Откуда и куда приходят лучшие машиностроительные бренды мира и где они осваиваются в Казахстане
Важность автобуса в жизни современного человека осознается лучше всего тогда, когда с данным видом транспортного средства что-то происходит не так. Здесь как с электричеством, значение которого моментально приходит в мозг при веерном или аварийном отключении.
Казахстан наращивает производство собственных автобусов, а такое может только радовать. Потому что второй закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные никто не отменял (и отменить не в силах).
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
До появления в городе Сарань Карагандинской области производства автобусов данный населенный пункт имел приставки «моногород» и «депрессивный». Фактически завод по производству автобусной и коммерческой техники QazTehna дал городу областного подчинения второе дыхание. После вывода завода на полную проектную мощность здесь будет занято около 1000 сотрудников, что для города в 45 тысяч жителей весьма существенно.
Автобусный завод в Сарани начал работать в декабре 2020 года. Недавно были впервые обнародованы производственные результаты деятельности за весь 2021-ый и первую половину текущего года.
QazTehna произвел более 260 эргономичных городских низкопольных автобусов и электробусов нового поколения для общественных перевозок, оснащенных откидной аппарелью для посадки-высадки маломобильных пассажиров. Более того, автобусы укомплектованы современным оборудованием для повышения комфорта и безопасности: установлены системы навигации и видеонаблюдения, бесконтактная система оплаты проезда, кондиционер в салоне автобуса и в кабине водителя.
До конца 2022 года завод планирует поставки более 700 автобусов и электробусов в рамках программ по обновлению и модернизации общественного транспорта. Из указанной цифры, которая для автобусных масштабов республики прямо скажем впечатляющая, более 280 единиц – это школьные автобусы повышенной комфортности и безопасности для нужд образовательных учреждений девяти областей республики.
Школьные автобусы характерного желтого цвета казахстанцам знакомы главным образом по американскому кинематографу. На самом деле для автобусов данного профиля цвет – не главная характеристика. Такие транспортные средства должны обладать мощным корпусом, чтобы максимально обезопасить своих пассажиров в случае ДТП. Этим же целям служит отсутствие стоячих мест – по инструкции все школьники в момент движения должны сидеть. Есть и другие, менее значимые специфические моменты.
Технологическим партнером завода QazTehna выступает крупнейший в мире производитель пассажирской техники – китайская компания Yutong. В рамках партнерства фирма из Поднебесной поэтапно передает казахстанскому заводу технологии производства. В планах нашей компании на ближайшую пятилетку нарастить уровень локализации собственного производства и критических компетенций свыше 50 %.
Тот факт, что Сарань всю свою городскую историю является индустриальным населенным пунктом, существенно облегчает вопросы с квалифицированными трудовыми ресурсами и традициями сложных промышленных производств.
АВТОБУСНЫЙ КЛАСТЕР
Будем объективны, важность производства автобусов в Республике Казахстан осознали не сразу. Сначала «доезжали» советский автопарк и те машины, которые Германия дешево отдала из наследства ГДР (в основном венгерские «Икарусы»). Но время шло.
Не было бы счастья, да помогло несчастье. Несколько громких коррупционных скандалов на закупке автобусов наглядно показали, что такие машины просто нечем заменить в различных видах общественного транспорта (в первую очередь для городского, пригородного и междугороднего движения). А потому и спрос на них будет еще очень-очень долго, пока на каком-нибудь технологическом рывке не перейдем на «пендилеты».
В общем, в настоящее время уже сложился отечественный кластер производителей автобусов. Это упоминавшееся уже ТОО «QazTechna», ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan», ТОО Hyundai Trans Auto и ТОО «СарыаркаАвтоПром» – крупнейшее предприятие автомобильной отрасли страны.
Есть еще группа небольших предприятий по выпуску автобусов, но там партии мелкие, уровень локализации невысокий и погоды по отрасли они не делают. Обычно скромные компании делают специальную автобусную технику, вроде машин для вахтовых поселков или домиков на колесах для дорожных строителей.
Становым хребтом производства автобусов Костанайского автозавода являются модели семейства «Ankai». Данный бренд пришел от китайской компании Anhui Ankai Automobile Co, которая с 1993 года начала выпуск автобусов по лицензии немецкой фирмы «Setra». Сначала продукция выходила под названием «Setra», а потом к ней добавился бренд «Ankai». Марки «Setra» и «Ankai» в настоящее время выпускают на параллельных линиях по одинаковым технологиям.
Современное производство автобусов во многом матрешечное. На «СарыаркаАвтоПром» выпускают двадцать моделей автобусов «Ankai». При этом различия между машинами совсем не косметические. Пригородный автобус модели HFF6750KDE5FB (K8-D075) – это 29+1 посадочное место, максимальная общая масса 8,5 тонн и скорость 100 км/час. А у автобуса с низким входом (для городских маршрутов) модели HFF6101GK39C (HF-C105) общая пассажировместимость 85-88 человек, максимальная масса 16 тонн и скорость 80 км/час.
У городского рамного автобуса с двумя ступенями модели ANKAI HFF6100GDE5B (HFR-D105) пассажировместимость в 70 человек, дизельный двигатель и экологический класс Евро-5. Междугородний туристический электроавтобус модели HFF6111K10EV21 (A8-E120) с пассажировместимостью 47+1 способен проехать на одной зарядке 110 – 160 км в зависимости от использования кондиционера. Сама система кондиционирования при этом на крыше, электрического типа, способная охлаждать и подогревать воздух.
Есть и городской трехдверный электроавтобус с низким полом модели HFF6129G03EV. Сидящих мест в нем 22+1, максимально полная масса – 18 тонн, максимальная скорость 69 км/час, запас хода 50-70 км.
Модельный ряд «Ankai», локализованный на Костанайском автозаводе настолько широкий, что способен угодить под любые потребности – от перевозки сельскохозяйственных рабочих на дизеле, газе или электромоторе, до городских либо междугородних перевозок хоть по горам, хоть по степи в любое время года.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
Одна из экономических аксиом гласит: потребности людей и институтов безграничны, а ресурсы ограничены. Если города вроде Алматы или Шымкента не лимитировать в бюджетах, то они однозначно запрудили бы магистрали высококачественными автобусами. Сам факт того, что обновление и расширение парка городских автобусов исчисляется сотнями ежегодно – это очень хороший знак.
Специалисты по местным бюджетам отмечают, что в республике есть весьма небедные города как класс, что бы ни говорили про ограниченность финансовых возможностей на местах. Ресурсы ограничены в любой семье. Просто в одной на первом месте стоит бутылка водки для папы, а в другой кроссовки для ребенка. Так и с городским хозяйством.
Только во второй половине «десятых» годов этого века до региональных и городских властей Казахстана стало полноценно доходить, что автобусы – это критически важно.
Надо отдать должное горожанам. Когда в Алматы в знойный день люди заходят в автобус с открытыми окнами вместо работающего кондиционера, то кто-нибудь обязательно выскажет претензии водителю (обычно это женщины зрелого возраста). А ведь это те самые люди, которые десятилетие назад были рады тому, что автобусы стали более-менее четко ходить по расписанию. К хорошему реально быстро привыкаешь.
Из этой же отрасли постоянная дифференциация автобусов даже в пределах одного мегаполиса. На узловых маршрутах нужны большие «гармошки», на периферийных подходят компактные автобусы. А есть горные участки, где от общественного транспорта требуется мощный двигатель и особо надежная тормозная система.
Сейчас на слуху дефицит бензина на курортных участках озера Алаколь. Совсем недавно жаловались на отсутствие хорошей дороги. Когда трассу сделали, все обратили внимание на дефицит автобусов для перевозки отдыхающих. Теперь жалуются на нехватку ГСМ. Как ни крути, а оперативно подбросить дюжину бензовозов всегда легче, чем найти недостающие автобусы. Сам факт насыщения просторов РК автобусной техникой переводит многие проблемы на ступеньки пониже, что делает жизнь комфортней и цивилизованней.
Появление пневмо-автобусов SAZ LE60 на производственных мощностях в Костанае из разряда более полного и гибкого освоения тех ниш, в которых востребована автобусная техника.
Аббревиатура SAZ расшифровывается Самаркандский автомобильный завод, а партнером «СарыаркаАвтоПром» выступает ООО СП «Samauto». Узбекские автобусы LE60 по своему производственному происхождению «южане», а потому используются главным образом в южных регионах Казахстана.
Машина – городской низкопольный автобус – пользуется популярностью за комфорт, надежность и ремонтопригодность, неприхотливость в обслуживании. Правда, для продвижения в северные области республики данному изделию требуется адаптация.
Плюс собственного производства в машиностроении как раз в том и состоит, что позволяет адаптировать практически любую технику под местные условия. Костанайские автопроизводители договорились с узбекскими коллегами по превращению LE60 во всепогодный автобус.
Северные области Казахстана бывают суровыми, особенно в зимний период. Поэтому для того, чтобы пассажиры не ощущали дискомфорта от ветра и морозов, а машина чувствовала себя в безопасности при гололеде, автобусу требуются дополнительные опции. «СарыаркаАвтоПром» имеет возможность осуществить любую комплектацию автобусов SAZ под индивидуальные запросы регионов Казахстана. В 2022-ом предприятие намерено удвоить производство «северных» автобусов по сравнению с прошлым годом, когда их выпустили 200 штук.
Изношенность автобусного парка Казахстана находится в фазе преодоления, поэтому спрос на новую технику достаточно активный. Технологии японской компании «Isuzu» на узбекских производственных мощностях используются с 2007 года. Теперь они и в нашей стране. В любом деле, включая автобусное, самое сложное – это выстроить все по уму. Когда процесс в базовых параметрах налажен, он уже сам подстраивается под требования сезона, заказчика и даже региональной политики.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости