Мы уже сообщали о том, что в апреле в столице Казахстана прошла крупнейшая международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобилей в Казахстане и Центральной Азии. На которой больше половины участников – 320 компаний из 483-х – представляли страны Востока: это вполне естественно, учитывая тот факт, что автопроизводители из Азии вместе с казахстанскими партнерами, ТОО «СарыаркаАвтоПром», одними из первых локализовали производство своих автомобилей в Казахстане.
И намерены расширять производственную линейку в нашей стране, для чего им выгоднее будет наладить производство комплектующих, запчастей, а также материалов, необходимых в эксплуатации авто, на месте.
Чем казахстанский авторынок привлекателен для Азии
Как известно, в прошлом году мировой авторынок вырос на 11,1% по сравнению с 2022-м годом – в мире было реализовано 90 млн 079 тыс. новых легковых и легких коммерческих транспортных автосредств.
При этом без малого треть этих проданных в прошлом году новых автомобилей – 29 млн 633 тыс. единиц – были произведены азиатскими производителями. Данный общемировой тренд воплотился и в Казахстане – здесь в 2023-м при общем уровне продаж новых авто в 198 тыс. 686 машин автосалонами республики почти четверть (около 50 тыс. единиц) были авто 13 азиатских брендов, представленными в Казахстане.
И этом при том, что еще в 2019-м году, когда в Казахстане официально были представлены два азиатских бренда, их продажи насчитывали всего полторы тысячи автомобилей в год.
«По сути дела, рынок США зачастую принято называть главным мировым авторынком по той простой причине, что там очень стабильное потребление, стабильный спрос, высокая платежеспособность, множество самых разных финансовых инструментов есть у покупателя для приобретения техники, — заметил в ходе выставки эксперт авторынка. –
Тем не менее, Азия в последние годы обеспечила настоящий разрыв между своим рынком и рынком США, где чуть более 15 миллионов авто было реализовано в 2023-м году. Здесь опять же нужно принимать во внимание, что правительства стран Азии весьма активно и где-то даже агрессивно поддерживает своих производителей, на сегодняшний день азиатские бренды представлены, пожалуй, на всех рынках в мире».
При этом следует учитывать, что вхождение производственными в Казахстан азиатские партнеры рассматривают как возможность выйти еще и на соседние рынки, включая приграничные с РК области России.
Тем более, что до известных событий 2022 года российский авторынок входил в первую десятку мировых авторынков по емкости, да и сейчас остается на 11-12 местах в мировой табели о рангах и пятым по величине в Европе.
Тем не менее, казахстанский потребитель также интересен для азиатских автопроизводителей, поскольку до 2022 года продажи росли в течение нескольких лет темпами по 25% в год. И даже при прогнозируемом снижении темпов роста в стране остается простор как для сбыта новых автомобилей, так и для налаживания сервисных центров с организацией собственного производства компонентов и запчастей.
«Стоит напомнить, что в Казахстане в 2023 году почти 200 тыс. автомобилей было реализовано, рост – 60%, но, тем не менее, мы понимаем, что потенциал у нас все еще остается, — отмечает эксперт. – Да, этот рост будет намного скромнее того, который мы наблюдали в последние несколько лет, в этом году мы думаем, что рост будет в пределах 5-10% — это такой средний сдержанный сценарий будет.
Но спрос на новые авто будет продолжать расти хотя бы потому, что в Казахстане с 2014 года численность населения ежегодно растет на 250-300 тысяч человек, иногда до 500 тысяч человек в год, так что востребованность в автомобилях у населения постоянно нарастает».
На рост покупок новых автомобилей влияет и то обстоятельство, что на рынке появляются новые финансовые инструменты, позволяющие казахстанским автолюбителям приобретать достаточно дорогие автомобили в рассрочку.
Причем это совместные программы банков, автодилеров и автопроизводителей, которые постоянно совершенствуются и расширяются – в частности, ставка вознаграждения становится «плавающей» и снижается в зависимости от размера первоначального взноса, который готов оплатить покупатель.
В результате совокупный эффект от таких новых финансовых инструментов даже больший, чем от государственной программы льготного кредитования: госпрограмма в прошлом году позволила казахстанцам приобрести 12,5 тыс. новых автомобилей, причем в ценовом сегменте от 5,5 до 8,5 млн тенге. Но это лишь малая часть от 200 тыс. авто, купленных казахстанцами в прошлом году в автосалонах страны, так что емкость рынка и дальше будет расти за счет новых возможностей потребителя.
Почему казахстанцы активно пересаживаются на азиатские авто
Кстати, на выставке в Астане был развенчан миф о том, что азиатские машины завоевали весь мир и Казахстан в том числе за счет своей дешевизны: средняя стоимость нового автомобиля с Дальнего Востока на казахстанском рынке составляет 13 млн 325 тыс. тенге, что вполне сопоставимо с европейскими аналогами.
«Если говорить о европейских брендах, то их цена сопоставима с азиатскими аналогами, исходя из тех опросов, которые мы периодически проводим в автоцентрах, потребители зачастую выбирают автомобили с Востока по той причине, что они, во-первых, есть в наличии, а, во-вторых, мы видим интерес к тем опциям, которые предлагаются их автопроизводителями, — говорит эксперт.
— А восточные производители при сопоставимой цене предлагают чуть больше опций, чем их конкуренты, есть такая вещь, как гаджеты, которыми оснащены их автомобили – и с которыми связан мой реальный опыт с одним из частных клиентов: он купил в 2020 году новый Renault Duster, проехал на нем менее 25 тысяч километров, и обратился к нам за консультацией по новой азиатской машине. А когда мы спросили, почему он с французской машины хочет пересесть на азиатскую, он говорит: мне хочется современный автомобиль с планшетом и другими девайсами. То есть сейчас на потребительские предпочтения влияет фактор оснащенности автомобиля – и азиатские производители этот фактор очень хорошо используют», — поясняет он.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости