За последнюю неделю аким Туркестанской области Умирзак Шукеев провел ряд встреч, которые были посвящены духовному наследию Ходжи Ахмеда Яссауи. Сперва он принял у себя имамов региона, а затем участвовал в научно-практической конференции «Туркестан – колыбель тюркского мира», проходившей в Международном Казахстанско-Турецком Университете имени Х.А. Яссауи. На обоих форумах глава области сформулировал четыре основных направления культурного и идеологического развития Туркестана и региона в целом.
Стать привлекательным для всего Востока
Так, выступая на международной конференции в МКТУ имени Яссауи, Умирзак Шукеев сделал отсылку к известной статье первого президента, Елбасы «Семь граней Великой степи», в которой было сказано, что древняя столица Казахстана является не только духовным центром нашего народа, но и сакральным местом для всего тюркского мира.
«Туркестан – священное место в общей истории братских стран, а Ходжа Ахмед Яссауи – просветитель тюркского мира. В Туркестане захоронены 21 хан, восемь султанов, 52 батыра. Это личности, которые сыграли важную роль в становлении Казахстана на разных этапах развития. С учетом этого мы определили четыре основных направления развития Туркестанской области. Одно из них – формирование исторического и идеологического обоснования города Туркестан. В соответствии с этим проводится определенная работа по превращению областного центра в крупнейший центр паломничества, туризма и ремесел. Кроме того, в целях популяризации наследия Ходжи Ахмеда Яссауи планируется проведение благотворительных мероприятий», — заявил руководитель области.
Он напомнил, что в 2018 году количество туристов, посетивших город, достигло 1,5 миллиона человек. А в ближайшее время этот показатель будет только расти. Туркестан, который стал областным центром, пополнится современными зданиями в восточном стиле.
«При поддержке Елбасы ведется строительство ряда объектов. В этом году запланировано сдать административно-деловой центр, медиацентр и парк. Вместе с тем, сдадут в эксплуатацию восточную баню, амфитеатр, визит-центр и музыкальный фонтан. Более того, на ведется строительство новой школы и жилых домов. Вы заметите изменения в ближайшие два-три года», — пообещал аким Шукеев.
Как отметил глава региона, в результате этих шагов будут построены центры по исследованию науки, истории, духовности, религии, музыки и литературы тюркоязычных народов. Тюркология получит свое новое развитие. Во вновь возведенных стенах будет сосредоточено научное наследие Яссауи.
Отдать дань личности Яссауи
Итак, первым направлением является формирование исторического и идеологического обоснования города Туркестан как центра и колыбели тюркского мира. Еще на встрече со всеми имамами Туркестанской области Умирзак Шукеев сформулировал месседж о том, что древний священный город является энергетически притягательным местом для большинства паломников из тюркского мира. А значит, необходимо усилить работу по привлечению верующих и туристов именно из братских тюркских государств. Однако, не ограничиваясь этими странами, вести более широкую кампанию ради привлечения паломников со всего мусульманского Востока.
Вторым направлением деятельности, по мнению Умирзака Шукеева, должна стать работа по популяризации личности самого Ходжа Ахмеда Яссауи. Дело в том, что уникальность этого просветителя заключается в том, что он запустил ислам в степь, сделав Коран по-настоящему доступным для простого народа.
На той же конференции в МКТУ прозвучали такие вещи, способные расшифровать для современников значение фигуры Ходжы Ахмеда Яссауи. Так, после победы арабских войск над армией танского Китая в 751 году нашей эры на реке Талас, после которой последовал исход Китая из Центральной Азии и наоборот – приход в нее мусульманских просветителей, особую роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии сыграл именно Ахмед Яссауи. Он среди тюркских мусульман по праву считается вторым святым после пророка Мухаммеда. А город Туркестан, где он проповедовал и после смерти был похоронен, стал малой Меккой.
Ахмед Яссауи был основателем и руководителем дервишского ордена принявшего его имя: этот орден пропагандировал ислам среди тюркских племен, а учение Яссауи послужило появлению других крупных суфийских орденов.
Перу Ахмеда Яссауи принадлежит знаменитое сочинение Хикмет, написанное на тюркском чагатайском языке. Народ тогда глубоко нравственно воспринял суфийскую исламскую философию Яссауи, она стала близкой ему и помогла решить проблему противостояния «света» и «тьмы», «добра» и «зла» в пределах манихейских и шаманских представлений. Последние смутно видели решение этих противоречий. В некоторой степени идеи, изложенные в его знаменитых хикметах стали руководством мусульманской практики, благодаря чему душой и сердцем тюрки восприняли ислам сквозь призму учения Ходжа Ахмеда Яссауи.
Тюркский язык послужил мощным фактором единства учения Яссауи и народной исламской веры. Язык объединил тогда народы, жившие от Алтая до Поволжья, от Малой Азии до Мавераннахра. Идеи Ходжа Ахмеда, распространились в Мавераннахре, Индии Афганистане и даже нашли своих приверженцев в Греции и далекой Албании.
Последователи его учения известны сегодня в Турции и Афганистане, Иране и Пакистане. Мудрые изречения Яссауи имеют хождение и в настоящее время.
Тогда как популярности Ходжи Ахмеда среди кочевников способствовало использование тюркского языка при отправлении зикра, участия женщин в радениях, особых методах жертвоприношения скота.
Мавзолей на Шелковом пути
Третьим направлением культурно-исторического развития Туркестана и области должна стать системная работа над продвижением знаний о самом мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. Потому что это уникальное масштабное строение раннего средневековья, сохранившееся на территории Казахстана до наших дней в таком виде, в каком оно и было изначально возведено. Уникальны и использованные технологии: сводчатые потолки, нагрузка, ведь здание построено без фундамента и тем не менее пережило несколько землетрясений. Пережил мавзолей Яссауи и времена советского атеизма, когда его не только не разрушили, но и не приспособили для хозяйственных нужд.
Наконец, четвертым направлением, по замыслу Умирзака Шукеева должна стать просветительская работа об истории места Туркестан как сердца Великого Шелкового пути, где встречались и пересекались две цивилизации: кочевая и оседлая. История торговли и взаимоотношения на Шелковом пути, ремесленничества в Туркестане и взаимопроникновения культур может стать одним из ключевых объектов исследований, дающих исследователям и экспертам серьезную пищу для размышлений.
Валерий СУРГАНОВ
https://yujanka.kz/chetyre-grani-osmysleniya-turkestana/
Автор:
Другие СМИ. Избранное