Бывают «агашки» недооцененные, бывают «агашки» переоцененные
К сожалению, в Казахстане принято мыслить устаревшими стереотипными моделями, которые обновляются крайне медленно и неохотно. Согласно им, сила того или иного политика, управленца, группы или команды слишком обусловлена персональными данными, из которых общественное мнение делает далеко идущие, но зачастую ошибочные выводы.
Например, сильным у нас часто воспринимается тот, кто выглядит как «дуче» или «дон», но таковым не является – ни по влиянию, ни по связям, ни по способности продвигать своих людей на ключевые посты.
Или кто своим поведением напоминает бабуина, что лишь отталкивает от него влиятельных союзников, отворачивает широкие общественные круги, роняет его до уровня «чиновника для маргиналов» или «политического управленца для люмпен».
Наконец, долгое время в казахстанской политической иерархии условными «силачами» и «тяжеловесами» считались те, кто при первой же высылке на дипломатическую службу за рубеж откровенно «сдулся», перестал работать и действовать, ушел в продолжительное забвение и политический запой.
На этом фоне мало кто обращал внимание на действительно сильных игроков, которые быть может и выглядят скромно, зато способны на многое, умело работают с сетью госаппарата, растят по-настоящему сильных индивидуальностей, не сидящих под крылышком шефа, а тоже продвигающихся по карьерной лестнице.
Некоторым из них имманентно свойственна правда жизни, высказанная в нетленной крылатой фразе Уинстона Черчилля: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».
Но главное, что делает их по-настоящему сильными игроками, так это набор из нескольких качеств и характеристик, удачная комбинация свойств, выводящая их и их людей на высокий уровень. Более того, позволяющая на этом уровне надолго задержаться и уверенно закрепиться.
Во-первых, это – недооцененность. Быть недооцененным на казахстанском властном Олимпе, как показала практика, гораздо лучше, чем переоцененным. Особенно в текущее новое время, когда новый глава государства Касым-Жомарт Токаев начинает смотреть в самую суть человека и государственного служащего, избавляясь при принятии решений от наносной шелухи, «спецэффектов», бравады и понтов.
Одним словом, в стремительно обновляющемся Казахстане становятся более востребованными не те чиновники, которые раздувают щеки и выкатывают вперед пузо, но на деле неспособные пролоббировать большинство вопросов, а те, кто аккуратно, прилежно, вдумчиво, системно и кропотливо продвигает нормы и инициативы, добивается своего, растит самостоятельную молодежь.
Во-вторых, несомненным преимуществом хорошего управленца и сильного «агашки» является то, насколько он в состоянии не перевозить с собой команду всем скарбом с места на место, а посылать людей в «центр» или из «центра» в регионы, создавая тем самым обширную сеть собственных людей, профессионалов, взращенных и взлелеянных на опыте, методах и навыках старшего поколения.
Ведь это важное качество или «скилл» прямо влечет за собой создание некой реальности, внутри которой могут расти и продвигаться молодые управленцы, становиться самостоятельными и востребованными иногда даже без протекции бывшего покровителя.
В противном случае мы можем наблюдать закостенелость, упадок и закат некоторых команд, «агашек», тяжеловесов, негласных лидеров или «решал». Назовите, как хотите.
В-третьих, тяжеловес – если он в реальности таков, каким кажется или хочет казаться окружающим, не весит много физически: он, прежде всего, обладает мощным морально-психологическим императивом, даром и способностью убеждения, заставляющим верить ему и подчиняться окружающих. Ключевое слово здесь – доверие. Ведь, настоящий, сильный «агашка», постоянно успешно избегающий необратимого провала и вступления в стадию заката, это в первую очередь внимательный к мелочам и аккуратный «агашка».
С ним всегда приятно иметь дело, он всегда отвечает по своим обязательствам, ему можно доверять, с ним стоит блокироваться и заключать долгосрочные союзы.
В настоящее время на политическом небосклоне Казахстана есть несколько фигур полностью или почти полностью отвечающие этой парадигме. И один из них – наш герой, чье имя мы подняли в заголовок. Достаточно проследить все перипетии его биографии, чтобы убедиться – человек не просто так остается на плаву и показывает результат, несмотря на все невзгоды и удары судьбы. Значит, зачастую он принимает правильные решения или умеет исправить неправильные, как с управленческой, так и человеческой точек зрения.
А его люди – растут под ним, растут рядом с ним, вырастают вдали от него, будь-то в правительстве, Администрации президента, Нацбанке и т.д. И тоже, кстати, несмотря на всевозможные напасти и неприятности. То есть, он умеет вначале разглядеть таланты, затем вырастить их, потом запустить в море политического госуправления.
Это свое рода положительный феномен, который мы назвали его именем – феноменом Бакытжана.
Автор:
Культурологические ведомости