Казахстанско-американский президентский тандем
По историческому совпадению в истории независимого Казахстана его президенты избираются на первый срок при республиканской администрации США, но потом им на протяжении длительного периода приходится иметь дело с хозяином Белого дома в Вашингтоне от Демократической партии.
ТЕНГИЗ И КАШАГАН – КОЗЫРИ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Напомним, что первые всенародные выборы президента тогда еще Казахской ССР прошли 1 декабря 1991 года. В это время в США подходило к концу 12-летнее правление республиканской администрации, которую с 1981 года по 1989 год возглавлял Рональд Рейган, а затем еще 4 года Джордж Буш — старший.
Как нетрудно подсчитать, на сотрудничество с этой администрацией история отвела первому президенту независимого Казахстана лишь год с небольшим, так как г-н Буш-старший покинул свой пост 20 января 1993 года. Тем не менее, этого короткого срока хватило республиканской администрации для того, чтобы заложить по крайней мере два краеугольных камня в сотрудничество США с Казахстаном – признать независимость юного государства и подготовить к подписанию стратегически важный для отечественной экономики контракт по совместному освоению гигантского нефтяного месторождения Тенгиз.
Это историческое соглашение было подписано в апреле 1993 года, когда хозяином Белого дома стал демократ Билл Клинтон. К тому времени его предшественник на этом посту завершил вместе с союзниками войну в Персидском заливе, ключевым элементом которой стала операция «Буря в пустыне», был освобожден Кувейт и разгромлена иракская армия.
Кстати, автору этих строк весной 1993 года во время пресс-тура под эгидой НАТО в группе журналистов разных стран довелось побывать на главной военно-морской базе ВМС США в Норфолке, куда как раз в то время возвращались подразделения, принимавшие участие в той войне.
Конечно, в то время о Казахстане в Штатах было практически неизвестно, к тому же там тогда практически не было специалистов по нашей стране, так как американские советологи специализировались главным образом на России. Последняя, которую тогда возглавлял «друг Билла» – Борис Ельцин — была и в фокусе внимания администрации г-на Клинтона среди постсоветских республик.
Тем не менее, как раз при этой администрации состоялся исторический визит первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Штаты в ноябре 1997 года. Тогда были подписаны еще два краеугольных документа для двустороннего сотрудничества – Хартия об экономическом партнерстве в дополнение к Хартии о демократическом партнерстве с приданием нашей стране статуса стратегического партнера США и соглашение о разделе продукции по Северному Каспию с целью разработки еще одного гигантского нефтяного месторождения – Кашаган.
Состоялась и встреча первого казахстанского президента со своим американским визави. После этого на брифинге для казахстанских журналистов в официальной гостевой резиденции «Блэр Хаус» (она расположена напротив Белого дома) занимавший тогда пост министра иностранных дел нынешний глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что отныне созданы все экономические и правовые условия для стратегического партнерства двух стран.
Автору этих строк довелось тогда в составе группы журналистов сопровождать нашу официальную делегацию. В кулуарных беседах в ходе визита тогда не раз говорилось о том, что отношения наших стран далеко не столь безоблачны, поскольку администрация США хотела бы видеть более активное продвижение Казахстана в демократических реформах.
Наиболее последовательно в этом вопросе Соединенные Штаты проявили себя во время руководства Госдепартаментом США Мадлен Олбрайт, первой женщины на этом посту в американской истории, выступавшей сторонницей жесткого курса США в международных отношениях.
В итоге в последний год правления той демократической администрации в Алматы на самом высоком уровне было заявлено: «Здесь, в Центральной Азии, мы считаем, что, задрав штаны, в Соединенные Штаты бегать за демократией не будем… Никакая критика той политики, которую мы проводим, никакое вмешательство во внутренние дела под предлогом демократии нами восприниматься не будет». По совпадению одновременно Казахстан досрочно рассчитался по своим долгам с МВФ и даже прекратил на время сотрудничество с этой международной финансовой организацией.
СОЛИДНЫЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ БАГАЖ ДЖО БАЙДЕНА
Стоит напомнить и о том, что нынешний американский президент в то время был сенатором и на встречах тамошних политиков с казахстанской делегацией не был замечен – тон в них в качестве сопредседателя двусторонней комиссии задавал вице-президент Альберт Гор. Тем не менее, г-н Байден, избранный в сенат США в 30-летнем возрасте от штата Делавэр в 1972 году и возглавлявший судебный комитет верхней палаты Конгресса в 1987-1995 годах, к тому времени уже считался видной фигурой в американской внешней политике.
Ведь в 1979 году он посетил СССР в составе делегации американских сенаторов для переговоров о взаимном сокращении ядерных вооружений в рамках договора ОСВ-II в качестве главы подкомитета сената по делам Европы. Принимали ту делегацию в Москве на высшем уровне – в переговорах участвовали тогдашний советский лидер Леонид Брежнев и глава правительства Алексей Косыгин.
Во второй раз г-н Байден посетил СССР в разгар перестройки в январе 1988 года и вновь для обсуждения вопросов ядерного разоружения. В послужном внешнеполитическом списке г-на Байдена есть и поездка в Россию после обретения ею независимости в 1997 году, когда он встретился помимо других политиков и с генералом Александром Лебедем.
Кроме того, в 1995-2007 годах он входил в группу по армянским делам Конгресса США, голосовав за выделение американской финансовой помощи Армении и Нагорно-Карабахской Республике в 1992—2008 годах.
Формально же одним из рулевых американской внешней политики Джо Байден стал после избрания в 2001 году председателем сенатского комитета по международным отношениям. Этот пост он занимал трижды, будучи руководителем этого влиятельного комитета в 2001-2003 и 2007-2009 годах, когда администрацию США возглавлял республиканец Джордж Буш-младший.
Это был непростой период в истории страны – он начался с террористических актов против США 11 сентября 2001 года, после чего Белый дом объявил о начале глобальной войны против терроризма и американские войска вошли сначала в Афганистан, а затем и Ирак.
Завершилось же то президентство ипотечным кризисом в США, быстро переросшим в глобальную финансовую катастрофу для всего мира. Бороться с кризисом пришлось демократической администрации США, возглавил которую президент Барак Обама, победивший на выборах в 2008 году и также сенатор, в паре с которым в Белый дом вполне заслуженно пришел г-н Байден, ставший вице-президентом.
За 8 лет работы на этом посту последний курировал внешнюю политику США, проводя последовательно традиционную для демократов многостороннюю и взвешенную жесткую линию как по защите национальных интересов США, так и по продвижению американских ценностей по всему миру. Было необходимо завершить вооруженные конфликты, инициированные предыдущей республиканской администрацией на Ближнем Востоке, перенести фокус внимания внешней политики на Азию прежде всего за счет укрепления связей со странами АСЕАН, обеспокоенными растущей мощью Китая, и запуска проекта Транс-Тихоокеанского партнерства, добиться закрытия ядерной программы с Ираном, нормализовать отношения с Кубой и т.д. Напомним также и об уничтожении лидера «Аль-Каиды» Усамы Бен Ладена.
Примечательно, что пока г-н Байден не был у дел во время правления последней республиканской администрации, он занимался преподаванием международной дипломатии в университете Пенсильвании и возглавил центр «Penn Biden Center for Diplomacy and Global Engagement», специализирующийся на вопросах дипломатии, внешней политики и национальной безопасности.
С учетом такого солидного послужного списка нынешнего президента США можно не сомневаться в том, что он быстро сформирует команду опытных чиновников для проведения в жизнь внешнеполитических установок, которые фактически продолжат линию предыдущей демократической администрации.
С НАШЕЙ СТОРОНЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГАРАНТИРОВАННА
Для Казахстана правление той демократической администрации США в 2009-2016 годах было, по общему мнению экспертов, довольно благополучным и взаимовыгодным.
Достаточно напомнить о таких эпохальных событиях как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году и вступление в ВТО в 2015 году. Г-н Обама называл первого президента Казахстана хорошим другом и надежным партнером США.
Оба президента не раз встречались в те годы, причем было заметно, что их обсуждение выходит за рамки сугубо двусторонних отношений, затрагивая такие глобальные проблемы как ядерное разоружение, ситуацию в Афганистане, Центральной Азии и в целом в Евразии, энергетическую сферу и многие другие.
Как отметил г-н Назарбаев после встречи с тогдашним американским президентом на полях Генассамблеи ООН в сентябре 2015 года, «в течение 7 лет диалог с господином Обамой у нас всегда был очень продуктивным. Соединенные Штаты Америки по моей просьбе помогли вступлению Казахстана в ВТО, постоянно поддерживают все наши инициативы… Я говорил, что мы хотим, чтобы Америка продолжала и дальше поддерживать нашу независимость, наши устремления, наши экономические программы».
Поэтому можно не сомневаться, что и теперь администрация президента Джо Байдена продолжит свой прежний курс на укрепление сотрудничества с Казахстаном.
Судя по всему, такой же настрой и у нынешнего политического руководства нашей страны. Ведь действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев по праву считается одним из архитекторов внешней политики Казахстана. Он занимал пост министра иностранных дел в 1994—1999 и 2002 – январь 2007 годах, то есть почти 10 лет из 30-летней истории независимого существования Казахстан!
На этом посту им были подписаны такие ключевые для нашей истории документы как Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. К этому солидному стажу нужно добавить еще 6 лет (2013-2019 годы), в которые г-н Токаев возглавлял Сенат Парламента – ведь верхняя палата играет важную роль в формировании внешнеполитических установок.
На международной сцене г-н Токаев известен также и тем, что в 2011 году был назначен заместителем генерального секретаря ООН и генеральным директором отделения ООН в Женеве. Он занимал также пост личного представителя руководителя ООН на Конференции по разоружению и должность ее генерального секретаря. Его кандидатура всерьез рассматривалась и для назначения генсеком ООН, что выглядело вполне логично как с учетом богатого дипломатического опыта, так и владения пятью языками, в том числе четырьмя официальными ООН.
Вполне очевидно и то, что нынешний глава государства намерен полностью контролировать внешнюю политику Казахстана с усилением в ее реализации роли МИДа.
Об этом говорит и недавнее повышение статуса министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди до заместителя премьер-министра. Вполне очевидно, что ставка будет делаться на вполне оправдавшую себя многовекторность в формировании и проведении этой политики на основе преемственности сложившихся ее основ и достижений.
А поскольку и новая администрация США уже в первые дни ее деятельности подтвердила свою приверженность внешнеполитическому курсу демократов в 2009-2016 годах, то для обеих стран складывается вполне благополучная и взаимовыгодная ситуация для развития двустороннего сотрудничества на ближайшие годы.
И им есть над чем работать – ведь за 11 месяцев прошлого года доля США во внешнеторговом обороте Казахстана составила лишь 2,0 %, при этом в экспорте из нашей страны доминируют минеральные продукты, а в импорте из Штатов оборудование. По данным офиса торгового представителя США в 2019 году Казахстан занимал 86-е место среди экспортных рынков, а в импорте – 72-е среди стран-партнеров.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости