Как под соусом помощи малым фермерам, проталкивали интересы крупных мясных олигархов.
Национальная программа развития мясного животноводства, принятая на уровне правительства в 2018 году и рассчитанная на ближайшие 10 лет – вплоть до 2027 года, уже сейчас понятно, требует внесения определенных корректив.
Дело в том, что буквально за пару лет своей реализации она обнаружила сразу несколько слабых мест по принципу: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Первым, наиболее ярким моментом стало то, что в программу изначально закладывалась неплохая здравая идея «триумвирата» — интеграции трех разнокалиберных составляющих: малых фермеров-животноводов, промышленных откормочных площадок и мясоперерабатывающих комбинатов.
Первые – выращивают молодняк, вторые – откармливают, третьи – перерабатывают и поставляют мясо.
На каждый такой шаг-переход или смычку предполагались субсидии из госказны, как, впрочем, выделялись они и на импорт живого скота для малых животноводческих хозяйств из-за границы.
Теоретически прописанная здравая инициатива подъема малых фермеров, которых за 10 лет претворения мясной программы в жизнь должно было набраться почти 100 тысяч, на практике обернулась помощью исключительно ядру этой нацпрограммы – предпринимателям-откормочникам, которых с легкой руки бывшего руководства Минсельхоза РК сделали главными операторами этой затеи.
Вышло так, что «благое намерение» развить класс малых фермерских хозяйств в сфере животноводства обернулось просто прикрытием для реальных целей и настоящих планов: продвинуть и поставить во главу угла откормочные площадки, даже не мясокомбинаты.
Откормочные площадки (иногда их владельцы были одновременно хозяевами и репродукторов, то есть племенных хозяйств), которые наделили полномочиями операторов программы, закупщиков и импортеров крупного рогатого скота из-за рубежа и которые получили возможность напрямую продавать откормленный КРС за границу, минуя мясокомбинаты и переработку.
То есть, как видим, априори подаваемая под соусом масштабной национальной программы, которая должна вовлечь в свою орбиту десятки тысяч малых фермеров, прописанная на бумаге абстрактная идея, на деле оказалась весьма местечковым, узконаправленным планом, призванным осчастливить лишь небольшую группу предпринимателей.
ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ МАЛЫХ ЖИВОТНОВОДОВ
Какие ваши доказательства?
Приведем два наиболее кричащих факта, свидетельствующих о том, что никто и не помышлял оказывать всемерную поддержку малым фермерам-животноводам, прикрываясь ими всего лишь как ширмой для реализации вполне конкретной финансовой стратегии.
Первый факт гласит о том, что операторы по поставке племенного чистопородного скота в рамках программы «Сыбага» иногда просто пользовались малыми фермерами, их доверчивостью и слишком буквальным восприятием всех установок, прописанных в так называемой мясной программе.
Так, один из главных операторов по поставке из-за рубежа мясного скота для малых фермерских хозяйств Казахстана собрал кучу денег со следующих фермеров-животноводов, не выполнив свои обязательства по поставке чистопородного импортного КРС:
- Фермерское хозяйство «Замандас» Павлодарской области: в обмен на обещание поставить 100 голов герефордской породы крупного рогатого скота с руководителя ФХ было взято 62,5 млн. тенге;
- Крестьянское хозяйство «Селтей» Карагандинской области: в обмен на обещание поставки 80 голов чистопородного КРС с фермера было взято 50 млн. тенге, между прочим, кредитных средств, выданных по программе «Сыбага»;
- Индивидуальный предприниматель Мухамедиев Карагандинской области заплатил 10 млн. тенге за 14 голов племенного крупного рогатого скота;
- Крестьянское хозяйство «Бекетай Баба» Карагандинской области заплатило 65 млн. тенге за 103 головы чистопородного импортного КРС;
- Крестьянское хозяйство «Ардак» Карагандинской области выплатило 31,2 млн. тенге за договор о поставке 50 голов маточного поголовья;
- ТОО «Сауыр Каш Ержан ферма» Северо-Казахстанской области раскошелилось на 52,5 млн. тенге за обещание привезти 100 голов крупного рогатого скота, из которых 50 коров не поставлено;
- ТОО «Barlybai Agro» Павлодарской области заплатило 55 млн. тенге в обмен на 100 голов, 30 голов поставлены не были.
Показательно, что договора между оператором мясной программы и перечисленными малыми фермерскими хозяйствами были заключены уже приличное время назад: в апреле-июле 2019 года. По каким-то истекло более полугода, по другим скоро будет год.
Притом, что все указанные малые фермеры взяли денежные средства в виде кредитов в рамках разрекламированной «Мясным союзом Казахстана» мясной программы у «Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства» АО «КазАгро».
ОПЕРАЦИЯ «ДЖОН ДИР»
Второй факт касается пресловутой дорогостоящей техники «Джон Дир», которую усиленно рекламировало как бывшее руководство Минсельхоза РК, так и представители аффилированного с ним «Мясного союза Казахстана», другие ангажированные с ними лица.
Не для кого не секрет, что сельхозтехника американского производителя «John Deer», поставляемая в Казахстан ТОО «Eurasia Group Kazakhstan» является «дорогой игрушкой», которая просто не по карману малым фермерам.
Между тем, если следовать букве, пролоббированной бывшим руководством Минсельхоза нацпрограммы развития мясного животноводства, роль первой скрипки в ней отводится именно малым фермерским хозяйствам, что справедливо только на словах.
Как мы уже показали, основным ядром мясной программы являются бизнесмены-откормочники, сгруппировавшиеся вокруг «Мясного союза Казахстана» и нынешнего руководства акимата Туркестанской области.
Где заканчивается государственный и начинается частный коммерческий интерес, разгадать здесь уже не представляется возможным. Если руководство «Мясного союза» половину 2018 года фактически осуществляло управление целым государственным органом со всеми госслужащими – Министерством сельского хозяйства РК из офиса частной компании, которая впоследствии стала одним из главных операторов и получателем государственных субсидий по мясной программе, то как тут не заблудиться между интересами государства и узкой прослойкой частных предпринимателей.
Если куполом, прикрывавшим эту тесную спайку государственного органа и частного бизнеса, служил вымышленный «Проектный офис Минсельхоза РК» – нигде не зарегистрированная структура, которая тем не менее, для вида позволяла согнать госслужащих и держать их даже в нарушение Трудового кодекса РК в помещении частной компании, которая стала затем получателем субсидий из бюджета аграрного ведомства, то непосвященные люди могут еще сильнее заблудиться в этих трех соснах.
Если люди, без каких-либо собраний участников и протоколов, просто приходили в руководство «Мясного союза», сами выдумывали для себя должности, командовали с этих мифических должностей чиновниками Минсельхоза, орали на них и всячески унижали, а потом перепрыгивали в руководство самого аграрного ведомства, после чего делали снова кульбит в «Мясной союз» и несуществующий «Проектный офис», то не сталкиваемся ли мы с тем, что вся написанная и принятая госпрограмма развития мясного животноводства – это одна большая фикция и все что с ней связано – это как-бы понарошку. Все, кроме выделяемых денег, разумеется.
Стоит ли удивляться, что на бумаге было подробно написано, как в рамках мясной программы нужно заботиться о малых фермерах, а на деле, везде продвигалась и рекламировалась дорогостоящая сельхозтехника «Джон Дир», которая как раз и предназначена для крупных фермерских хозяйств – тех же держателей откормочных площадок и прилегающих к ним земель сельхозназначения, где они должны выращивать кормовые для своего контингента: ячмень, кукурузу, люцерну и т.д.
Или для тех же агрохолдингов, каждый из которых обанкротился в Казахстане несмотря на многомиллионные вливания в долларах США, в том числе за счет гибких программ кредитования и субсидирования.
Тем не менее, в 2018 году структура, непосредственно подконтрольная МСХ Казахстана – АО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (НАНОЦ) за государственный счет делает необоснованно дорогую и бесполезную покупку – за 411 тысяч евро приобретает комбайн «John Deer».
Предлогом для столь внушительной затраты на один комбайн служит некий проект агрополигонов, который инициирует тогдашнее руководство Министерства сельского хозяйства. По замыслу – в каждой области должно открыться в общей сложности 16 Агропарков, площадью около 2-3 тысячи гектаров, где бы в научных и одновременно коммерческих целях выращивались бы земледельческие культуры – либо по плану диверсификации, лучшие сорта масличных и зернобобовых, либо кормовые для поддержки устремлений ведомства по перестановке субсидий на животноводческий лад.
Печально, но не удивительно, что этот проект, как и большинство усилий тогдашнего менеджмента Минсельхоза РК, кануло в Лету, так и не оправдав своих ожиданий.
Удалось «открыть» лишь три полигона – в Алматинской, Акмолинской и Костанайской областях. Причем, два из них были просто приписаны себе в качестве заслуг бывшим менеджментом МСХ, хотя к нему никакого отношения не имеющим.
Это агрополигон Научно-производственного центра зернового хозяйства имени Александра Бараева в Шортанды Акмолинской области, который своими силами загодя создал агропарк под открытым небом. Это и агропарк на территории фермерского хозяйства «Заречное» Костанайской области, который своими руками поднимали наследники первого министра сельского хозяйства независимого Казахстана Валентина Двуреченского.
Собственно, даже третий «Агропарк Каскелен» созданный близ одноименного населенного пункта Алматинской области силами актива Казахского НИИ земледелия и растениеводства, никоим боком не относился к заслугам прошлого руководства аграрного ведомства. Просто на его территории показали эту самую дорогую покупку – комбайн «Джон Дир», который на поверку все равно не оказался самоходным, так как его пришлось контролировать за счет сразу двух человек: IT-оператора за компьютером и комбайнером на стреме – готовым срочно залезть в кабину в случае если ноу-хау выйдет из под контроля программиста и начнет косить все живое на своем пути.
Ясно и то, что покупка за 411 тысяч евро вряд ли должна обслуживать сельхозземли объемом в 2 тысячи гектар, для этого сгодится и более экономичный вариант, тем более за государственный счет.
Тогда же, кстати, у фермеров возник резонный вопрос насчет эффективности такого приобретения, особенно в части последующего обслуживания. Так, глава фермерского хозяйства «Байсерке Агро» Темирхан Досмухамбетов произнес сакраментальную речь:
«Во-первых, эта техника сельхозтоваропроизводителям неподъемна. Если в Европе на нее одна цена, то в Казахстане совсем другая стоимость. Почему наше сельское хозяйство хромает, потому что это очень дорого. Мы же тоже научились деньги считать. Вот у меня сломался трактор «Джон Дир», я три месяца ждал сервисную компанию, в итоге цену сообщили в два раза выше.
Я потом позвонил в другую компанию, они в пять раз дешевле отремонтировали. Вы над этим подумайте. Вы свою цену установили и думаете, завтра все будут покупать. Завтра совершенно иная конкуренция будет. Мы завезем итальянские, немецкие трактора и комбайны и будем лучше, чем вы работать.
Казахстан завтра самым большим потребителем сельхозтехники станет. А если вы будете на своем стоять, то найдутся те, кто по качеству не уступят, зато в пять раз дешевле чем вы будет продавать. И не нужно настаивать, что у вас на складе все есть. Вы заказываете, потом через три месяца приходит, а у нас уборка уже кончилась», — заявил Темирхан Досмухамбетов, которого вряд ли можно отнести к малым фермерам, зато который умеет считать деньги и понимать алгоритм: «цена + качество».
Автор:
Фермерские ведомости