Казахстан намерен быстро пройти сложный путь от налаживания устойчивых цепочек поставок комплектующих и запчастей для всех видов автотранспорта до разворачивания собственного их производства в стране в кратчайшие сроки.
Такая амбициозная цель была озвучена представителями промышленного блока правительства республики и вовлеченного в автопроизводство отечественного бизнеса во второй декаде апреля этого года, в ходе крупнейшей международной выставки запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобилей в Казахстане и Центральной Азии Automechanika Astana 2024.
Сложности логистики – отголосок пандемии
События четырехлетней давности, связанные с карантинными ограничениями по COVID-19, ударили по всему мировому автопрому: глобальный объем продаж автотранспортных средств в 2020-м просел на 13,6% по сравнению с предыдущим годом, уменьшившись до 78,5 млн единиц.
Причем связано это было не столько с падением спроса на новые автомобили, сколько с тем, что сборочные предприятия вынуждены были сокращать производство или вовсе приостанавливать работу.
После ослабления весенних карантинных ограничений в мировом автопроме появилась новая проблема — нехватка автомобильной электроники, которая не позволила заводам работать на полную мощность и производить нужное количество авто для удовлетворения потребностей мирового рынка.
Эта проблема была связана, в числе прочего, и с разрывом логистических связей – но Казахстан тогда сумел в полтора раза нарастить выпуск автотехники, с 50,5 тыс. в 2019-м до 77,5 тыс. единиц по итогам 2020-го года.
Этот несомненный успех на фоне общемировых проблем был связан, в первую очередь, с повышением уровня локализации производства автокомпонентов и комплектующих в стране, с 33% в 2019-м до 40% в августе 2020-го года.
В дальнейшем объем производимых внутри страны автокомпонентов продолжал расти – так, на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» он к 2021-му году составлял уже порядка 50%, учитывая, что данное предприятие на внутреннем рынке занимает долю более чем в 60%, становится понятно, как казахстанский автопром обходил сложности пандемийного обрыва логистических цепочек и последовавшего за ним нового потрясения для глобального автопрома в виде событий в Украине в 2022-м году.
За счет внутреннего производства компонентов в Казахстане сумели существенно нарастить объем сборки отечественных авто до рекордного уровня почти 150 тыс. единиц по итогам прошлого, 2023 года. Но, тем не менее, полностью проблем с поставками автокомпонентов это не решило. И сейчас казахстанские власти ищут возможность привлечь в страну новых инвесторов в этом сегменте, одним из главных событий в котором является международная выставка Automechanika Astana.
«Несомненно, для всех участников и всего бизнес-сообщества это большое событие, где идет активное налаживание новых контактов, — сказал на открытии выставки член правления — заместитель председателя правления Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» Мурат Амрин.
— Учитывая текущую геополитическую ситуацию в мире, мы должны находить время и новые решения для стабилизации ситуации в отрасли, упрощать процедуры по доставке товаров, компонентов, а еще лучше – производить большое их количество здесь, в Казахстане. Здесь, конечно, имеется много вопросов по мерам государственной поддержки таких производств, но их можно и нужно обсуждать в ходе данной выставки, причем свои проблемные вопросы любой ее посетитель, рядовой казахстанский автолюбитель может задать на круглых столах и представителям госсектора, и представителям автобизнеса страны».
Отметим, что выставка Automechanika Astana проводится в столице Казахстана с 2016-го года, с каждым годом количество ее участников растет: если в самой первом мероприятии восемь лет назад принимало участие всего 134 компании из 8 стран мира, то в этом году на площадях выставочного павильона ЭКСПО в Астане разместились стенды 483-х компаний из 21 страны.
Причем представители двух государств – Турции и Южной Кореи – вообще объединили свою продукцию в национальных павильонах, выразив, таким образом, высокую заинтересованность в приходе на казахстанский рынок.
«Мы активно работаем над развитием рынка производства комплектующих, сейчас в Алматы и в Костанае создаются соответствующие кластеры по автокомпонентам. Мы хотим в первую очередь локализовать бампера, мультимедийку, диски, сиденья в этом году уже планируем выпускать. Причем все это намереваемся сделать за счет кластерной концентрации малого и среднего бизнеса вокруг крупных производств», — сказал на открытии выставки председатель Комитета промышленности министерства промышленности и строительства Республики Казахстан Азамат Панбаев.
Казахстан становится для Европы окно в ЦА
Отметим, что Automechanika Astana входит в сеть крупнейшего в мире организатора выставок, конгрессов и мероприятий Messe Frankfurt Exhibition GmbH, который проводит ежегодно более 100 мероприятий по всему миру, главным из них является выставочный ивент во Франкфурте-на Майне в Германии.
Однако именно казахстанской выставке, по словам ее немецких соорганизаторов, они уделяют особенное внимание: Казахстан, по мнению вице-президента Messe Frankfurt Exhibition GmbH Майкла Йоханнеса, является воротами для немецких производителей и в Центральную Азию, и – в свете нынешнего геополитического положения – на российский рынок, потерю которого тот же немецкий автопром переживает сейчас достаточно болезненно.
«Мы очень рады снова вернуться в Астану: для нашего развития в Центральной Азии, для нашего становления здесь в качестве полноценного игрока рынка столица Казахстана играет очень большую роль, говорит г-н Йоханесс.
— Автомобильный рынок – один из самых активно развивающихся международных рынков, у нас есть представительства в 14 странах, там постоянно проводятся аналогичные выставки – и мы видим в этом большой потенциал развития.
Есть много сложностей в нашей деятельности, но и много возможностей, и мы верим, что опыт, полученный в Казахстане, поможет нам преодолевать сложности во всем мире. Нам очень нужны партнеры в логистической сфере и Астана для нас – это важное место, обеспечивающее взаимосвязанность разных регионов мира. Центральная Азия – важный регион, обеспечивающий взаимосвязанность разных сторон света, поэтому мы здесь», — добавил он.
Присмотреться к казахстанскому рынку и к казахстанским партнерам на Automechanika Astana 2024 приехал и генеральный директор крупнейшего игрока Европы на рынке трансграничных поставок Logistic Network Consultants GmbH Штефан Шредер.
Он заявил, что его структура заинтересована в успешных переговорах и налаживании связей между европейскими производителями автокомпонентов и запчастей с казахстанскими автодилерами, поскольку в этом случае немецкий «перевозчик» получит гарантированные объемы стабильных перевозок из Старого света в Центральную Азию.
Правда, у столичных властей ожидания от выставки были несколько иными: руководитель управления по инвестициям и развитию предпринимательства акимата Астаны Акимжанов Халел дал понять, что гарантированные поставки автокомпонентов из Европы – это лишь первый шаг сотрудничества, в дальнейшем же власти Астаны рассчитывают на появление в том числе и в столице не только сервисных центров, но и производственных мощностей, которые будут снабжать эти центры всеми необходимыми запчастями для сервисного обслуживания как казахстанских автомобилей, так и иномарок, в том числе – европейских.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости