Казахстан и Узбекистан подписали с российской стороной «дорожные карты» о сотрудничестве в газовой сфере. Первые шаги к большому сотрудничеству сделаны.
Газовый союз, как бы кого не пугало само слово «союз» – не политическая инициатива, а экономическая реальность. Казахстану необходимы дополнительные поставки газа, чтобы закрыть потребности потребителей и промышленности до момента новых разработок собственных месторождений. В газификации остро нуждаются северные и восточные области Казахстана, половина населения Казахстана на сегодняшний момент не имеет доступа к газу.
Казахстан обладает значительным объемом собственных нефтегазовых месторождений, но к 2024 году ситуация с товарным газом может стать критической – переходом с ТЭЦ на газ потребность в нем вырастет, нынешние месторождения истощаются и необходимо начинать разработку новых, однако, для этого требуется время и инвестиции.
В Казахстане дефицит газа может привести к тому, что страна прекратит экспортировать газ за рубеж. Однако даже для закрытия внутреннего дефицита, топлива к 2024 года будет в ограниченном количестве. Уже к 24 году, по мнению профильного ведомства, потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа примерно на 1,7 млрд м3.
В Мажилисе уже прозвучало предложение повышать цены на товарный газ для коммерческих потребителей на 20-30 %, для населения – на 15 %, что вряд ли обрадует граждан на фоне общего роста цен на продовольствие. Протесты на западе Казахстана в январе 2022 года начались как раз из-за ценообразования на газ, которое не устраивало население.
Газовый союз же может позволить решить проблему здесь и сейчас с надежным партнером – Россией, которая заинтересована в тройственном союзе не меньше.
Китай и страны Южной Азии – испытывают огромную потребность в поставках ресурса.
Создание союза позволит нашим странам с меньшими вложениями в инфраструктуру выйти на эти рынки, а централизованность канала повысит заинтересованность покупателей в сотрудничестве со странами региона.
Санкции против России не повлияли и не повлияют на экспорт казахстанского газа. Казахстан всегда отдавал газ либо на границе Казахстан-Россия, либо через свой газопровод в Китай.
29 ноября 2022 года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на встрече в формате видеоконференции с премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым выразил надежду, что Казахстан в соответствии с контрактом обеспечит стабильные поставки газа в Китай и максимально увеличит их в зимнее время.
В случае же достижения Казахстаном ситуации энергодефицита говорить о сотрудничестве с КНР в данной отрасли не придется.
Строительство новой газотранспортной инфраструктуры в рамках газового союза позволит Казахстану не только заработать на транзите и экспорте газа, но и газифицировать собственные области.
Минэнерго РК в 2022 активно обсуждало возможность газификации Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей за счет строительства газопровода из России.
Власти Казахстана рассматривают возможности для газификации восточных регионов страны за счет строительства магистрального газопровода из РФ. На данный момент рассматривается строительство газопровода из России по маршруту Барнаул – Рубцовск – Семипалатинск (Семей) – Усть-Каменогорск.
В районе г. Семипалатинск (Семей) возможно строительство отвода в сторону г. Павлодар, что позволит газифицировать уже 2 региона — Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области с численностью населения в 2,1 млн человек.
Ситуацию редакции «Ведомости Казахстана» прокомментировал Олжас Байдильдинов, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», экс-советник министра энергетики.
— Известны ли вам условия газового союза? Насколько они приемлемы для Казахстана?
— Газовый союз необходим Казахстану. Я первым в РК еще в 2013 году спрогнозировал и разместил аналитический материал в СМИ о грядущем дефиците газа в 2024-2026 годах. По сути, мы столкнулись с ним уже в 2020 году. Внутреннее потребление ежегодно растет, производство товарного газа сокращается либо остается на том же уровне.
Неминуемый дефицит уже накрыл нас. В прошлом году мы подписали контракт на импорт природного газа из Туркменистана на 1,5 млрд куб м. Это ведь, мягко говоря, позор. Мы расписались в собственной неспособности управлять газовой отраслью. Нужно понимать, что Туркменистан или Россия не станут продавать газ по низким ценам. Это будут цены в 2 и более раза выше наших оптовых цен.
Чрезмерное государственное регулирование всегда в любой отрасли приводит к дефициту. Регулируемые цены привели к тому, что они стали ниже себестоимости. Инвесторам это стало неинтересно, прироста добычи и новых месторождений нет. При этом Казахстану еще и нужно исполнять обязательство по экспорту газа в Китай, на которое у нас просто нет ресурсов.
Нужно понимать, что нарастить добычу газа одномоментно невозможно. На это будет требоваться 5–7 лет, и это в лучшем случае. Даже если есть подходящие запасы и месторождения. Примерно с такой же ситуацией сталкивается и Узбекистан.
В этих условиях Россия предложила тройственный газовый союз, который я всецело поддерживаю – у Казахстана нет другого выхода. Либо будем пытаться развивать экономику без газа.
Кроме того, наша страна получит возможность увеличить поступления от транзита газа в Узбекистан и Китай.
Точные контуры союза пока неизвестны. Полагаю, что в его основе будет лежать реверс построенного во времена СССР газопровода САЦ (Средняя Азия-Центр) и возможно соединение с системой газопровода Центральная Азия-Китай (ветка, проходящая через Казахстан).
— Очевидно, что Казахстану, как и Узбекистану, испытавшему энергетический коллапс этой зимой, такой союз принесет выгоды. В казахстанских медиа зачастую политизируются любые вопросы сотрудничества стран Центральной Азии с Россией. К чему могут привести популистские высказывания в либеральных СМИ о недопустимости газового тройственного союза?
— Антироссийская истерия на Западе привела к снижению экспорта российского газа. Казахстану нужно отбросить страхи и фобии, трезво оценить ситуацию и сотрудничать с Россией в газовой сфере.
Еркебулан САХМЕТОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости