Президент РФ Владимир Путин в своем обращении на сайте Кремля призвал глав ЕАЭС к созданию нового мощного полюса силы в формирующемся многополярном мире. Его контуры становятся отчетливо видны с каждым днем, фрагментация мира происходит, по сути, в режиме онлайн, но она не будет быстрой. Для того, чтобы пятерка стран ЕАЭС превратилась в своего рода евразийский БРИКС, руководству стран придется приложить усилия и проявить политическую волю.
«Наша тесная интеграция стала достойным ответом на такие обострившиеся в связи с пандемией и применением рядом стран нелегитимных санкций глобальные проблемы, как бедность, изменения климата, дефицит ресурсов, включая важнейшие из них – продовольствие, воду, энергоносители. Очевидно, что у союза есть все возможности для того, чтобы стать одним из мощных, самостоятельных, самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира, быть центром притяжения для всех разделяющих наши ценности и стремящихся к сотрудничеству с ЕАЭС независимых государств», – заявил Владимир Путин.
По его словам, российская сторона намерена делать все возможное, чтобы способствовать дальнейшему углублению интеграции на всех направлениях – в политической, экономической, промышленной, финансовой и технологической сферах. Президент России привел впечатляющие цифры успеха евразийской интеграции.
Он предложил уже в текущем году приступить к подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 годов.
Приоритетными векторами развития для стран ЕАЭС станут:
Развитие технологического потенциала ЕАЭС, достижение подлинной независимости и самодостаточности в этой области;
Активизация взаимодействия в области цифровой трансформации;
Снижение экономических рисков, которые создает для взаимной торговли использование иностранных валют и платежных систем;
Сближение налогового регулирования, внедрение передовых методов налогового администрирования, а также унификация таможенных процедур;
Формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры, в полной мере отвечающей современным экономическим реалиям;
Выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества союза с внешними партнерами и международными объединениями.
Знаковым в этом обращении является даже не призыв к расширению интеграции в политической, экономической, промышленной, финансовой и технологической сферах. Заслуживает интереса заявка о формировании нового, и что самое важное, конкурентного и независимого во всех отношениях центра в многополярном мире.
Вопрос уже не стоит о том будет ли Большое Евразийское пространство. Каким оно будет – вот главный вопрос, который встает перед странами-участницами ЕАЭС.
«Более тысячелетия наши народы живут вместе и совместно осваивают свое географическое пространство. Единое понимание исторической судьбы, осознание многовековой хозяйственной связанности, сохранение и укрепление культурной и социальной общности народов стран союза является залогом успеха всей нашей деятельности», – подчеркнул президент России.
Ранее на заседании Высшего Евразийского экономического совета президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил «Казахстан искренне и предметно заинтересован в развитии интеграции. Ни о каком «притормаживании» интеграционных процессов со стороны Казахстана не может быть и речи. Казахстан, напротив, предпринимает все усилия для усовершенствования и оптимизации процесса экономической интеграции в полном соответствии с Договором о ЕАЭС в интересах всех государств – участников Союза и конечно же с учетом национальных интересов нашей страны».
Какие будут выработаны стратегии и перспективы этого единого общего будущего? Очевидно это послание было сделано не только к главам ЕАЭС, но ко всему миру, который собирается в новую реальность буквально на наших глазах. Мы это наблюдаем в интеграционных процессах стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и в других регионах.
Однополярный мир под управлением «золотого миллиарда» приходит к логическому концу. Успеха и благополучия добьются те государства, которые уже сегодня осознают необходимость региональной интеграции ставя в приоритет свои экономические и военно-политические интересы.
Эти союзы не будут простыми, скорее всего они будут носить как региональный, так и глобальный контур. Не исключено, что в ближайшем будущем российским лидером будут инициированы новые предложения по усилению взаимодействия таких структур как БРИКС, ШОС, АСЕАН.
Казахстанский политолог Николай Кузьмин прокомментировал редакции «Ведомости Казахстана» новые инициативы российского президента.
— По вашим наблюдениям, какие новые центры силы будущего многополярного мира формируются именно сейчас?
— Обычно под центром силы понимают отдельную страну или союз государств, который способен продвигать свои интересы в других странах и регионах, в том числе и весьма удаленных. Россия или Китай – без сомнения, центры силы в современном мире. Применительно к ЕАЭС мне кажется более уместным какой-нибудь другой термин – центр притяжения и полюс.
Собственно, в своем выступлении Владимир Путин эти термины как раз и употребил. Итак, новые полюсы нового мира. Я думаю, это будут региональные объединения, направленные на интеграцию разной степени глубины – от экономического союза до зоны свободной торговли. И отношения между этими полюсами будут непростыми.
В Восточной Азии будет расширяться ВРЭП – Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, локомотивом которого был АСЕАН, но членами которого являются такие экономические гиганты, как Китай, Япония и Южная Корея. Это фактически стандартная зона свободной торговли – снижение тарифов, поощрение взаимных инвестиций.
Там же и во многом с теми же участниками действует ВПТТП – Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве. Оно ориентировано на более высокие стандарты международной торговли и инвестиций (цифровая торговля, интеллектуальная собственность, экологические стандарты и прочее). Китай уже подал заявку на вступление в ВПТТП.
Обе эти организации, одна из которых отвечает за количественный, а другая – за качественный аспект интеграции, будут ориентироваться Китаем на деполитизацию торговли и инвестиций.
Однако там же, в АТР, США формируют Индо-Тихоокеанское экономическое рамочное соглашение, направленное на сдерживание Китая.
В Южной Америке на днях Бразилия и Аргентина заявили о намерении создать общую валюту – сур. В дальнейшем планируется подключить к этому проекту и другие страны Латинской Америки.
Думаю, что Европа рано или поздно постарается стать самостоятельным полюсом, но для этого нужна радикальная реформа Евросоюза или даже вообще его ликвидация, поскольку в своем нынешнем виде он проводит политику, не отвечающую национальным интересам европейских государств.
— Как скажется на Казахстане трансформация ЕАЭС в полноценный евразийский полюс силы?
— Владимир Путин в своем выступлении связал превращение ЕАЭС в центр притяжения с технологическим развитием стран-участниц. Такой подход можно только приветствовать, поскольку технологическое развитие – это то, что крайне необходимо Казахстану. Наша страна могла бы постепенно добиваться экономического суверенитета, перестала быть «кухонной экономикой» развитых стран.
При этом Казахстан, экспортные потоки которого направлены в Европу, способен взять на себя задачу формирования «ЕАЭС плюс», то есть подключения к Союзу стран-партнеров – Узбекистана, Азербайджана, Турции, которые вместе с нами выстраивают новые транспортные маршруты для коридора «Восток-Запад».
Учитывая, что Россия и Белоруссия, даже находясь под санкциями, не настроены на полный разрыв отношений с Европой, Казахстан мог бы выступать посредником между ними. Китай со своей стороны готов подключить к евразийскому сотрудничеству страны Восточной Азии.
Важно также отметить, что все члены ЕАЭС являются также членами Шанхайской организации сотрудничества (Белоруссия – наблюдатель) и членами ОДКБ. Поэтому технологическое развитие ЕАЭС привело бы к усилению этих организаций и обеспечило бы выход на более высокий уровень сотрудничества.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости