Минсельхоз до 2026 года намерен нарастить в АПК гармонию
Концепция Национального проекта по развитию АПК до 2026 года уже презентована. В ней 15 приоритетных направлений и 4 целевых индикатора. Если все пойдет как задумано, то урожаи станут изобильнее, сельчане богаче, насыщенность пищевого рынка собственными продуктами питания выше, а экспорт аграрной продукции больше. Пусть документ построен исходя из потребностей сегодняшнего дня, в общей системности и проработке ему не откажешь.
ЧЕТЫРЕ ИНДИКАТОРА
Поскольку сфера аграрного производства для Казахстана стратегическая, то на специальном заседании помимо руководства Минсельхоза присутствовали комитеты АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен», более 350 сельхозтоваропроизводителей со всех регионов страны, представители науки, союзов фермеров, отраслевых ассоциаций и эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Проект нацелен на двукратное увеличение доходов работников сферы АПК, обеспечение стабильным доходом более 1 млн сельских жителей, вовлечение в производственные экосистемы 350 тыс. фермерских и домашних хозяйств, а также создание 70 тыс. семейных аграрных хозяйств», – сообщил вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов, представлявший концепцию.
Первый из четырех целевых индикаторов предполагает повышение производительности труда в 2,5 раза. Второй – насыщение внутреннего рынка социально значимыми продовольственными товарами на уровне 80 %. Третий индикатор направлен на увеличение экспорта переработанной продукции АПК в 2 раза. Четвертый – это стабильное повышение доходов 1 млн сельских жителей. Таким образом, индикаторы охватывают как собственно экономические, так и социальные показатели на аграрных территориях.
Существуют три надежных способа разориться: женщины, азартные игры и сельское хозяйство. Специфика аграрного производства в том, что рентабельность в 25-30 % в благоприятный год, при средней по гражданской авиации в 7 % (до пандемии) может перемежаться с куда более масштабными издержками в неурожайные годы. Из-за того, что сельхозпроизводителям приходится иметь дело с погодой и другими природными факторами (саранча, например), степень неизвестности получается гораздо выше, чем при производстве автомобилей или услугах сотовой связи.
Министерство сельского хозяйства до 2026 года предлагает поработать над тем, чтобы структурные перекосы стали меньше, обеспеченность аграрными знаниями, техникой и инфраструктурой больше, финансовая защищенность работников АПК выше, а количество производимого и экспортируемого продовольствия масштабнее. Благородные задачи подкреплены инструментарием, с помощью которого их будут достигать.
ПЯТНАДЦАТЬ НАПРАВЛЕНИЙ
Приоритетные направления сами по себе представляют целые кластеры. Так, производство высокорентабельных культур в растениеводстве требует решения проблем внесения достаточного количества минеральных удобрений, подтягивания отечественного семеноводства до уровня требований третьего тысячелетия и повышения темпов обновления сельскохозяйственной техники. Есть еще фактор погоды, но здесь возможности человека ограничены.
С другой стороны, сельхозкультуры с высокой рентабельностью следует оптимальнее подбирать под природно-климатические условия конкретных агрохозяйств в определенных зонах. Здесь без специальных научно-прикладных знаний не обойтись. Для этого в отдельный приоритет выделено развитие аграрной науки и образования.
Отмеченные в направлениях интенсивное молочное животноводство, мясное животноводство и птицеводство давно уперлись в проблему дефицита кормов. Поэтому развитие кормопроизводства – тоже один из приоритетов до 2026 года – представляет собой узел, успешное «развязывание» или «разрубание» которого автоматически приводит к улучшению базовых условий в остро зависящих от кормов секторах.
Помимо дефицита кормов у того же интенсивного молочного животноводства есть и свои собственные узкие места. Среди них низкая продуктивность, долгий срок окупаемости проектов, недостаток квалифицированных кадров, неразвитость цепочек добавленной стоимости, отсутствие залогового обеспечения и, как одно из следствий, проблемы с получением кредитов.
Мясному животноводству не хватает качественных пастбищ, в том числе обводненных. Есть проблема низкой доли переработки шерсти и шкур.
Птицеводы имеют постоянную проблему в виде демпинга со стороны импортеров мяса птицы.
Что касается переработки продукции АПК, то МСХ в качестве отраслевого регулятора констатирует хронический дефицит оборотных средств и сырья. Если мы вспомним историю с запретом на экспорт живого скота, то до введения моратория в действие отечественные мясокомбинаты имели загрузку мощностей всего на 35-40 %. Разработчики концепции предлагают выдавать переработчикам льготные кредиты на покупку сырья, разработать современные стандарты качества, освободить от уплаты НДС при импорте сырья.
Среди других направлений стоит назвать совершенствование ветеринарной и фитосанитарной безопасности, поскольку именно на этой почве часто чинятся препоны допуску казахстанской продукции на рынки ЕАЭС.
Цифровизация АПК тоже назревшее требование времени. Жизнь и технологические процессы показали, что возможности для применения IT-технологий в сельском хозяйстве просто обширнейшие. Здесь платежеспособный спрос даже важнее программистов, понимающих в сельском хозяйстве, поскольку «длинный тенге» создает достаточную мотивацию для погружения в специфику аграрных технологий.
ДЕНЬГИ
Все аспекты деятельности АПК так или иначе упираются в вопросы финансирования. Одно из приоритетных направлений сформулировано как повышение доступности финансовых услуг. Специалисты по работе финансового сектора отмечают, что в настоящее время многие коммерческие банки перешли в стадию «мышкования». Это как лиса, когда у нее в силу каких-либо обстоятельств нет возможности ловить зайцев или уток, переходит на поиск мышей. Мыши мельче, зато их много. Но даже фаза «мышкования» в БВУ не сделала для них АПК интересным. Дело в том, что у аграриев объективно не хватает ликвидных залогов, которые были бы интересны коммерческим банкам.
Для привлечения финансовых потоков в аграрный бизнес Минсельхоз предлагает упростить для банков процедуру заложенного права землепользования. Сам режим налогообложения субъектов АПК должен стать простым и понятным. В настоящее время, например, выделяемые государством субсидии сельхозпроизводителям тоже облагаются налогами, что требует сложного бухгалтерского сопровождения.
МСХ выступил с инициативой вовлечь социально-предпринимательские корпорации (СПК) и инвестиционные фонды в соинвестирование сельхозпроектов. Данная мера должна повысить доверие БВУ к работе с АПК. Еще необходимо расширить перечень страховых продуктов в агарной отрасли. Также предлагается развивать инструмент форвардного закупа и внедрение аграрных расписок.
Интересную картину дает разбивка финансирования пятнадцати приоритетных направлений по годам.
Так, затраты на развитие агропереработки в 2022 году должны составить 100,1 млрд тенге, в 2023 – 159,9 млрд, в 2024 году – 224,9 млрд тенге, в 2025 – 275,2 млрд, а в 2026-ом – 344,1 млрд тенге.
То есть, мы видим нелинейный рост финансирования. В птицеводстве картина с сокращением от 107,9 млрд тенге в 2022 году до 51 млрд в 2026-ом. А на развитие кормопроизводства предлагается тратить по 107,75 млрд ежегодно. Все свидетельствует о применении гибкого финансового подхода, который тщательно учитывает характеристики каждого направления в зависимости от ожидаемых объемов производства и траектории дел в конкретной отрасли.
В концепции предлагается, чтобы «КазАгро» за 2022-2026 годы выдал кредиты участникам агросектора на общую сумму 2,36 трлн тенге, коммерческие банки (в совокупности) – 872 млрд тенге, общая сумма субсидий – 838 млрд тенге.
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Одно их пятнадцати приоритетных направлений Нацпроекта касается вопросов развития сельских территорий. Здесь затронута задача общегосударственного масштаба предполагаемого использования ресурсов и усилий.
Другими словами, потенциальных возможностей одного Минсельхоза при таком объеме работ явно недостаточно. Здесь тоже проявляется специфика функционирования АПК. Чтобы разрабатывать нефтяное или медное месторождение нужно в первую очередь само наличие полезных ископаемых и технические возможности для их рентабельной добычи. На селе правила игры другие.
Наличие пригодных под пашню или пастбища земель далеко не всегда означает автоматическую возможность их вовлечения в оборот. Если местность малонаселенная, то одно логистическое плечо по доставке людей, семян и сельскохозяйственной техники в район потенциальной пашни может сразу отбить охоту заниматься растениеводством. В случае с пастбищами отсутствие жилищ для чабанов или высокий уровень криминала в виде скотокрадов тоже могут стать непреодолимым барьером для организации производства.
Поэтому в реальности на сельских территориях должно быть все – от питьевой и технической воды до трудовых ресурсов необходимой квалификации и транспортных артерий. На дворе третье тысячелетие и запросы сельских жителей постоянно растут. Здесь тоже нужны широкополосный интернет, разнообразный ассортимент товаров в магазинах и приемлемый уровень досуговых возможностей.
Гармоничное развитие сельских территорий возможно только в том случае, когда они развиваются не анклавно, а в плотном взаимодействии со всеми другими элементами социально-экономической жизни страны. На одном конце интеграции зерновой клин и пастбища, на другом – прилавки торговых сетей. А вокруг всего этого полный пакет инфраструктуры от научного сопровождения, снабжения семенами и получения производственного кредита до работы транспорта, элеваторов, рефрижераторов, ветеринарных служб, правопорядка и разумного налогового режима.
В конечном итоге конструктор получается чрезвычайно большой, взаимозависимый, с большим количеством обратных связей, перетоков и мультипликативных эффектов.
Как бы то ни было, но Минсельхоз свои блоки предложил и их использование обосновал. Вообще комплексность подхода в Нацпроекте по развитию АПК до 2026 года и наличие осязаемых целевых индикаторов внушают обоснованный оптимизм в успех предложенного дела.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости