Сегодня у делегации Минсельхоза Казахстана был весьма насыщенный, напряженный и в то же время плодотворный день в Москве. Отмечу, что мы приехали на первое заседание Совета по агропромышленной политики Евразийского экономического союза. Встреча глав аграрных ведомств стран ЕАЭС проходила в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Говоря по правде многосторонняя встреча переросла в двустороннюю: между заместителем премьер-министра — министром сельского хозяйства Казахстана Умирзаком Шукеевым и его российским коллегой — главой Минсельхоза РФ Дмитрием Патрушевым. Вначале образно, так как в отличие от других делегаций стран ЕАЭС казахстанская сторона была самой активной, задавая тон всему заседанию. А затем и в реальности, ведь министр сельского хозяйства России после совещания ЕЭК запросил личную аудиенцию с Шукеевым, согласившись пойти навстречу Казахстану по целому ряду вопросов.
Скажу как есть: сегодня казахстанской делегации в Евразийской экономической комиссии удалось отстоять сразу несколько принципиальных вопросов. И главную роль в проведении успешных переговоров в Москве сыграли два человека: вице-премьер нашего правительства Умирзак Шукеев и вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Остановлюсь лишь на наиболее знаковых позициях. Во-первых, наша сторона добилась того, чтобы Евразийская экономическая комиссия внесла в протокол, что никаких Единых информационных систем (например, по прослеживаемости товаров и продуктов питания) не будет, а будут национальные, суверенные информационные системы, которые смогут интегрироваться в той или иной степени друг с другом для взаимной выгоды и облегчения работы.
Во-вторых, Умирзак Шукеев и Гульмира Исаева выступили за то, чтобы унифицировать селекционно-племенную работу в животноводстве на территории Евразийского экономического союза. Дело в том, что в этом вопросе Казахстан заметно опережает Россию: у нас статус «племенного» присваивается прямиком животным и делается это саморегулирующимися общественными организациями — Республиканскими палатами заводчиков скота. Тогда как в РФ до сих пор существует старая система, когда многое диктует государство, причем присваивает этот статус самим хозяйствам. Более того, россияне хотели бы наделить уникальным правом раздавать статус «племенных» ограниченное количество своих организаций, с чем не может согласиться Казахстан, так как это способно резко усложнить вопросы взаимной торговли между нами: экспорта и импорта живого скота.
Мало того, позицию казахстанской стороны поддержал… российский бизнес. До заседания Совета ЕЭК Умирзак Шукеев встретился с руководством «Мясного союза России» и крупнейшей животноводческой компанией РФ «Мираторг». Так вот, российские бизнесмены, которые желают сотрудничать и торговать с Казахстаном, целиком и полностью поддержали главу нашего Минсельхоза. Поэтому сегодня на заседании Совета по агропромышленной политике ее участникам не оставалось ничего другого, как пойти на уступки нашей стране в этом деле. А значит, теперь будут долгие консультации с казахстанскими и российскими бизнесменами, а те и другие последовательно выступают за упрощение процедур торговли, за облегчения экспорта-импорта.
В-третьих, наша делегация вынесла на повестку дня животрепещущий вопрос: мы не хотим присоединяться к так называемым антидемпинговым мерам, направленным против производителей гербицидов из Евросоюза. Мы целенаправлено проводим четкую политику: если какие-либо страны в ЕАЭС хотят повысить пошлины на эту европейскую продукцию химической промышленности, то пусть они это делают в рамках своих государств. Казахстан же исходит исключительно из своих собственных экономических интересов.
Мы решили диверсифицировать свое сельхозпроизводство, уходя от монокультуры, развивая растениеводство по многим направлениям. Да что там, нам необходимо поднимать производительность в сельском хозяйстве, мы выходим на экспорт, поэтому нашим фермерам как воздух нужны качественные европейские гербициды. Они действенны и экономичны, плюс практически не оставляют минимального вредного содержания в выращенной продукции, а значит она становится более конкурентноспособной на экспортных рынках.
Ранее Казахстан воспользовался своим правом наложить вето на это решение отдельных стран в рамках Евразийского экономического союза. То есть, мы применили законную опцию, которая прописана в законодательстве о ЕАЭС. Таким образом, мы не присоединились к антидемпинговой кампании внутри Евразийского экономического союза против поставщиков гербицидов из Европейского союза.
И теперь мы вновь подняли этот вопрос, объяснив свою позицию и попросив уважать экономическое право и интересы Казахстана внутри ЕАЭС.
Главе Минсельхоза России Дмитрию Патрушеву не осталось ничего другого как принять логику казахстанской делегации к сведению, согласившись считаться с позицией аграрного ведомства нашей республики.
Многие делегаты из Армении, Белоруссии и Кыргызстана после заседания Совета аплодировали казахстанцам, так как мы сумели грамотно, взвешенно и с цифрами на руках отстоять свою правоту, свои экономические интересы, не причиняя при этом ущерба ни одной из сторон и стран-участниц ЕАЭС.
Автор:
Фермерские ведомости