Как Циндао стал мировым лидером в железнодорожном машиностроении
«Ведомости Казахстана» продолжают серию рассказов о своем путешествии в Китай. Город Циндао провинции Шаньдун, который наиболее известен за своими пределами одноименным пивным напитком, наряду с этим, является крупнейшим индустриальным центром экономики, символом которого стал железнодорожный кластер.
Символ «Возрождения» инновационного Китая
Именно Циндао стал малой родиной одной из визитных карточек современного Китая – современных высокоскоростных железнодорожных поездов. Именно отсюда берет свое начало компания CRRC Qingdao Sifang Co., основанная в далеком 1900 году во времена немецкой оккупации.
Позже в годы Первой мировой войны компания переходила из рук в руки противоборствующих сторон. Однако вот уже более 123 лет, несмотря на свой почтенный возраст, является лидирующим предприятием Китая в области производства оборудования для рельсового транспорта.
В самой Поднебесной компанию без ложной скромности называют «колыбелью железнодорожного транспорта Нового Китая». Вопреки своей непростой истории, к 50-ым годам прошлого столетия компания создала свой первый отечественный паровоз «№81». В последующем, инновационный прыжок Китая в целом, и компании CRRC в частности, сделало ее мировым производителем высококачественного скоростного железнодорожного транспорта.
Венцом своего совершенства стал широко распространенный как в самом Китае, так и за его пределами высокоскоростной поезд семейства «Фусин», что в переводе с китайского без малого значит «Возрождение».
Его расчетная эксплуатационная средняя скорость составляет 350 км/час, тогда как на испытаниях поезд спокойно развивал и более высокие показатели. Однако краеугольным камнем инноваций, является инфраструктура.
В Китае на сегодня построена одна из протяженных в мире сеть высокоскоростных железных дорог, которая по разным оценкам приближается к 40 тыс км. При этом треть из них спроектирована под высокоскоростные магистрали, что позволяет пускать по ней поезда со скоростью 350 км/час. Емкость вагонов позволяет, в зависимости от модификации, перевозить от 600 до более 1200 человек.
Примечательно, что поезда семейства «Фусин» стали эксплуатироваться на коммерческом рынке с 2017 года, взяв на себя одну из самых загруженных веток Китая по направлению Пекин – Шанхай.
Сейчас продукция CRRC Qingdao Sifang Co. экспортируется в 28 стран мира. К настоящему времени компания CRRC Qingdao Sifang Co. произвела более 1600 высокоскоростных моторвагонных поездов.
Каждый сутки компания производит 6 вагонов. Средний 8 вагонный поезд состоит из более чем 550 тыс деталей и комплектующих. Это наглядно отражает глубину индустриального производства, его масштаб и эффективность.
CRRC Qingdao Sifang Co. обладает собственными наработками в области создания, производства и обслуживания рельсового транспорта. В состав группы входит семь научно-исследовательских и опытно-конструкторских институтов, а также центры исследований в Германии, Великобритании и Таиланде. Общая площадь Research&Development площадок компании составляет 1,77 млн кв.м.
Соответствующая база поддержки позволяет компании разрабатывать и производить 8 основных видов модификаций поездов: высокоскоростной локомотив; междугородний и городской поезд; поезд-метро; современный трамвай; монорельсовый поезд; пассажирский поезд высокого класса; поезда на тепловой тяге и высокоскоростной поезд на магнитной подушке. Диапазон скоростей у данной линейки продукции компании варьируется в зависимости от цели от 60 км/час до 600 км/час.
Поезда семейства «Фусин» стали логическим продолжением поездов семейства «Гармония» (по-китайски «Хекси»), чья эксплуатационная коммерческая скорость на момент выхода совершила прорыв, выйдя на уровни 300-350 км/час. Пущены в коммерческий оборот они стали в 2010 годы. И в ходе испытаний CRH380A достиг мирового рекорда в 486,1 км/час.
Компания не стоит на месте, экспериментируя не только в области скорости, качества и удобства. В 2019 году разработанный CRRC Qingdao Sifang Co. трамвай на водородной энергии был введен в эксплуатацию и стал первым в своем роде, пущенным на коммерческий рынок.
В 2021 году компания презентовала поезд на магнитной подушке, развивающий скорость в 600 км/час, что является на сегодня самым быстрым наземным крупным общественным транспортом, введенным в коммерческую эксплуатацию.
«Объединяя мир, нести счастье человечеству»
Именно это фраза стала миссией компании CRRC Qingdao Sifang Co. Компания, создавая и модифицируя свои продукты, активно делится ими с клиентами и партнерами по всему миру.
Как ранее было отмечено, компания уже вышла на рынки 28 стран мира. Произведенный CRRC поезд Lancang (Ланьцан) в 2021 году введен в эксплуатацию на железнодорожной ветке Китай-Лаос. Запертой и не имеющей выход к морю стране, этот железнодорожный коридор позволил пробить для себя выход к морю.
Другим ключевым кейсом компании стала поставка железнодорожных поездов с коммерческой скоростью эксплуатации в 350 км/час в Индонезию. Запуск высокоскоростной железнодорожной линии Джакарта-Бандунг, завершен в 2022 году. Полноценный запуск линии намечен на 2023 год, и станет первой в своем роде в Юго-Восточной Азии и поможет Индонезии в развитии, отражая ее статус на международном уровне.
Помимо этого, CRRC Qingdao Sifang Co. предоставило целому ряду стран серию своих коммерческих продуктов и разработок, как: электропоезда, поезда-метро, трамваи и магистральные пассажирские поезда. В частности, речь идет о таких странах, как: США, Бразилия, Аргентина, ОАЭ, Чили, Сингапур, Шри-Ланка и другие. Данный шаг компании позволил им развить и модернизировать местную транспортную сеть.
Ключевым новшеством продукции CRRC Qingdao Sifang Co. является экологичность. Энергопотребление поездов семейства «Фусин» составляет 3,34 кВт*ч на 100 км на пассажира. Поезда оснащены установками по рекуперации сточных вод, что экономит до 17 % расхода воды; интерьер поездов украшен экологически чистым материалом, что повышает комфорт и качество среды.
Говоря о комфорте, то помимо ставших традиционными систем Wi-Fi на базе технологии 5G, что делает управление и обслуживание интерактивным и более интеллектуальным, в новой линейке продукции CRRC Qingdao Sifang Co. впервые применена новая компоновка, разделяющая пассажирскую зону большой S-кривой, что делает возможным появление персональной кабины для каждого пассажира, для которого предусмотрены три опции положения кресла – «сидя», «полулежа» и «лежа».
Вся продукция компании оснащена последними технологиями шумоподавления и шумоизоляции, что сделает времяпрепровождения в поезде еще более комфортным и удобным. Отдельно продумана система доступа и размещения для людей с особыми потребностями. Немаловажен и дизайн, максимально продуманный как с точки зрения внешней аэродинамики, так и по последнему слову инженерной мысли.
В частности, поезда CRRC Qingdao Sifang Co. оснащены более 2 тысячами контрольных пунктов и приборов, а также предустановлены свыше 130 моделей прогнозирования неисправностей и реагирования на них.
Сам поезд включает в себя системы «умный врач», «вагоны здоровья» и «бесконтактный» интеллектуальный туалет. А контактные зоны пассажиров отделаны специальным наноматериалом с антибактериальной функцией, блокирующей распространений бактерий.
Система кондиционирования воздуха обогащена функцией очистки воздуха с уровнем загрязнения до PM2.5.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости