Новое лицо власти в южной столице: готовность решать точечные коммунальные проблемы и быть открытым для общества.
28 июня акимом Алматы был назначен Бакытжан САГИНТАЕВ – политик и чиновник, принадлежащий к высшему эшелону казахстанской власти. На днях исполнились условные сорок дней его работы в Алматы. Срок небольшой, но весьма символический, и в случае с Бакытжаном Абдировичем весьма показательный.
Алматы нужна масштабная фигура
Алматы – бывшая столица и действующий экономический, общественный и культурный центр Казахстана и шире – Центрально-Азиатского региона. Поэтому с первых лет независимости в Казахстане действует негласное правило: на должность акима Алматы назначается только абсолютный политический и хозяйственный тяжеловес.
Фигура не соответствующая этому масштабу – без собственного политического веса и без опыта успешной хозяйственной и организационной работы – просто не имеет шансов справиться даже с текущими задачами, не говоря уже о развитии города.
Лето 2019 года – это момент, когда одним решением текущих задач акиму южного мегаполиса не обойтись. Все проблемы, накопившиеся в экономике страны и в обществе, проявлены в Алматы максимально остро и показательно. Но и решение этих проблем, даже бессистемное, не может пройти незамеченным и не может не послужить укреплению доверия к власти со стороны населения, а это на сегодня – главная задача государства.
Поэтому у нового президента и его Администрации нет ни времени на эксперименты, ни возможности осуществить маневр с назначением в Алматы еще одного – при всем уважении к предыдущему акиму – спорного и неоднозначного государственного чиновника.
Учитывая, что южная столица Казахстана – это центр общественной и деловой жизни страны и одновременно точка концентрации максимального количества интересов, назначение в Алматы руководителя уровня Сагинтаева свидетельствует о понимании масштаба и важности задач, которые ставит перед руководством Казахстана фактически главный город страны.
Оговоримся, что мы не принижаем значение столицы, однако надо признать, что Нур-Султану в силу его особого статуса города бюрократии не присущи многие проблемы, характерные для крупных и довольно самостоятельных городов.
«Не показывайте мне то, что красиво»
Новый аким, как, наверное, ни один из его предшественников, столкнулся с высочайшими ожиданиями населения по всем направлениям работы. Отчасти «постарались» предшественники, либо решая только крупные проблемы и пренебрегая работой с населением, либо много обещая и делая всё наполовину.
Отчасти кризис социальной сферы и общественных институтов породил мощнейший в истории страны запрос на диалог с властью и на общественный контроль результатов ее работы, особенно в социальной сфере.
Новому акиму здорово «повезло»: у него не было выбора – пришлось сразу взяться за проблемы, требующие быстрых и эффективных решений. График Сагинтаева в первые сорок дней акимства был очень насыщенным: он сразу посетил все проблемные зоны города – неблагополучные районы и улицы, рынки и т.д., раздал поручения, назначил ответственных.
Приведем несколько показательных примеров. Сразу несколько окраин Алматы стонут от отсутствия нормальных систем жизнеобеспечения: особенно это касается новых районов, где сосредоточены наиболее незащищенные группы населения – так называемое «царство самостроя» и муниципального жилья. Так, микрорайон «Шугыла» (Наурызбайский район), ждавший подключения газа несколько лет, получил его всего за месяц пребывания Сагинтаева на посту акима.
Предгорные районы Алматы, выросшие на месте садоводческих хозяйств и совхозов, исторически испытывают сложности с водоснабжением и электроэнергией. После их посещения аким Сагинтаев не стал обещать золотых гор, но обозначил, что проблемы будут решаться комплексно и последовательно: были расставлены приоритеты (вода) и даны соответствующие поручения, о ходе выполнения которых аким завел привычку отчитываться в Инстаграме.
Удалось Сагинтаеву предложить план и по другому злободневному для алматинцев вопросу – безопасности и борьбе с криминалом. В частности, запланировано увеличение количества стационарных участков полиции, а также внедрение почти такого же числа мобильных. Обновлена криминогенная карта города, а в маршруты патрулирования добавили дворы. Начались подвижки в решении проблем с освещением дворов и улиц, а также с дорожным покрытием в многострадальных отдаленных районах Алматы – Наурызбайском и Алатауском.
Было сделано заявление и относительно развития дорожной сети южного мегаполиса: наряду с продолжением строительства развязок в приоритет также поставлена задача увеличения пропускной способности «малого транспортного кольца».
Это породило разговоры о том, что такие общественные инициативы, как, например, изменение (в сторону увеличения) скоростного режима по главным объездным дорогам вполне может состояться.
Отметим, что постоянные и эффективные точечные изменения становятся реальностью во многом благодаря работе Общественного совета при акимате Алматы. Этот орган был создан еще при предыдущем акиме и накопил достаточно много хорошо продуманных и проработанных инициатив, отражающих реальные потребности отдельных районов и групп населения.
Главы районных акиматов уже озадачены планами последовательного разрешения накопившихся проблем. Всё это выглядит как, по меньшей мере, разумное использование ознакомительного периода: вникнуть во всё, обозначить серьёзность намерений без риска быть обвиненным в микроменеджменте.
Сразу после назначения Сагинтаева в прессе началось обсуждение: станет ли новый аким продолжать многочисленные начинания предшественника или возьмет резко отличный курс и начнет «всё переделывать»? Первые сорок дней Сагинтаева отвечают: ни то, ни другое. Ведь в Алматы, помимо коммунально-бытовых вопросов, которые никогда не заканчиваются, есть ряд проектов, которые вызвали протест и неприятие в обществе еще на этапе планирования.
Это и давняя идея построить горнолыжный курорт в урочище Кок-Жайляу, и совсем свежая идея о вырубке сотен деревьев на территории выставочного комплекса «Атакент» для постройки конгресс-центра, и очень спорный проект линии БРТ, который предусматривал переоборудование улиц под автобусное движение. Все эти вопросы не решить с наскока за первые сорок дней акимства, однако Сагинтаев обозначил четкую позицию городских властей: целесообразность и эффективность каждого проекта будет пересматриваться.
Это дает горожанам надежду на то, что городские власти могут отказаться от уже запланированных, но заведомо невыгодных и даже вредных для Алматы проектов.
Успех Сагинтаева важен для нового руководства страны
По сути, Сагинтаев в Алматы столкнулся с тем, с чем столкнулся весь аппарат центральной власти в транзитный период, который, конечно же, еще далек от завершения. С отсутствием выбора. У власти сегодня нет ни времени, ни запаса доверия, ни пространства для маневра. А результат нужен здесь и сейчас.
Еще одно сходство – это управленческие принципы, которыми руководствуется и Сагинтаев, и нынешняя центральная власть. Готовность к качественным сдвигам во всех аспектах при условии сохранения общей преемственности. Готовность признать ошибки в прошлом при условии признания и сохранения достижений. Этот подход ко многому обязывает, но имеет гигантский плюс: возрождает надежду.
Если у власти нет иного варианта, как только решить проблему, значит, она будет готова пойти на многое, в том числе и на диалог с обществом, которого так давно не было.
Именно это сообщение новый президент и его команда пытаются донести едва ли не в каждом обращении, но казахстанское общество привыкло (не без оснований) не принимать подобные слова на веру.
В масштабах города это сообщение власти считывается более органично и естественно (не будем забывать, что демократический принцип родился в торговых городах-государствах).
В масштабах города и его проблем этот принцип легче проверить – не так дорого, не так страшно, не так долго ждать результатов.
Именно поэтому для нового руководства страны так важен успех нового руководства Алматы. Успех Сагинтаева в Алматы даст приличный запас доверия и поддержки общества к власти.
Успех Сагинтаева в Алматы можно экстраполировать и масштабировать на всю страну.
Успех Сагинтаева в Алматы покажет всем, что выбранные методы решения задач транзитного периода работают. Пока что всего спустя сорок дней рано делать выводы, но уже есть пища и для прогнозов, и для определенных надежд.
Тимур НИКИТИН
Автор:
Другие СМИ. Избранное