенников, сохранностью ваших активов и здоровым сном.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости