В китайской дипломатии не было формата «вечное всестороннее стратегическое партнерство» до выстраивания отношений с Казахстаном. Однако жизнь не стоит на месте, и территориальные соседи нашли гармоничную формулу для сотрудничества и совместного развития. «Позиции двух наших стран невероятно близки, что вселяет в нас большой оптимизм на будущее», – подчеркнул Чжан Сяо, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК, выступая на брифинге для прессы.
НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ
Первой страной заграничного турне Си Цзиньпина после 2,5 лет ограничений пандемии коронавируса стал Казахстан. «Если мы помним, к нему было приковано внимание не только мировых СМИ, но и широкого научного круга. В ходе данного визита главы государств обстоятельно обменялись мнениями по развитию двусторонних отношений, – отметил Чжан Сяо.
– Председатель Си вновь подтвердил нашу неизменную и последовательную поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Казахстана. Поддержку всех политических, экономических реформ, инициированных президентом Токаевым в рамках строительства нового справедливого Казахстана».
Китайский посол отдельно сфокусировался на том, что лидеры Китайской Народной Республики и Республики Казахстан детально обсудили актуальные и животрепещущие вопросы международной и региональной повестки.
«Причем по всему спектру обсужденных вопросов был достигнут консенсус», – указал г-н Чжан.
Прошлый год в казахстано-китайских отношениях вообще выдался знаковым. В критический момент январских событий председатель КНР Си Цзиньпин выразил свою солидарность с Касым-Жомартом Токаевым и заявил о твердой поддержке всех предпринятых президентом мер по стабилизации ситуации и наведению порядка в стране.
«Лидеры наших стран в течение прошлого года также друг друга поддерживали поздравлениями, – сообщил дипломат. – Так в октябре, когда председатель Си был переизбран на новый срок на XX съезде Компартии Китая и по завершении внеочередных президентских выборов в Казахстане оба лидера сразу получили поздравления друг от друга. Поэтому я бы сказал, что личная дружба и высочайший уровень взаимного доверия сыграли ключевую роль в продвижении наших двусторонних отношений».
Чжан Сяо особо выделил: «Ту динамику, которую мы набрали в прошлом году, необходимо не только сохранять в нынешнем, но и наращивать. Как вы знаете, нынешний 2023 год имеет очень важное значение для Китая и для наших двусторонних отношений. Потому что это первый полноценный год реализации принятых на XX съезде Компартии Китая решений и начало нового «Золотого тридцатилетия» наших двух стран.
Это – естественно – задача нелегкая, масштабная, тяжелая, непростая. И вот эта задача требует от нас хорошего старта, который мы должны обеспечить на должном уровне».
ПОЯС И ПУТЬ
«На нынешний год также приходится десятилетие инициативы «Один пояс, один путь», которая была анонсирована председателем Си именно здесь, в Казахстане. Я, например, считаю, что 2023 год обещает быть еще более прорывным и уж точно не менее насыщенным», – акцентировал Чжан Сяо.
«Китай никогда не будет претендовать на позицию гегемона», – об этом в конце прошлого года на встрече с журналистами заявила Цзян Вэй, генеральный консул КНР в Алматы. С другой стороны, когда на Поднебесную приходится 18,5 % в совокупном объеме мирового ВВП, голос Пекина в формировании глобального порядка становится все более весомым.
Китай при этом настроен на содействие всеобщему развитию, а проект «Один пояс и один путь» – это, безусловно, событие планетарного масштаба.
Примечательно, что КНР предлагает инвестиции и технологии, открывает свой рынок для дружественных стран в тот момент, когда традиционные экономические локомотивы ничего в сопоставимых масштабах не продуцируют. В итоге получается, что старые лидеры потянуть столь амбициозные импульсы к развитию уже не могут, новые игроки еще не могут, а потому основное бремя развития приходится на Китай.
Даже бедность в КНР была преодолена очень интенсивно. Достаточно сказать, что прогноз ООН получилось достичь на 10 лет раньше, чем того ожидали международные специалисты. «Китайская модернизация – это социалистическая модернизация под руководством КПК», – особо выделила г-жа Цзян Вэй. Ну а ее атрибуты, это пилотируемая космонавтика, суперкомпьютеры, авиастроение, самый большой в мире сбор зерновых. Поднебесная сегодня еще и очень безопасная страна, на что обращают внимание все посещающие ее гости.
Чжан Сяо со своей стороны отметил: «Девиз двусторонних отношений нынешнего года – это высококачественное развитие. Что это значит? Значит, что мы должны развивать сотрудничество не только в традиционных отраслях, но и осваивать новые направления и новые сферы. Такие как цифровизация, телекоммуникация, развитие возобновляемых источников энергии и так далее. Еще и формировать наше китайско-казахстанское сообщество единой судьбы».
ПРОЕКТЫ РОСТА
«55 проектов, о которых мы неоднократно заявляли до пандемии, будут продолжены. Потому что есть договоренности на уровне правительств двух стран. Причем около 20 проектов уже завершены. Еще около 20 на стадии реализации. Поэтому нет смысла их терять или забывать», – сообщил посол Китая.
«Только за последние 2 года, несмотря на негативные последствия, связанные с пандемией, мы успешно завершили строительство нескольких важных проектов. Например, стекольный завод в Кызылординской области, нефтехимический комбинат в Атырауской области. Есть ветровая электростанция в Алматинской области. Я хочу подчеркнуть: это самая крупная ветровая электростанция в Центральной Азии. Вот видите, я могу сразу перечислить несколько важных индустриальных инвестиционных проектов в рамках 55 проектов индустриального и инвестиционного сотрудничества», – отметил Чжан Сяо.
Высокопоставленный дипломат отдельно остановился на том, что опять же несмотря на пандемию за последние 2 года сильно увеличилось сотрудничество в области сельского хозяйства. «Только за 11 месяцев прошлого года (за весь 2022-ой статистика еще не обнародована) торговля сельхозпродукцией между Китаем и Казахстаном составила $800 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года на 68,6 %.
При этом экспорт из Казахстана в КНР составил $480 млн. Я считаю, что это очень солидные цифры и перспективное направление сотрудничества, которое мы должны увеличивать и наращивать в этом году и в будущем», – резюмировал он.
Был достигнут прогресс в таких ключевых аспектах сотрудничества, как проект по сборке автомобилей Jianghuai Automobile и Yutong Bus в Казахстане, создание завода по сборке ядерного топлива в Восточном Казахстане. Все это тоже придало новый импульс развитию казахстано-китайского сотрудничества.
Китай остается вторым по величине торговым партнером Казахстана (второе по объемам направление экспорта и второй источник импорта).
Казахстан пять лет подряд принимает участие в Шанхайской международной выставке импортных товаров Китая, и его продукция, экспортируемая в КНР, пользуется большим спросом.
В силу географических причин основным экономическим контрагентом для Республики Казахстан с китайской стороны выступает Синцзян. Данный автономный район имеет ВВП в $251 млрд, что сопоставимо с $285 млрд всей постсоветской Центральной Азии.
Казахстан взаимодействует в первую очередь с этим регионом КНР, где экономический рост и повышение благосостояния населения сопровождались победой над многолетним терроризмом, который тормозил развитие СУАР.
30 ЛЕТ
Первые тридцать лет сотрудничества с момента установления между Казахстаном и Китаем дипломатических отношений невозможно представить без совместной работы в энергетическом секторе. На прошлый год, кстати, пришелся четвертьвековой юбилей деятельности компании CNPC в Республике Казахстан.
Сухие цифры не могут рассказать всего, однако доносят информацию о многом. За 25 лет работы в энергетической сфере Казахстана компания CNPC инвестировала $45 млрд и заплатила налогов в бюджеты всех уровней на $50 млрд. Для рядового обывателя суммы довольно абстрактные, потому что очень большие. Другое измерение проделанной работы – 30 тысяч рабочих мест, более 98 % которых занимают граждане РК.
«Повышение экономического благополучия наших народов на принципах взаимной выгоды и общего выигрыша», – так охарактеризовал цель деятельности гигантской нефтегазовой компании в республике Ли Юнхун, вице-президент CNPC Центральная Азия и Россия, генеральный директор CNPC International Kazakhstan.
«Стабильное нефтегазовое сотрудничество – часть «Одного пояса и одного пути», продолжает дух Шелкового пути и дух дружбы», – подчеркнул он в ходе международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие нефтегазового сотрудничества Казахстана и Китая».
Структурно деятельность нефтяного гиганта из Поднебесной осуществляется через 7 нефтегазовых компаний, 2 газопровода, 2 нефтепровода, 1 НПЗ и 1 завод по производству стальных труб большого диаметра. У CNPC 70 % закупаемых товаров и 90 % услуг – казахстанские. В этом отношении она бесспорный лидер среди работающих в Казахстане иностранных компаний».
За четверть века одна только компания «CNPC – Актобемунайгаз», с которой начиналось сотрудничество в 1997 году, добыла 120 млн тонн нефти и 80 млрд кубометров газа. На объектах этого предприятия трудятся более 6 тысяч человек. Трубопроводы «Кенкияк – Кумколь» и «Атасу – Алашанькоу» имеют протяженность 2800 км на двоих.
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод производит треть всех нефтепродуктов в стране – 6 млн тонн в год. За три десятилетия торговля между двумя странами увеличилась в 60 раз, однако нефтегазовое сотрудничество остается основным стержнем взаимодействия.
По ниткам «Азиатского газопровода» за 2009-2022 годы из Центральной Азии в Китай было экспортировано свыше 400 млрд кубометров газа. Казахстан здесь использует в первую очередь свой транзитный потенциал, благодаря которому хорошо зарабатывает. ТОО «Азиатский газопровод» один из крупнейших плательщиков в республиканский бюджет. В стране, где 72 % доходов казны формируются за счет нефтегазовых поступлений, это весьма серьезная позиция.
Поднебесная является вторым после России местом, где граждане республики получают образование за рубежом. Казахстанские студенты могут получить возможность учиться в Китае за счет гранта правительства КНР, гранта ШОС и специальных грантов по программе обмена студентов между Китаем и Казахстаном.
Студенты, получающие поддержку китайского правительства, могут не только быть освобождены от платы за обучение, но и ежемесячно получать компенсацию расходов на жизнь.
«Китай и Казахстан являются добрыми соседями, соединенные общими горами и реками, которых невозможно разделить, вот так сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Китай всегда будет надежным другом и непоколебимым партнером Казахстана, это слова председателя Китая Си Цзиньпина», – процитировала лидеров соседних государств Цзян Вэй.
Валерий САМАРЕЦ-СУРГАНОВ
Автор:
Исторические ведомости