И какой лимит на денежные переводы из РФ установлен для граждан разных стран Евразийского экономического союза
В Бишкеке 4 октября 2019 года состоялся круглый стол: «К итогам IV Международного форума «Евразийская неделя 2019»: ключевые и перспективные направления развития ЕАЭС», организованный Клубом региональных экспертов КР «Пикир».
В рамках мероприятия обсуждались основные итоги «Евразийской недели-2019», которая прошла в Бишкеке 25-27 сентября нынешнего года, и их значение для дальнейшего развития ЕАЭС. Также участники дискуссии обсудили результаты заседания Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось 1 октября 2019 года в Ереване.
— По оценкам многих участников «Евразийской недели – 2019», приуроченной пятилетию ЕАЭС, форум, прошедший в Бишкеке, несмотря на плотность мероприятий и дискуссий, оказался очень продуктивным и получил практическое наполнение. Подтверждением этому можно считать тот факт, что многие вопросы, обозначенные в рамках бишкекского форума, обсуждались уже на Саммите высшего евразийского экономического совета, прошедшего 1 октября этого года в Ереване, т.к. Армения в этом году председательствует в ЕАЭС, — рассказал сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
По его словам, Саммит глав ЕАЭС, прошедший в армянской столице, назван историческим, учитывая, что он стал новой точкой отсчета в практической реализации ряда интеграционных процессов, а также позволил снять многие принципиальные вопросы, касающиеся взаимодействия стран-участниц союза.
— В Ереване главы государств договорились об изменении долей расщепления таможенных пошлин между участниками Евразийского объединения. В общий «котел» стекаются таможенные сборы, полученные от импорта товаров из третьих стран, которые после распределяются между участниками союза в установленном размере, который зависит от вклада той или иной страны. В 2018 году Кыргызстан получил от расщепления таможенных платежей в ЕАЭС более 16-17 миллиардов сомов. И тот факт, что в этом году для республики этот показатель остался на уровне прошлых лет, очень важен, учитывая, что наши таможенные сборы в последнее время значительно снизились, — подчеркнул Игорь Шестаков.
Далее выступил советник премьер-министра КР по экономическим вопросам Кубат Рахимов. Он отметил две отличительные, по сравнению с предыдущими форумами, характеристики «Евразийской недели – 2019». Во-первых, это прагматичность и честность дискуссий. Во-вторых, обозначение путей решения важных проблем, с которыми сталкиваются участники Евразийского объединения – это барьеры, изъятия, препятствия и недоинтеграция.
Так, по словам экономиста, бурные дискуссии вызвало выступление премьер-министра КР Мухаммедкалыя Абылгазиева, где был затронут вопрос денежных переводов из России в страны ЕАЭС, для каждой из которых, определен индивидуальный лимит. Так, кыргызстанцы могут перечислять не более ста тысяч рублей в месяц, для казахстанцев лимит составляет 150 тысяч, а для армян – до миллиона рублей.
— Понятно, что разница, между ограничениями сумм денежных переводов в отдельные страны союза, значительная, но данный вопрос стоит рассматривать в нескольких плоскостях. Критики и скептики евразийской интеграции отмечают, что таких ограничений в денежных переводах вообще не должно быть. Но нельзя забывать и о том, что каждая из стран союза имеет право контролировать финансовые потоки физических лиц в целях защиты национальных интересов, а также в рамках соглашения по противодействию отмыванию денег, участниками которого являются все страны ЕАЭС, — напомнил Кубат Рахимов.
Он также подчеркнул, что в этом вопросе, согласен с позицией министра по торговле ЕЭК Вероники Никишиной, которая считает лимитирование денежных переводов не барьером, а скорее, отражением «недоинтеграции» в Евразийском экономическом союзе, и одним из инструментов ее устранения должно стать формирование общего финансового рынка.
— Важно, что эта тема, поднятая на «Евразийской неделе – 2019», широко обсуждалась уже на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета, прошедшего в Ереване через три дня после окончания бишкекского форума. Таким образом, можно констатировать факт зрелости евразийской интеграции с точки зрения поднятия и обсуждения проблем, — добавил советник.
Продолжая тему, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов напомнил, что в этом году статус «Евразийской недели» поднялся на новый уровень, преобразовавшись в Евразийский экономический форум, и став важным инструментом выработки рекомендаций для ЕЭК, которая в свою очередь занимается устранением барьеров и препятствий в рамках объединения.
Также Шерадил Бактыгулов отметил важные моменты заседания Высшего Евразийского Экономического Совета. Так, напомнив ключевые тезисы выступления в Ереване главы Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова, который считает, что ЕАЭС доказал свою состоятельность и стал сильным интеграционным объединением, эксперт остановился на озвученных президентом инициативах.
— Большой интерес вызывает предложение президента КР об обеспечении прозрачности и объективности при осуществлении таможенного контроля на внешних границах ЕАЭС, который возможен при проведении «тройного» контроля на таможенных пунктах пропуска, а также о наделении ЕЭК полномочиями для оперативного решения спорной ситуации путем непосредственной медиации. Еще одним актуальным направлением деятельности ЕЭК может стать формирование позитивного представления о ЕАЭС на международной арене, — подчеркнул эксперт.
По его словам, со вступлением в ЕАЭС Кыргызстан значительно нарастил объемы внешнеторгового оборота, которые на сегодняшний дней превышают полтора миллиарда долларов, благодаря чему республика улучшила показатели по таким индикаторам, как подключение к электросетям, налогообложение и получение кредитов и вошла в 20-ку стран – реформаторов рейтинга Doing Business-2019 по версии Всемирного Банка.
По словам политолога Марата Казакпаева, президент КР на саммите ВЕЭС в Ереване в качестве одной из основных задач обозначил устранение барьеров на внутренних границах ЕАЭС.
— Это касается не только взаимоотношений между Кыргызстаном и Казахстаном, но и между Россией и Белоруссией. Такие противоречия негативно сказываются на всем интеграционном образовании. То же самое можно сказать и в отношении установленного лимита денежных переводов для стран ЕАЭС. Здесь не учтен принцип пропорциональности количества трудовых мигрантов, работающих на территории России. Как известно, количество кыргызских трудящихся в РФ больше, чем количество представителей из других стран ЕАЭС, — отметил эксперт.
Он также затронул вопрос снятия бюрократических препонов и заполнения информационного поля ЕАЭС, а также развития экспертного взаимодействия.
— Мы имеем широкий спектр возможностей развития сотрудничества, например, в сфере аналитической работы. Эксперты могут дать ценные рекомендации, нацеленные на развитие союза, которые будут услышаны руководителями стран ЕАЭС. Поэтому в рамках ЕАЭС необходимо развивать и экспертный трек, — уверен Марат Казакпаев.
Далее в своем выступлении директор Института исследований экономической политики при Министерстве экономики КР Кубат Умурзаков рассказал о том, что Запад рассматривает создание ЕАЭС прежде всего как политическое объединение. Поэтому очень актуально участие экспертов, специалистов наших стран во всех международных форумах с целью пропаганды и продвижения идей евразийской интеграции.
— Мировая практика создания союзов и объединений содержит много примеров, фактов, которые можно использовать в развитии ЕАЭС, но мы их не исследуем. Мы поставили перед собой задачи создания единых рынков электроэнергии, финансов, лекарственных средств. Но при этом не проводим анализа в этих вопросах, поэтому важно активизировать экспертное сообщество стран ЕАЭС, — добавил Кубат Умурзаков.
В свою очередь эксперт Нургуль Акимова обратила внимание на то, что в Кыргызстане большая часть договоров Евразийского экономического союза не реализована в силу недостаточного потенциала и слабой подготовки госслужащих.
— Требования, предусматриваемые юридическими и экономическими документами Евразийского экономического союза, говорят о том, что каждая страна – член ЕАЭС имеет право голоса, а также право выдвигать определенные инициативы по отраслевому принципу. Однако, как мы видим, Кыргызстан в этом вопросе не всегда пользуется своим правом, — считает эксперт.
Она также отметила, что барьеры в интеграции создает разность подходов каждой из стран объединения к тем или иным вопросам, учитывая, что каждое национальное законодательство имеет политические аспекты, направленные на защиту, прежде всего, своего внутреннего рынка.
— Предприниматели всех пяти стран сталкиваются с барьерами, которые еще юридически не поступили на согласование в ЕЭК. Речь идет о признании сертификатов качества, торговле, а также о регулировании прав трудящихся. За пять лет интеграции были проведены лишь базовые согласования, то есть все страны приняли договор и его приложения, но на уровне ведомств взаимодействия еще не отработаны, — добавила Нургуль Акимова.
Вопросов создания единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС коснулся в своем выступлении эксперт по вопросам энергетики Расул Умбеталиев.
— Президент России Владимир Путин заявил о необходимости создания в рамках ЕАЭС единого рынка электроэнергии. Это имеет особо важное значение для евразийской интеграции, и Кыргызстану необходимо к нему готовиться. Сейчас кыргызстанские нормативно-правовые акты создают препятствия для развития этого направления. Например, постановление Правительства КР «О подготовке населения и субъектов экономики КР на осенне-зимний период 2019-2020 года», в котором предусматривается закупка угля для ТЭЦ г. Бишкека только кыргызского и казахского производства. Это противоречит принципам ЕАЭС, так как ограничивает доступ к кыргызскому рынку другим членам Союза. По этой причине наши нормативные правовые акты должны издаваться с учетом положений Союза, а не противоречить им, — подчеркнул эксперт.
Экономист, экс-заместитель министра финансов КР Керим Уразбаев сделал акцент на некоторых проблемах, о которых, по его мнению, сейчас в Кыргызстане мало кто задумывается, что в свою очередь ведет к некорректным выводам.
— Первое – создание единого электроэнергетического рынка. Когда ставится задача создания единой энергосистемы ЕАЭС, нужно понимать, что Кыргызстан вряд ли что-то от этого выиграет, учитывая, что экспортный энергетический потенциал республики равен нулю. Второе – создание транспортных коридоров. У нас до сих пор не сделаны расчеты грузовой базы, что мы будем возить, чем мы интересны в этом плане для других? То есть мы не умеем просчитывать свой потенциал и свои потребности, — подчеркнул эксперт.
Третьей проблемой он назвал неумение просчитывать свои интересы в интеграционных процессах.
— Например, когда Индия, Афганистан, Иран выражают готовность к сотрудничеству с ЕАЭС, Кыргызстан должен использовать эту заинтересованность и присоединяться к таким проектам, чтобы соблюсти свои интересы. Но пока мы видим, что сотрудничество с этими странами никак не затрагивает Кыргызстан, — отметил Керим Уразбаев.
В свою очередь политический обозреватель Аркадий Гладилов обратил внимание участников дискуссии на перспективу расширения состава ЕАЭС за счет вхождения в него Узбекистана, что, по мнению аналитика, может значительно усугубить положение Кыргызстана.
— Узбекистан, в случае вступления в Евразийский экономический союз, может серьезно подвинуть Кыргызстан в вопросе расщепления таможенных пошлин. Сейчас нам выделяется 1,9 процента от общего объема таможенных сборов, но при вступлении Узбекистана в союз эта доля может сократиться до 1,2 процента. Кроме того, это может создать дискомфорт для наших мигрантов, — уверен Аркадий Гладилов.
Однако участники круглого стола развеяли опасения аналитика, подчеркнув, что кыргызстанцы имеют существенные преимущества перед узбекскими мигрантами, основным из которых является знание русского языка.
— Благодаря знанию русского языка, наши трудящиеся в России «на голову выше» тех же мигрантов из Узбекистана или Таджикистана. Наличие разговорных и письменных навыков позволяет кыргызстанцам занимать более высокие позиции в иерархии мигрантов из стран Центральной Азии, т.е. они занимают более высокие и выгодные позиции на российском рынке труда, — отметил советник премьер-министра КР Кубат Рахимов.
Он также подчеркнул, что минусы нужно преобразовывать в плюсы. Например, вступление Узбекистана в ЕАЭС должно подстегнуть Кыргызстан к развитию системы профтехобразования.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
Автор:
Экономические ведомости