У нас иногда принято считать, что мы отстаем по разным показателям от развитых или некоторых бурно развивающихся стран мира, хотя это далеко не так. Каких трудов стоило переломить стереотип, живущий в подсознании наших граждан, что наша страна якобы мало что производит в сфере АПК и не является конкурентоспособной со своей сельхозпродукцией на мировом рынке. К счастью, это совсем не так: у нас не только появились и работают ультрасовременные фермы, а внутренний рынок насыщен сельскохозяйственной продукцией собственного производства, но мы все больше и больше позволяем себе отгружать свою растениеводческую продукцию на экспорт.
Но не об этом я хотел бы рассказать сегодня. А о том, какой рывок по сравнению со всеми другими странами Евразийского экономического союза, Казахстан совершил в отрасли животноводства.
Напомню, что наша делегация Министерства сельского хозяйства РК приняла на этой неделе участие в работе первого заседания Совета по агропромышленной политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Москве. И там, между прочим, поднимался вопрос о создании Единых информационных баз данных Евразийского экономического союза. Единые информационные системы ЕАЭС предложили создать по прослеживаемости товаров – продуктов питания, по землям сельхозназначения, по поголовью сельскохозяйственных животных и т.д.
Однако казахстанская делегация сумела отстоять свою позицию, которая заключалась в том, что никаких новых информационных систем с нуля, а тем более под единым куполом ЕАЭС создавать не стоит. Давайте, оставим все как есть и просто усовершенствуем уже имеющуюся работающую модель. А именно: каждая страна будет опираться на свои национальные суверенные информационные системы, которые в случае необходимости можно просто интегрировать для решения каких-либо точечных конкретных задач.
И аргументы у руководства нашего Минсельхоза оказались железобетонными, с которыми невозможно было не согласиться. Не удивляйтесь, но Казахстан уже давно обошел все другие страны-участницы ЕАЭС по разработке информационных продуктов, по изменению законодательства, оставив соседей далеко позади.
Возьмем, к примеру, такой насущный проект как идентификация, биркование всего крупного рогатого скота на территории Казахстана. На сегодняшний день наша республика является среди стран всего постсоветского пространства лидером в разработке системы идентификации сельскохозяйственных животных. Мы – первая страна, которая за счет государства проидентифицировала, пробирковала всех животных невзирая на то, в какой собственности находился скот: во владении крупных сельхозпредприятий или хозяев личных подворий.
Для сравнения, эту работу только начинают наши коллеги – например, в Кыргызстане сейчас завершили первый этап идентификации крупного рогатого скота, а Россия лишь начинает идентификацию поголовья молочного скота в крупных хозяйствах. В Белоруссии идут по другому пути: в их республике имеются государственные сельскохозяйственные предприятия, где и проводится идентификация, но в личных подсобных хозяйствах она не осуществляется.
А потому делегация от Казахстана, как более продвинутой страны в этом вопросе, заявила, что на базе нашей системы идентификации уже создана интегрированная система управления агропромышленным комплексом ЕАСУ, в которой сейчас в электронном формате оформляются все ветеринарные, фитосанитарные, карантинные разрешительные документы – очень важные для процедуры экспорта-импорта.
И мы можем начать совместную работу, например, с ветеринарной информационной системой России, которая позволяет в системах «Аргус» и «Меркурий» оформлять часть ветеринарных разрешительных документов.
Более того, мы ушли вперед нашего основного торгового партнера в ЕАЭС – Российской Федерации и в селекционно-племенной работе. Когда на заседании в ЕЭК речь зашла о согласовании этой работы в масштабах Евразийского экономического союза, руководство Минсельхоза Казахстана заявило свою позицию, что унификация требований в селекционно-племенной деятельности должна, конечно, еще обсуждаться, но за образец предложило взять наш страновой подход.
Так, еще несколько лет назад с началом реализации проекта «Развитие экспортного потенциала мяса КРС» мы реформировали свое законодательство, полностью изменив систему племенного животноводства. Например, если раньше у нас существовали племенные хозяйства, то теперь акцент был сделан на племенных животных. То есть, племенное животное раньше считалось «племенным», если оно находилось в племенном хозяйстве. Само по себе, это не было прогрессивным явлением. Владельцы так называемых «племенных хозяйств» занимались в основном получением субсидий из госбюджета и абсолютно не ценили племживотных, которых могли просто пустить под нож.
В настоящее же время, ситуация изменилась кардинально. Теперь не имеет значение как называет себя хозяйство, главное, что статус «племенного» придан самим животным. Можно сказать, что этой точечной реформой Минсельхоз резко повысил ставки чистопородного скота. Нынче его представители действительно ценятся, на них делают долгосрочный бизнес, они составляют основу породного преобразования в Казахстане и увеличения поголовья сельхозживотных по всей стране.
А между тем у россиян до сих пор действуют старые правила, от которых мы отказались и не пожалели: статус «племенного» дается хозяйствам, а не животным напрямую. Причем делается это государственными структурами. У нас же статус «племенных» присваивается животным общественными объединениями – Республиканскими палатами заводчиков скота.
Что уж говорить, если даже оценка животных у наших партнеров по ЕАЭС применяется устаревшая – линейная (по одному качеству представителя породы), а не индексная – передовая, которую взял на вооружение Казахстан, которая позволяет оценить животное благодаря целому комплексу качеств и свойств.
Автор:
Фермерские ведомости