Хикметы Яссауи научили людей отделять «свет» от «тьмы», «добро» от «зла»
В священном городе Туркестане говорили о наследии великого Ходжа Ахмеда Яссауи: о том, как ислам пришел в степь и объединил всех тюрков, о суфизме и культурно-нравственном значении Хикмета просветителя.
Аким Туркестанской области Умирзак Шукеев принял участие в международной научно-практической конференции в Казахстанско-Турецком Университете имени Яссауи. На форум приехали гости, ученые, исследователи и эксперты из стран Центральной Азии и Турции.
Приветствуя их, глава региона заметил, что Туркестан – это священное место в общей истории братских стран, а Ходжа Ахмед Яссауи – просветитель тюркского мира. В священном городе захоронены 21 хан, восемь султанов, 52 батыра. Это личности, которые сыграли важную роль в становлении Казахстана на разных этапах развития.
«С учетом этого мы определили четыре основных направления развития Туркестанской области. Одно из них – формирование исторического и идеологического обоснования города Туркестан. В соответствии с этим проводится определенная работа по превращению областного центра в крупнейший центр паломничества, туризма и ремесел. Кроме того, в целях популяризации наследия Ходжи Ахмеда Яссауи планируется проведение благотворительных мероприятий», — заявил Шукеев.
Он подчеркнул, что в 2018 году количество туристов, посетивших город, достигло 1,5 миллиона человек. А в ближайшее время этот показатель будет только расти. Туркестан, который стал областным центром, пополнится современными зданиями в восточном стиле.
«При поддержке Елбасы ведется строительство ряда объектов. В этом году запланировано сдать административно-деловой центр, медиацентр и парк. Вместе с тем, сдадут в эксплуатацию восточную баню, амфитеатр, визит-центр и музыкальный фонтан. Более того, ведется строительство новой школы и жилых домов. Вы заметите изменения в ближайшие два-три года», — заверил Шукеев.
На форуме прозвучали познавательные вещи от ученых. В частности, после победы арабских войск над армией танского Китая в 751 году нашей эры на реке Талас, после которой последовал исход Китая из Центральной Азии и наоборот – приход в нее мусульманских просветителей, особую роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии сыграл Ахмед Яссауи. Он среди тюркских мусульман по праву считается вторым святым после пророка Мухаммеда. А город Туркестан, где он проповедовал и после смерти был похоронен, стал малой Меккой.
Ахмет Яссауи был основателем и руководителем дервишского ордена принявшего его имя: этот орден пропагандировал ислам среди тюркских племен, а учение Яссауи послужило появлению других крупных суфийских орденов.
Перу Ахмеда Яссауи принадлежит знаменитое сочинение Хикмет, написанное на тюркском чагатайском языке. Народ тогда глубоко нравственно воспринял суфийскую исламскую философию Яссауи, она стала близкой ему и помогла решить проблему противостояния «света» и «тьмы», «добра» и «зла» в пределах манихейских и шаманских представлений. Последние смутно видели решение этих противоречий. В некоторой степени идеи, изложенные в его знаменитых хикметах стали руководством мусульманской практики, благодаря чему душой и сердцем тюрки восприняли ислам сквозь призму учения Ходжа Ахмеда Яссауи.
Тюркский язык послужил мощным фактором единства учения Яссауи и народной исламской веры. Язык объединил тогда народы, жившие от Алтая до Поволжья, от Малой Азии до Мавераннахра. Идеи Ходжа Ахмеда, распространились в Мавераннахре, Индии Афганистане и даже нашли своих приверженцев в Греции и далекой Албании.
Последователи его учения известны сегодня в Турции и Афганистане, Иране и Пакистане. Мудрые изречения Яссауи имеют хождение и в настоящее время.
Популярности Ходжи Ахмеда среди кочевников способствовало использование тюркского языка при отправления зикра, участия женщин в радениях, особых методах жертвоприношения скота.
Многие известные философы того времени считали, что их наука хорошо стыкуется с религиозно-нравственной проблематикой. Они осознавали большой нравственный потенциал религии в обществе. Этот потенциал связывали с духовно-нравственным совершенствованием человека, который реализуется своими собственными путями и средствами. По воззрениям мыслителей средневековья – основная функция религиозной жизни – это участие в процессах воспитания, обучения и управления. И как раз в хикметах Яссауи заметны многие вещи, которые действительно стали той духовной пищей – основой для междисциплинарного подхода.
Очень много идей и мыслей, которые подарил своим наследникам восточный учитель, служат сегодня духовной пищей и для таких направлений как социология и социальная работа.
Как было отмечено на форуме сегодня как никогда назрела необходимость вновь пересмотреть многие образовательные программы, на которых строится обучение детей и дальнейшая научная деятельность.
Автор:
Культурологические ведомости