Тихо и незаметно 11 сентября прошел в Казахстане День семьи, а ведь самое время отмечать праздник с размахом и акцентировать внимание молодежи на сохранение традиционных ценностей. Зачем? Ведь с семьями в Казахстане все нормально! В 2021 году в Казахстане было зарегистрировано 140 256 браков, что на 8,9 % больше, чем годом ранее. Беда, как говориться, пришла откуда не ждали. Вместе с демократическими ценностями и свободами к нам пришло то, к чему наше общество оказалось не готовым, а государство не готовым защищаться.
Ни для кого ни секрет, что все постсоветское пространство, не без помощи зарубежных негосударственных организаций, с откровенной пропагандой и мягкой силой было подвержено агрессивному насаждению определенных ценностей. Скрытая пропаганда заложена и в детском киноконтенте и даже в компьютерных играх, в которые играют дети. Молодежи привнесенные ценности, что называется, «зашли» на «ура» в одном пакете с киновселенной Марвел, фастфудом и прочей поп-культурой. Уже сейчас остро стоит необходимость поднимать вопрос: выстоим ли мы под их натиском или «прогнемся под изменчивый мир».
Казахстан тоже не избежал этой атаки, и то, что еще 20-30 лет назад казалось немыслимым – сейчас трактуется как норма. Кто бы мог подумать, что нынешние родители на полном серьезе будут заступаться в соцсетях за прокат мультфильма с недвусмысленным однополым поцелуем? Кто бы мог подумать, что сейчас у редкого молодого человека нет модного знакомого с нетрадиционной ориентацией.
Казахстан, Россия, страны Средней Азии, Кавказ имеют схожие традиционные ценности – это уважение к предкам, почитание семьи, сакральны понятия «мать» и «отец», уважение к брачному союзу, забота о детях, значимость рода, уважение к религии.
Во всех этих странах нетрадиционные половые предпочтения резко осуждаются, как что-то аморальное, а порой даже преследуются. Для казахов традиционные семьи – естественная жизненная модель. В казахском обществе в большинстве своем чтят традиции «шанырака», как основы семьи, объединения, безопасности и продолжения рода.
Справедливости ради, нужно сказать, что не все пришедшее из-за рубежа оказывает деструктивное влияние на моральные устои. В традиционных ценностях есть, как и положительные черты, так и откровенно устаревшие, не отвечающие запросам времени. Теперь в другом ракурсе воспринимается отношение к бытовому насилию, к насилию над детьми, к воспитанию, к матерям-одиночкам.
Вбрасывание в медийное пространство темы сексуальных меньшинств – не воспринимается казахским обществом, не отвечает интересам большинства граждан Казахстана независимо от этнической принадлежности.
Большая часть населения Казахстана единодушно выступает категорически против легализации однополых браков. Большинством граждан пока еще разделяется что подобная пропаганда способствует разложению моральных принципов, самого института семьи, приводит к пополнению «изгоев» общества, тех, кого в самих развитых странах признают группой риска в отношении неизлечимых заболеваний – типа Эболы или ВИЧ.
Права семьи защищает Конституция РК. Статья 27 гласит:
Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, то есть традиционные семьи должны защищаться государством. Более того, в 2009 году Казахстан был одной из стран, выступавших против принятия Декларации Организации Объединенных Наций по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Россия также не подписала эту декларацию.
Так почему же мы до сих пор озадачены защитой своих основ?
Раз эта напасть бьет в самое сердце социума и устоев этносов нашей страны, в самую базу традиционных религий, почему государство не защищает своих людей и принятые ими ценности?! На сегодняшний момент у государства нет ни одного органа или учреждения, которое могло бы стать неким «фильтром» от экспансии подобных ценностей.
В нем могло бы идти обсуждение, что из зарубежных повесток вредно, а что полезно для Казахстана. Например: «Хеллоуин» берем, а пропаганду нетрадиционных отношений – нет, молодежную субкультуру с яркими волосами берем, а пропаганду педофилии – нет, борьбу за права женщин и защиту от бытового насилия берем, а пропаганду легких наркотиков – нет.
Почему до сих пор нет пристального государственного и общественного контроля за сеятелями особых ценностей – бесчисленным количеством зарубежных негосударственных организаций. Государственные мужи должны понимать, что, потеряв морально-ценностные ориентиры, молодежь становится легко управляемой извне, в том числе для активизации протестов и акций по свержению власти.
На вопросы редакции отвечает эксперт-социолог, Гульмира Илеуова, президент центра социальных и политических исследований «Стратегия».
— Угрожает ли нашему обществу смена ориентации, сдают ли позиции традиционные ценности?
— В Казахстане на сегодняшний день количество нетрадиционных пар не имеет такого количества, чтобы составляло значимую социальную группу и попало во внимание социологии. Но это не значит, что перемен в обществе нет. Общество меняется. Сейчас появилась терпимость к семье, в которой женщина самостоятельно растит ребенка. Сожительствовать до брака – теперь воспринимается как что-то нормальное. Не могу не отметить, что на прошедшем недавно в Нур-Султане Саммите мировых религий духовные лидеры преобладающих в Казахстане конфессий были единодушны в отношении института семьи.
— А как дела обстоят за рубежом, где нетрадиционная повестка наиболее выпукла, как там со статистикой? По некоторым данным и опросам, мы можем засвидетельствовать о бурном росте представителей нетрадиционных половых отношений. Если темпы сохранятся, то всего через 30 лет 80 % молодежи некоторых развитых стран станет ненатуралами, то есть гетеросексуалы окажутся в меньшинстве. Насколько это соответствует действительности?
— Я не думаю, что ненатуралы станут преобладать в обществе. Стремление к сохранению вида, все-таки остается доминирующей тенденцией у человечества. Западное общество действительно сильно меняется, есть внутренняя динамика, происходит ревизия ценностей. Тридцать лет назад сложно было представить такое толерантное отношение к гей-сообществу в развитых странах, в некоторых штатах США мужеложство даже было уголовно наказуемо, и это сообщество в 80-е считалось маргинальным.
— Сможем ли мы сопротивляться ненужным нам ценностям?
— Наше общество является обществом «догоняющей» модернизации и склонно воспринимать любое веяние с Запада, как что-то положительное, идущее об руку с демократией и свободой. Система ценностей из-за рубежа экспортируется в наше общество, не прошедшее никакой «профилактической прививки», не пройдя оценки.
Часть общества даже не замечает этих привнесений желая заиметь все с развитых стран включая систему ценностей, другая часть сопротивляется. Наше общество разнородно и многослойно, одновременно присутствуют и взгляды считающиеся современными и прогрессивными и архаичные традиции, некоторые из них вредят развитию, и не соответствуют развитию личности, такие, например, как оплата калыма за невесту.
Сейчас это приобрело другие формы, но суть остается та же. Не менее архаично отношение к женщине как к чему-то вторичному, когда на первое место всегда выносятся потребности мужчины. Как оценивать и «просеивать» идущую извне систему ценностей, как быть «привитыми» против вредоносного влияния – задача будущих поколений.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Культурологические ведомости