Коронавирус обнажил кризис единой Европы и нанесет удар по той-культуре народов Центральной Азии
Весь мир в 2020 году оказался охвачен борьбой с новой угрозой, которая никем не ожидалась и не прогнозировалась. Пандемия коронавируса оказалась «черным лебедем» (то есть неожиданным, но имеющим значительные последствия событием) и стала причиной заражения почти 500 тысяч, а также гибели более 21 тысячи человек (по данным на 26 марта).
Этот вирус дал старт очередному мировому экономическому кризису и заставил по-новому взглянуть на многие вещи. Отменены и перенесены практически все значимые мировые мероприятия: «Евровидение», Летние Олимпийские Игры в Токио, Чемпионат Европы по футболу и т.д. Во многих странах объявлен карантин, введен комендантский час, а города находятся буквально на осадном положении. Паника и страх распространились по всей планете.
Кроме того, COVID-19 поставил множество вопросов. В частности, почему успешные и демократические страны оказались не готовы к такой угрозе, а менее успешные и не такие демократичные лучше подготовлены? Каким образом Китай за столь короткие сроки смог справиться в целом с вирусом? Что делать, чтобы не столкнуться снова с такой глобальной проблемой? Вопросы и ответы на них звучат все чаще несмотря на то, что борьба с коронавирусом все еще продолжается и ей не видно конца.
КРИЗИС ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ
Наиболее тяжелая ситуация с распространением коронавируса сложилась в странах Европейского союза, более всего – в Италии и Испании.
Италия оказалась мировым лидером по количеству умерших, там в последние дни умирает ежесуточно более 500 человек, а процент смертности достигает 10 %, что превышает средние мировые показатели более чем в 2 раза.
В Испании также нарастают темпы заболеваемости и смертности – по количеству умерших Испания вышла на второе место, обогнав Китай. Почти критическая ситуация сложилась во Франции, Швейцарии, Германии, Великобритании и других европейских странах. Почему стала возможной катастрофа в Европе, которая считается безусловно одним из наиболее развитых регионов мира?
Как представляется, к этому привели ряд различных факторов, которые в своей сумме способствовали такому плачевному развитию ситуации. Сейчас много говорят о демографических причинах высокой смертности в Европе: так как европейское население довольно старое по возрасту, а группой риска при заболевании коронавирусом являются, в первую очередь, пожилые люди – с ослабленным иммунитетом и «букетом» других болезней.
Фактор старости сыграл свою роль в Италии, которая занимает второе место по количеству пожилых людей в мире после Японии, но также имели огромное значение и другие факторы. В частности, о чем тоже сейчас много говорят и пишут, это традиционная беспечность населения и неготовность системы здравоохранения. Можно прямо утверждать, что правительства и население этих европейских стран отнеслись несерьезно «к какой-то там новой китайской болезни», считая, что «Китай находится достаточно далеко», а «уровень европейской медицины вполне высок для защиты населения».
Поэтому в Италии еще в середине февраля проходили массовые мероприятия, хотя в конце января во Франции и Германии были обнаруженные первые зараженные COVID-19, а в самой Италии вирус был обнаружен 31 января у двух туристов, приехавших из Китая.
Тем не менее, несмотря на ряд предпринятых мер (например, закрытие школ на карантин), в середине февраля в Милане проходила «Неделя высокой моды» (правда, в конце «Недели» показы прошли без зрителей и журналистов), а болельщики по всей стране продолжали ходить на футбол.
Так, несколько дней назад было озвучено, что одной из причин огромного количество заразившихся и умерших в Италии и Испании мог стать футбольный матч Лиги Чемпионов между итальянской командой «Аталанта» и испанской «Валенсией». Этот матч состоялся 19 февраля в Милане и на нем присутствовало около 44 тысяч болельщиков из обеих стран, причем среди них были зараженные COVID-19.
Как предполагается, именно футбольные болельщики разнесли заразу по Европе. Да, через 2-3 недели были приостановлены все спортивные и прочие массовые мероприятия, но вирус уже успел глубоко проникнуть, так как люди продолжали ходить в общественные места вплоть до начала марта.
Другой фактор пандемии – система здравоохранения в некоторых европейских странах. Для ее характеристики можно привести такие данные: в Италии – 331 больничное место на 100 тысяч человек, в Испании – 298, а в Германии, где смертность от коронавируса меньше 1 процента – 826 коек на 100 тысяч человек.
Поэтому, когда в Италии число зараженных достигло десятков тысяч, в стране закончились места для вновь заболевших, и итальянским врачам теперь приходится делать выбор между «безнадежными» и «только что заразившимися» в пользу последних.
При этом, заболело уже несколько тысяч медицинских работников, потому что в Италии не хватает масок и перчаток, так как они в стране не производились до начала пандемии.
Здесь уже можно говорить не только о кризисе здравоохранения, но и уже о кризисе европейской интеграции, принципах свободного рынка и либеральных ценностей.
Коронавирус показал, что, несмотря на заверения в превосходстве демократических принципов и успешности Европейского союза, в условиях надвигающейся катастрофы каждый спасается сам.
Поэтому приходится читать, в том числе, и в итальянских СМИ, как «США тайно вывезли несколько сот тысяч тестов для определения коронавируса», «Чехия перехватила маски, отправленные Китаем в Италию» и т.п.
Нехватка медицинских масок, медикаментов, больничных мест демонстрирует уже недостатки принципов свободного рынка, который «должен сам себя регулировать», но который слабо реагирует в условиях близящейся катастрофы.
В то же время, Китай, Россия, Куба оказали Италии значительную помощь, отправив туда медицинские бригады, оборудование и медикаменты. Да и в целом, именно Китай продемонстрировал, как нужно бороться с такими угрозами – через жесткие меры и полную мобилизацию, к чему страны Европы оказались не готовы.
Как итог, пребывание в зоне комфорта и расслабленности, слабая эффективность в борьбе с различными угрозами (терроризм, миграционный кризис, пандемия) ставят под сомнение дальнейшее развитие в рамках Единой Европы, во всяком случае, европейцам необходимы серьезное переосмысление и новые решения.
УРОКИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
На утро 26 марта в Кыргызстане было зарегистрировано 44 зараженных человека, в Узбекистане – 65 человек, в Казахстане – 97 человек, в Туркменистане и Таджикистане еще не выявлены. Таким образом, примерно за 2 недели число зараженных составило около 200 человек, в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане введен режим чрезвычайного положения, объявлен карантин, закрыты въезд и выезд в крупные города и места массового заражения, граница открыта в основном только для грузовых перевозок.
Таджикистан и Туркменистан также предпринимают различные меры для недопущения проникновения вируса на их территорию.
В общем, страны ЦА предприняли беспрецедентные действия и меры, однако вирус продолжает распространяться.
Какие выводы и уроки из сложившийся во всем мире ситуации вокруг пандемии могут сделать страны Центральной Азии?
Очевидно, что если поздно реагировать, как это было сделано в той же Италии, то можно получить тяжелейшую ситуацию. В целом, центрально-азиатские республики отреагировали достаточно оперативно, однако не смогли допустить блокировку вируса на внешних границах.
При этом любопытно, откуда коронавирус был завезен. Несмотря на соседство с Китаем и постоянно обсуждаемую угрозу китайского проникновения в регион, границу с Китаем удалось закрыть, в отличие от других стран, куда вирус завезли туристы, вернувшиеся из поездки в Китай или сами китайцы, приехавшие в эту страну.
И если в Казахстане и Узбекистане первые выявленные больные были приехавшими уже из Европы, то в Кыргызстане ими стали вернувшиеся из Саудовской Аравии, где они участвовали в хадже. Возможно, что это и случайно, но с другой стороны, это демонстрирует внутренние процессы, происходящие в странах ЦА, в частности, процессы исламизации.
Также интересно наблюдать не только за действиями властей по предупреждению распространения COVID-19, но и отношение населения к нему. Практически все знали, что происходит в Китае, Европе, США, поэтому, как только стало известно о первых заразившихся, то люди стали реагировать соответствующе: скупать продукты, медикаменты, маски, позднее начали сами изготовлять маски, так как наметился их дефицит и завышение цен.
Но, например, в Кыргызстане были и те, кто продолжал вести привычный образ жизни, проводя различные торжества с приглашением большого количества гостей. Были и те, кто отказывался от карантина или не соблюдал комендантский час.
Но в целом, таких людей становится все меньше, так как постепенно приходит понимание того, что только решительными мерами и общими усилиями можно победить эту болезнь.
Алибек ТУСУПБЕКОВ
Автор:
Культурологические ведомости