Почему идущий «от поражения к поражению» Умирзак Шукеев проиграл главе Фонда «Самрук-Казына». И как эту ситуацию обратить в свою пользу президенту Касым-Жомарту Токаеву.
Отставка кабинета министров Бакытжана Сагинтаева в начале нынешнего года и назначение на должность премьер-министра Аскара Мамина, по существу, преследовала две цели.
Первая – убрать собственно самого Бакытжана Сагинтаева. Вторая – убрать вице-премьера – министра сельского хозяйства РК Умирзака Шукеева, лидера неформального клана «сегментированных южан» (на юге Казахстана одновременно действует сразу несколько групп, «сегментов», всего лишь одним из которых управляет Умирзак Естаевич).
Вопросы — кто конкретно и почему избавлялся от Сагинтаева не являются предметом нашего эссе-расследования. Остановимся поэтому на теме: кто, зачем и каким образом «выбил» Шукеева из правительства. Тем более, что это исследование может быть интересно экспертам, политологам и журналистам, специализирующихся на текущем политическом моменте, транзите власти и новейшей истории независимого Казахстана.
КОМПРОМАТ ЕСИМОВА
Дело в том, что в начале 2019 года к теперь уже бывшему президенту, Елбасы Нурсултану Назарбаеву зашел председатель правления АО ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов. С собой Ахметжан Смагулович принес увесистую папку – результаты аудита Фонда национального благосостояния за шесть лет: с 2012 по 2017 годы включительно. То есть, за тот период времени, пока в «Самрук-Казына» правила команда Шукеева.
Результаты, мягко говоря, не понравились Нурсултану Абишевичу, и он частично удовлетворил просьбу Есимова – расправиться с Умирзаком Шукеевым, но, как всегда, сделал это в своей излюбленной изящной манере, никогда не решая все и сразу, и не давая одним полностью победить и стереть в порошок других, по крайней мере, в течении короткого времени.
Шукеев был понижен и отправлен «на галеры» — поднимать бедную и проблемную Туркестанскую область. А Ахметжан Есимов совместно с управделами первого президента Н.Назарбаева – Абаем Бисембаевым получили практически неограниченный контроль за Министерством сельского хозяйства Казахстана, сумев пролоббировать назначение своего человека – бывшего депутата Мажилиса Парламента Сапархана Омарова главой Минсельхоза.
В течении идущего 2019 года им удалось вычистить аграрное ведомство почти от всех людей команды «Шукеев-Мамытбеков» и поставить под сомнение целесообразность выделение государственных субсидий на госпрограмму мясного животноводства, которая обеспечивала в том числе финансовое благополучие компаний аффилированных с бывшим руководством Минсельхоза.
Хотя, справедливости ради, следует отметить, что Сапархан Омаров оказался неплохим министром. При нем, по крайней мере, в руководстве сельскохозяйственного ведомства появилась определенная скрупулезность и педантичность, отсутствие суматохи и умение доводить начатые проекты до логического завершения. Наряду с этим МСХ постепенно стал уходить от финансирования крупных неэффективных собственников, которые зачастую были «своими». Единственным «минусом» Сапархана Кесикбаевича явилось неумение или нежелание работать с медиа и общественным мнением, что, в принципе, дело наживное, особенно если имеются реальные результаты деятельности, которые можно представить на публичное обозрение.
Таким образом, теперь мы знаем: кто и как выбил главу неформального клана «сегментированных южан» из седла. Но мы до сих пор не знаем – почему?
ЗАКАТ ШУКЕЕВА?
Любой процесс, кампания, организация, страна, империя и просто человек или менеджер проходят как мощную стадию подъема-становления, пика своего могущества и славы, так и возможно долгий период собственного упадка, демонтажа, деформации и заката.
Этому может способствовать ряд как субъективных, так и объективных причин.
Так и история становления, развития, кульминации и постепенного падения Умирзака Естаевича как главы аппаратно-чиновничьего клана, собранного из разных лоскутов под вывеской одного из сегментов бывшей Южно-Казахстанской области тому не исключение.
Стремительный подъем Шукеева пришелся на начало нулевых годов: период акимства вначале в Костанайской области, а затем в столице Астане, что серьезно повлияло на его мировоззрение как управленца, постоянно думающего об улучшении бизнес-процессов. Он увидел отличную перспективу в сфере именно сельского хозяйства (Костанайщина) и в строительной отрасли (строительный бум в Астане). Банковский сектор, силовой ресурс, медийная сфера прошли в большей степени мимо Умирзака Естаевича, оставив его равнодушным к этим нишам и «предметам роскоши» других казахстанских агашек.
Как достаточно просвещенный лидер ситуативного клана Умирзак Шукеев быстро смекнул, что успех в агропромышленном комплексе во многом зависит от контроля за профильным министерством – Минсельхозом и подотчетным ему госхолдингом «КазАгро». Поэтому была сделана ставка на молодого шымкентского юриста с высоким IQ Асылжана Мамытбекова.
Было принято решение расчищать для него дорогу к вершинам власти в МСХ. Но что делать, если к концу нулевых годов большинство комитетов, департаментов и отраслевых направлений в Минсельхозе до сих пор полностью контролировалось людьми тогдашнего акима Алматы Ахметжана Есимова.
Договориться с Ахметжаном Смагуловичем не получилось: он подвинуться не захотел и своих людей готов был защищать и отстаивать. А раз так, то пришлось временно договариваться с лояльными силовиками: зачищать «пастбище» Минсельхоза от людей, ориентированных на Есимова. Череда арестов и уголовных дел, прокатившихся по аграрному ведомству в 2009-2011 годах помогла подающему огромные надежды юристу с высоким уровнем IQ Асылжану Мамытбекову вскарабкаться на вершину сельскохозяйственного Олимпа.
Многие тогда по праву восхитились молодым юристом, демонстрировавшим серьезный уровень компетенции в растениеводстве и животноводстве, даже его враги, в кулуарах «за глаза» боязливо-уважительно называя его «Бегущий по головам».
Тем не менее, в процессе вырубки ведомственных кадров Ахметжана Есимова, был прямо затронут особенно близкий сердцу Ахметжана Смагуловича старый опытный управленец Анатолий Рябцев, занимавший тогда пост председателя Комитета по водным ресурсам.
Его тоже не пощадили и бросили в топку карьерных амбиций. Арестовали, судили, приговорили.
На его место привели и надолго ввинтили в кресло своего человека – Ислама Абишева. Да так, что несмотря на многочисленные попытки Есимова отомстить и поквитаться за Рябцева и убрать-таки ненавистного ему Абишева, клан «сегментированных южан» все равно находил лазейки и способы вернуть Ислама Алмахановича в нужное кресло. Благодаря этому на протяжении почти 10 лет, с небольшим перерывом, когда недругам все же удалось отогнать Абишева от ресурса, водное хозяйство страны контролировалось Умирзаком Естаевичем и его командой.
Однако как хороший рыбак Ахметжан Есимов научился ждать, ждать так долго, сколько потребует время, пока противник сам не ошибется и не наломает дров, пока не представится возможность как пауку – медленно, но верно самому сплести причудливый узор паутины, в который попадется искомая жертва. И он дождался.
Вначале 2019 года председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» нанес по-своему «заклятому другу» Умирзаку Шукееву один мощный удар за другим. Вначале подняв «грехи» Шукеева в «Самрук-Казыне» выкорчевал его из правительства и Минсельхоза, который забрал себе в качестве трофея. Шаг за шагом выбил из аграрного ведомства всю прежнюю команду, повлиял на имидж госпрограммы субсидирования импорта крупного рогатого скота, за счет чего жили и живут дружественные Умирзаку Естаевичу компании.
Сделал так, чтобы, уйдя второй раз за четыре года из Минсельхоза Асылжан Мамытбеков утратил энергию и веру в свое будущее в этом ведомстве, погрузившись в депрессию и став «Падающим или Надломленным Асылжаном».
Наконец, спустя пару недель после нейтрализации Шукеева, был арестован по обвинению в получении взятки многолетний председатель Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Казахстана Ислам Абишев.
Спустя ровно 10 лет круг замкнулся и Ахметжан Смагулович почувствовал себя отмщенным.
КЛАНОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ
И Ахметжан Есимов и Умирзак Шукеев построили с нуля вокруг себя старые, почти древние кланы, восходящие своими традициями к суровым 90-м годам прошлого века. Оба клана нуждаются в перезагрузке и модернизации, но так как группа Шукеева находится под большим прессом и давлением, разберем технологическое перевооружение, которое предстоит пройти в скором будущем группе Умирзака Естаевича.
Как и любой старый добрый клан 90-х годов, «сегментированные южане» Умирзака Шукеева выстроены по достаточно простому незамысловатому принципу. Он одновременно делает клан очень сильным в период подъема его лидера и ведет к погибели, если дела у головы вдруг не заладятся. Это, прежде всего, чрезвычайно сильный, духовитый, пассионарный лидер и прямо противоположное ему – невероятно слабое, зависимое от руководителя и тонущее вместе с ним окружение. Скажем так, это окружение, которое «хватается за мамкину юбку» или «за папкину штанину», но само оно не способно никак защитить хозяина, встретить его врагов на дальних подступах или нести «свет его интересов» самостоятельно, находясь на приличном удалении, во вражеском окружении, особенно в других государственных инстанциях в период ослабления или опалы патрона.
Как правило, такое окружение в кризисные моменты еще сильнее прижимается к лидеру, плачет вместе с ним и утирает друг другу слезы. Отличительной чертой «древнего клана» из прошлого столетия является то, что люди окружающие лидера в момент его отставки с какого бы то ни было государственного поста, соревнуются друг с другом – кто быстрее напишет заявление об увольнении вслед за шефом, а потом – кто кого опередит в очередном заявлении о трудоустройстве на новую работу под крылышком руководителя.
Проблема в том, что если такого голову подвергнуть совсем уж унизительной экзекуции, отправив… допустим, директором школы в отдаленный аул, все его кадры побегут за ним же и устроятся: кто завучем, кто учителем, кто охранником, кто поваром, кто физруком и т.д.
Удивительно, но, пожалуй, лучше всех в клане «сегментированных южан» проявил себя парень, от которого возможно и не ожидали такой прыти: глава ОЮЛ «Мясной союз Казахстана» Максут Бактибаев (он же «Молодой Максут»).
Поразительно, он не сдался, боролся до последнего и сумел совершить практически невозможное: договориться с группой Тимура Кулибаева – Динары Назарбаевой и НПП «Атамекен» по двум наиболее знаковым и болезненным для южного клана вопросам. Да, конечно, оба «кейса» группа Шукеева, как всегда в последнее время, проиграла. Но старания и промежуточный успех «молодого Максута» приятно удивили наблюдателей. Он сумел склонить в недавнем прошлом непримиримых противников на свою сторону, заручиться их поддержкой, отправить своих людей в НПП, так что ему стали однозначно прочить повторение лучшей доли Асылжана Мамытбекова, ныне разочаровавшегося и самоустранившегося от решения тактических и стратегических задач клана. Более того, начали прогнозировать, что если так дела пойдут и дальше, то Максут Бактибаев в обозримом будущем сможет заменить даже самого Умирзака Естаевича на посту неформального лидера группы «сегментированных южан».
Дело в том, что как и большинство просвещенных управленцев его возраста Максут Бактибаев склонен выстраивать работу в клане больше по современному сетевому принципу, когда не всей толпой нужно группироваться возле одного «дуче» и в случае чего отгребать вместе с ним по самые «не балуй», а самому – каждому на своем участке представлять «центр тяжести», принимать локальные решения, действовать автономно и быстро, эффективно и прагматично в интересах группы и ее лидера. Причем, тут уже не важно какую и кто должность занимает, где сидит и какого цвета у него портфель, главное – планомерная системная работа, смелость, способность договариваться и выстраивать ситуативные союзы.
И вот, похоже, за подобными «сетевыми кланами», лоббистскими группами влияния и такими активными «молодыми Максутами» и находится будущее казахстанских элитных столкновений, противоречий и их разрешений.
АХМЕТЖАН ЕСИМОВ НАБЛЮДАЕТ ЗА АРЫСЬ
Впрочем, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» не почивает на лаврах, а продолжает наблюдать за своим многолетним недругом, даже в Туркестанской области. Отметим, что одной из точек разлома, способной резко понизить ставки Умирзака Естаевича является не только темп строительства объектов и его финансирование (что очень важно!) в самом Туркестане, но и восстановительные работы в подвергнутом самопроизвольной «халатной» бомбардировке городе Арыс.
Сейчас эту тему смогли замусолить, однако поначалу дата сдачи объектов восстановленного города намечалась вполне конкретная – 1 августа 2019 года. Да, ее потом отложили до 20 августа, затем до 20 сентября, а после вообще не посчитали нужным откладывать на определенные сроки: достраивают и отстраивают город в перманентном режиме – видимо, на всякий случай, чтобы не привязывать строительные работы к конкретным числам и дням календаря.
Тем не менее, именно в кризисный момент – 1 августа в Арыс прибыл самолично Ахметжан Есимов, возможно для того, чтобы воочию убедиться, что город недостроен, приводится в порядок недостаточно интенсивно, а жители недовольны и высказывают нарекания. Одним словом, для того чтобы собрать информацию, которая вряд ли будет комплиментарна по отношению к руководству акимата Туркестанской области и лично Умирзаку Шукееву.
Доподлинно неизвестно – встречал ли Ахметжана Смагуловича Умирзак Естаевич. Но судя по весьма скупому освещению его приезда местной пресс-службой, этой встречи могло не быть и в помине. Один мог понять, зачем приезжал другой и просто проигнорировать встречу с ним: сослаться на плохое самочувствие, краткосрочный отпуск и т.д.
Но факт остается фактом: глава ФНБ «Самрук-Казына» тоже присматривает за Арыс.
ЧТО ДЕЛАТЬ ТОКАЕВУ?
У нашего президента Касым-Жомарта Кемелевича, в распоряжении имеется широкий спектр возможных действий и маневров в этой ситуации.
Во-первых, он может вызвать к себе (если уже не вызвал) председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» и побеседовать с ним о том же, о чем вначале года Ахметжан Смагулович беседовал с Нурсултаном Абишевичем.
Во-вторых, если понадобиться глава государства может приподнять Умирзака Шукеева с его теперешнего места «на галерах», если, конечно, захочет использовать его для создания напряженности по периметру тех группы влияния, которые контролируют сегодня госхолдинги – «Самрук-Казына» и «КазАгро».
Другое дело, что это может оказаться бесполезным. Клан «сегментированных южан» сегодня объективно переживает не лучшие времена, находясь в плохой форме. Воевать его лидер не захочет, да и вряд ли сможет. А если их и выставить против таких серьезных тяжеловесов как Ахметжан Есимов, то скорее всего он перемелет этих противников в своих жерновах.
А вот начать наводить порядок в казахстанских госхолдингах, используя эту информацию в качестве отправной точки вполне можно. Ведь с чего-то приступать все равно придется, усмирять и строить кланы, добиваться от них лояльности и послушания.
Автор:
Фермерские ведомости