«Ведомости Казахстана» помимо саммита «Китай – Центральная Азия» в древней столице Поднебесной, посетили заводы и предприятия провинции Шэньси
Город, где впервые за тридцать лет прошел саммит по формуле «Китай плюс пять государств Центральной Азии», просто переполнен символизмом. Даже тот момент, что перед фазовым мероприятием в новейшей истории взаимоотношений стран региона с Поднебесной запустили прямые авиарейсы Астана – Сиань стал знаковым событием сближения. Работающая на маршруте «Air China» – это флагманский авиаперевозчик, то есть единственная авиакомпания, несущая на своих самолетах флаг КНР.
Шесть редакций
«Ведомости Казахстана» посетили исторический саммит в компании с представителями редакций «Деловой Казахстан», CGTN-Русский (международный телеканал Центрального телевидения Китая, вещающий на русском языке), «Kazakhstan Today», «Baq.kz» и собкора агентства «Хабар» по Восточно-Казахстанской области.
Отдельно функционировали СМИ из пула президента. Можно сделать вывод о том, что китайская сторона после затяжного периода пандемийных ограничений возвращается в международную информационную сетку. При этом в пресс-туры приглашаются те редакции, которые в определенной степени владеют общим контекстом казахстано-китайского сотрудничества и знакомы с повесткой.
По аналогичному принципу были сформированы журналистские группы из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. С коллегами из Туркменистана пересечься не довелось. Похоже, от Ашгабата были только представители президентского информационного пула.
Рабочими языками функционировали русский и английский. На английском велась коммуникация с журналистами из Африканского союза. В эту международную межправительственную организацию входят 55 государств. Причем в Сиане находились представители как из англоязычных, так и из франкоязычных африканских стран.
У представителей СМИ из Африки была своя программа пребывания, куда включили и посещение саммита «Китай – Центральная Азия». Видимо, в Пекине хотели познакомить африканских журналистов с тем, как КНР взаимодействует со своими соседями на западных рубежах по восточный берег Каспия включительно. Сегодня Поднебесная предлагает миру «Пояс и Путь» как проект глобального масштаба, а потому перекрестное информационное взаимодействие между его различными направлениями вполне естественно и закономерно.
Отдельно стоит выделить группу журналистов из Восточной Европы (Румыния, Сербия и другие), в чей информационный тур тоже включили мероприятия по встрече председателя КНР Си Цзиньпина с лидерами центральноазиатских государств.
Большая Провинция
Китайская провинция – это не совсем то, что принято понимать под данным термином в Казахстане. В провинции Шэньси, где Сиань является городом субпровинциального подчинения (административная единица окружного уровня, по статусу приближающаяся к городу центрального подчинения) и местом пребывания правительства провинции, проживает под 40 млн человек. В самом Сиане почти 13 млн жителей, то есть демографических аналогов ему нет во всей Центральной Азии.
В провинциях могут отличаться не только кухня, культура или языковые моменты, но даже антропологический вид китайцев. Вот и Шэньси, находящаяся среди провинций с относительно немногочисленным по меркам Поднебесной населением, по своим экономическим, образовательным и научным параметрам способна соперничать с весьма серьезными государствами современного мира.
Про богатейшую историю и культурное наследие вообще отдельный разговор. У Сианя за спиной 31 век городской истории.
Если смотреть объективно, то с каждой провинцией можно знакомиться по полгода. Разумеется, у журналистов столько времени быть не может. Тем не менее, китайская сторона старается включать в программы пребывания представителей СМИ разные по своей структуре, климату и прочим параметрам провинции, автономные районы и города центрального подчинения.
Такой подход позволяет создать более полное представление о степени разнообразия КНР. Кстати, данное многообразие выступает одним из мощных факторов китайской «мягкой силы», поскольку здесь можно найти если не все, то очень-очень многое.
Китайские корреспонденты запросто берут интервью у иностранных журналистов. Там это считается в порядке вещей и в рамках структур медийной повседневности. Вопросы могут быть как самыми обыкновенными – Который раз в Сиане? Что понравилось? – так и в глубину по интересующей редакционную политику тематике.
Есть русскоязычные китайские журналисты. Когда имеется потребность, то пользуются услугами переводчиков. А еще у медийщиков Поднебесной хорошие специальные программы, которые устанавливаются на телефон и могут автоматически переводить речь с русского языка в китайский текст. И наоборот из китайской речи в текст на русском языке, что позволяет нормально общаться.
Если иностранные журналисты искренне интересуются Китаем (а это всегда чувствуется), то местные работники СМИ с удовольствием идут навстречу, объясняют важные или малопонятные нюансы. Вообще доброжелательность и заинтересованность при таком контакте всегда присутствует, чувствуется внимание и забота.
Пресс-подходы
В отеле, где разместили казахстанскую группу журналистов, был оборудован большой пресс-центр. Интернет работал очень хорошо и все необходимые ресурсы и сайты были доступны. В самом пресс-центре располагались два зала. Который побольше использовался для пресс-конференций, а в «малом» зале находились компьютеры (с подключением к Всемирной паутине) в свободном доступе для подготовки материалов. Чай, кофе – все как положено.
Что же касается собственно мероприятий саммита, то нам удалось посетить два важных события. В первый день С5+Китай – 18 мая – мы попали на саму встречу в Лотосовом саду династии Тан, где Си Цзиньпин принимал руководителей государств Центральной Азии.
Первое название Сианя – Чанъань («долгий мир»). Был местом назначения торговых караванов, которые по Великому шелковому пути шли в Китай. В эпоху империи Тан город по форме напоминал прямоугольник, разбитый на одинаковые кварталы наподобие шахматной доски. В ту пору – середина VIII века – столица Поднебесной насчитывала 1 млн жителей, что делало ее крупнейшим городом мира.
Встречу в Лотосовом саду организовали так, что с одной стороны дворца двигается Си Цзиньпин со своей супругой Лиюань, а с другой Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мерзиёев, Эмомали Рахмон, Садыр Жапаров и Сердар Бердымухамедов. Все на красной дорожке.
Журналисты на трибуне вроде открытого стадиончика, а на фоне VIP-персон танцевальный ансамбль в праздничных костюмах и со специальными зонтами. Потом супруга председателя КНР приостановилась, а китайский лидер прошел дальше и приветствовал гостей.
Интересно, что Казахстан и Китай соглашение по безвизовым поездкам сроком на 30 дней подписали еще 17 мая, то есть накануне. В день семидесятилетнего юбилея президента Токаева.
В Международном конференц-центре г. Сиань (находится в Экспо-парке) 19 мая Си Цзиньпин вышел к прессе и зачитал текст (пару отрывков приведем ниже). Потом в Экспо-парке высокие гости стали высаживать гранатовые деревья в знак дружбы между станами.
Декларация
«Сиань в древние времена назывался Чанъань, был местом зарождения китайской цивилизации и колыбелью китайской нации, считался восточной отправной точкой Великого Шелкового пути. Чжан Цянь более 2100 лет назад в качестве посланника династии Хань отправился из Чанъаня в Западный край, заложив начало дружественных контактов Китая и Центральной Азии, – отметил председатель КНР в своей речи.
– В течение столетий народы Китая и стран Центральной Азии вместе проложили Великий Шелковый путь и веками были свидетелями его процветания, внося исторический вклад в обмен и бурное развитие мировых цивилизаций. Ли Бо, китайский поэт династии Тан, написал: «Новая встреча и добрая беседа бесценна». Сегодняшний саммит в Сиане, призванный продолжить тысячелетние традиции дружбы и открыть новые перспективы, имеет очень важное значение».
Вот еще важный отрывок: «Мир, эпоха и исторические условия претерпевают невиданные изменения. Центральная Азия, расположенная в самом центре евразийского континента, соединяет его север и юг, восток и запад.
Мир нуждается в стабильной Центральной Азии. Суверенитет, безопасность, независимость и территориальная целостность стран ЦА должны быть обеспечены, самостоятельно выбранные их народами пути развития должны уважаться, их усилия к миру, добрососедству и спокойствию должны быть поддержаны.
Мир нуждается в процветающей Центральной Азии. Динамично развивающаяся ЦА не только отвечает чаяниям народов региона на прекрасную жизнь, но и придаст мощный импульс восстановлению мировой экономики.
Мир нуждается в гармоничной Центральной Азии. «Доброе братство милее богатства». Межэтнические конфликты, религиозные трения и межкультурные различия в ЦА далеко не являются проблемами непреодолимыми. Народы едины в стремлении укреплять солидарность, инклюзивность и согласие. Никто не имеет права создать разлад и даже противоборство в регионе, тем более претендовать на корыстные политические интересы.
Мир нуждается во взаимосвязанной Центральной Азии. Располагая уникальным географическим положением, ЦА имеет все предпосылки, условия и возможности утвердиться как важный транспортный узел на евразийском континенте, внося собственный вклад в глобальную торговлю, межцивилизационные обмены и научно- техническое развитие всего мира».
Важные объекты
Сианьский транспортный университет тоже входил в карту посещений казахстанскими журналистами. Учебное заведение выпускает кадры для вождения китайских скоростных поездов. Фирменный поезд «Фусян» развивает скорость до 400 км в час. Головной завод по производству таких поездов расположен в городе Циндао.
В вузе установлены тренажеры по управлению поездами, которые движутся в половину скорости самолета. Здесь же своеобразный железнодорожный музей, где можно отследить эволюцию от паровозов начала прошлого века до тех моделей тепловозов, электровозов и вагонов, которые с советских времен и до сих пор используются на постсоветском пространстве.
Китайские машиностроители производят модернизированные версии советских поездов и отправляют их на экспорт в те страны, где они находятся в эксплуатации и пользуются спросом. Для пассажирского сообщения в самой Поднебесной такие технические решения уже устарели. А на той же ветке Улан-Батор – Москва китайская версия модели успешно функционирует. То есть поезд новенький и модернизированный, но построенный по старой технологии.
Компания «Айцзюй» в провинции Шэньси имеет несколько сот магазинов оптово-розничной торговли продуктами питания. В ее ассортименте присутствует ряд продовольственных товаров из Казахстана (мука, макароны, пиво, мед). Есть продукция из других государств Центральной Азии.
Производственная ниша данной компании сфокусирована на производстве разнообразного растительного масла: подсолнечного, рапсового, сафлорового, хлопкового…
Представителям СМИ показали склады, магазины и вообще трудовые будни достаточно крупного торгово-промышленного игрока, который взаимодействует с партнерами из Центральной Азии и России.
Строящийся большой сухой порт Сианя тоже включили в программу ознакомления для журналистов. Получился формат индустриальной экскурсии. Казахстанцам широко известен сухой порт Хоргос на границе с Китаем. Объект в Сиане пока еще находится в стадии достраивания, но само количество разнообразных контейнеров на его территории впечатляет уже сейчас.
Сианьский сухой порт формируется вокруг перевозок поездами и ориентирован на центральноазиатское направление. Главный город провинции Шэньси будет одним из узловых центров в обширной системе как внутрикитайских, так и международных транспортных потоков.
Продолжение следует
Алексей ЛУЖНЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости